Урок - путешествие по стране Лексике
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Значение игры невозможно исчерпать развлекательным, рекреативным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в творчество!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie_po_strane_leksike.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: создать условия для:
- повторения изученного по теме «Лексика» в форме игры-сказки;
- формирования умения определять лексическое значение слов;
- воспитания культуры речи и внимания.
Оборудование урока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, антонимы, омонимы.
Ход урока
На доске нарисован сказочный теремок.
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут. (Слова.)
Затем детям предлагается ответить на вопросы:
1. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
2. Для чего служат слова?
Следующее задание выполняется письменно:
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М. Белкина).
Задания к тексту:
1.Объясните орфограммы и пунктограммы.
2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.
- Угадайте, - говорит учитель, - кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку? (На доску прикрепляется рисунок.)
- Ба, да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение этого слова?
Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.
Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (Синонимы.)
На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.
Задание 1.
Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный.)
Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам».
Задание 2.
Отредактируйте текст, используя синонимы.
«После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».
Учитель: Жильцов квартиры номер два
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы.)
Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.
Задание 3.
Помогите братьям прочитать письмо.
«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми...»
Учитель: Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.
Мы — слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность, ты до смысла
доберись.
Наподобие начинки смысл запрятан в
серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.
(Я. Козловский).
Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал «Мир».
Задание 4.
Пользуясь словарем, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами.
Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.
Юмореска
Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:
- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный...
(И. Верзилин).
Задание 5.
Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора.)
Учитель: А под самой крышей находится мансарда. (Выясняется значение этого слова.) Там идет заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.
Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я. Козловский).
Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении.) Для них почтальон Печкин принес бандероль. (Определяется значение этого слова.) Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.
Задание 6.
Найдите слова, использованные в переносном значении.
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
(А.Громова).
Полз состав. Он устал –
От гудка до хвоста.
Полз состав, полз, и стал,
И уснул у моста.
(В.Левин)
Задание 7 (на выбор).
1.Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный, дышит.
2.Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал веселый ручеек», «Пришла волшебница-зима».
3.Лексическое задание — использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.
Рефлексия:
– урок понравился?
– чему научились?
– что нового узнали?
Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка - это ваше домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -путешествие "В страну Лексики"
Урок обобщения....
Урок осетинского языка на тему "Путешествие в страну "Лексика"".
Целью этого урока является повторение темы "Лексика"; обогащзение словарного запаса учащихся; работа над развитием речи; воспитание любви к родному языку....
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Презентация к уроку русского языка на тему: "Путешествие по странам Лексика и Фразеология"
Данная презентация предначзначена для урока русского языка в 7 классе на тему: "Лексика и Фразеология" (обобщающий игровой урок). Конспект урока отдельно....
Презентация к уроку Путешествие по стране "Лексика"
Цели урока: - повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме;- развитие устной и письменной речи учащихся, памяти, мышления, умение делать выводы.Зада...
План - конспект урока Путешествие по стране "Лексика"
Цели урока: - повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме;- развитие устной и письменной речи учащихся, памяти, мышления, умение делать выводы.Зада...
Урок-путешествие в страну "Лексика"
Урок-путешествие по теме "Лексика"...