Урок в 8 классе "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку «Односоставные предложения»
Тема «Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма организации урока: урок повторения
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, в парах, индивидуализированная
Методы: частично-поисковый, индуктивный, практический, речевой опыт учащихся
Средства: доска, магнитная доска, обобщающая таблица, карточки для опроса, фрагменты текстов, опорные схемы
Цель: повторение, обобщение, систематизация знаний, умений, навыков по теме «Односоставные предложения»
Задачи:
- образовательные: совершенствовать умение отличать односоставные предложения от двусоставных, строить связные высказывания, включая в них односоставные предложения;
- воспитательные: формирование аргументированности речи, совершенствование самостоятельно-познавательной деятельности учащихся.
Основные понятия: односоставные предложения: определённо – личные, неопределённо – личные, безличные, назывные; грамматическая основа, двусоставные предложения
Содержание: на данном уроке учащиеся будут говорить, слушать, читать, писать, т.е.
- организация всех четырёх видов речевой деятельности;
- актуализация знаний по теории синтаксиса односоставных предложений
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Психолого – педагогическое обоснование |
| Приветствие детей. Сообщение цели урока и постановка дидактических задач | Самостоятельно определяют задачи урока. Знать: что такое односоставное предложение Уметь: находить в тексте, отличать односоставные предложения друг от друга по их виду | Эмоциональный настрой. Подготовка учащихся к восприятию и закреплению учебного материала на всём протяжении урока |
|
- Какие виды односоставных предложений по наличию главных членов бывают? - Назовите группы односоставных предложений - Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения? - Что объединяет определённо-личные, неопределённо-личные, безличные предложения? - Какие предложения относят к назывным? - Расскажите о способах выражения главного в односоставных предложениях. 2. Проверяются домашние индивидуальные задания: найти в художественных произведениях назывные предложения, определить их роль в тексте. |
|
|
3.Работа с обобщающей таблицей | По итогам опроса предлагается собрать разборную таблицу «Односоставные предложения». Демонстрация таблицы учащимся | У доски работает один ученик, остальные наблюдают за выполнением задания. | Непроизвольная отработка знаний и умений в процессе активного осмысления готового знания |
| Работа по заранее подготовленным карточкам. Задание: учащимся 1-го варианта указать предложения определённо-личные, безличные; учащимся 2-го варианта – неопределённо-личные, назывные. Подчеркнуть грамматические основы, определить способ выражения главного члена | Делают выбор, отмечая в карточках нужные предложения, подчёркивают грамматические основы, определяют способ выражения главного члена. Сдают работы на проверку учителю. | Одновременная проверка теоретических знаний у всех учащихся на практике. Организация самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. |
| Предлагается задание:
схем соответствует предложениям Дорогу замело снегом, и нам посоветовали переночевать в деревне; За время пребывания в горах узнали много нового, и так захотелось поскорее рассказать об этом друзьям А. [двусост. ], и [ двусост.]; Б. опред.-личн.], и [беличн.]; В. [безличн.], и[ неопред.-личн.]; Г. [неопред.-личн.], и [безличн.]; Д. [ неопред.-личн. ], и[безличн.] 2) Составить предложения к оставшимся схемам | Называют схемы, соответствующие данным предложениям, доказывают правильность выбора. Придумывают предложения к остальным схемам. | Вовлечение учащихся в активную мыслительную деятельность. Совершенствование мыслительных операций сравнения, анализа, абстрагирования. Развитие логического мышления. |
| Вопросы для повторения стилистической принадлежности основных групп односоставных предложений: -В каких стилях речи чаще всего используются определённо-личные предложения? -Неопределённо-личные? Безличные? Назывные? | Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. | Репродуктивная деятельность |
| Задания дифференцированного характера (в зависимости от подготовки учащихся)
А) Выразительно прочитать. Б) Определить структуру предложений. В) Какую функцию выполняют односоставные предложения в тексте? 2. Написать по предложенным репродукциям картин сочинение – миниатюру с преимущественным использованием односоставных предложений на одну из тем «Зимний лес», «Утро», «Ночь». 3. Работа по карточкам Задание: двусоставные предложения преобразовать в односоставные.
|
|
|
| Оценивание учителем | Ответы детей по выполненным заданиям | Совершенствование навыка слушания ответов товарищей и анализа выполненных работ |
| Общая оценка работы - Что нового узнали? - Что было для вас самым интересным? -Самым сложным? _Есть ли вопросы к учителю? Выставление аргументированных оценок | Индивидуальные устные ответы. Самоанализ. | Рефлексия. Мотивация на дальнейшее обучение. |
| Написать сочинение – миниатюру «Первый снег! Сколько чувств вызывает он!» | Запись домашнего задания в дневники. | Культура работы с дневником |
Карточка для контрольного опроса по теме «Односоставные предложения»
- Брожу по набережной снова.
- Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий очаг.
- С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться.
- Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт.
- В Сибири не любят горячку и спешку.
- Лес. Палатка. Плеск речной воды.
- Повеет полем, первой бороздой.
- Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...
Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "
Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...