Конспект урока русского языка в 6 классе "Буквы ч, щ в суффиксах -чик, - щик"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Урок №: 19 (33)
Дата: 17.12.14.
Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, - ЩИК.
Цель: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных
–чик и –щик,
- познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;
- научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
- расширить кругозор учащихся о профессиях.
Развивающие:
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
- развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
- продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
- создать условия для развития коммуникативных навыков.
Воспитательные:
- воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
- воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
- совершенствование навыков этичного межличностного общения;
- продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная,индивидуальная, коллективная, дифференцированная , дидактическая игра, ролевая игра.
Оборудование: проектор, иллюстрации учащихся к уроку, пазл «Бакенщик», видеофильм «Суффиксы Чик и Щик», презентация PowerPoint, волшебная яблоня.
Ход урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя (1 минута).
- Доброе утро, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня. В начале урока я бы хотела проверить,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку ?? («пять»)!
- Мотивационная деятельность по формированию темы урока (5 минут).
Использование приёма «Отбрось лишнее».
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
-Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд.
Пр..ехать, пол..жить, газет..ик, набор..ик, о Лиди..
-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.
(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.
Положить –корень. Лож пишется, т.к. перед о – ж.
Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.
О Лидии – окончание. Пишется и, т.к. это П.П., существ.на – ия.)
-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах
-чик и -щик»).
- Сегодня на нашем уроке мы окунемся в удивительный, огромный мир суффиксов. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов. Ребята, а какова основная функция суффиксов? (Образовывать слова)
Изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
Сначала за помощью к вам хочу обратиться я (постановка проблемного вопроса)
-Мне надо правильно написать словопереписчик. (На доске – перепис…ик). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов.)
- Так какую же выбрать букву: ч или щ? Аргументируйте свой ответ!
-Какую орфографическую и фонетическую проблему вы обнаружили?(Произношение не соответствует написанию.В соответствии с системой нашей артикуляции нам удобнее произносить перепищик).
-А как узнать о том, как правильно писать суффиксы –чик и –щик? Какова цель нашего урока? (Познакомиться с правилом, научиться применять его на практике).
-Вы готовы получить новые знания? Если готовы – поднимите правую руку вверх, как положено настоящему прилежному ученику! Тогда вперёд!
- Записываем в тетради число. Сегодня
Семнадцатое декабря.
Классная работа.
- Изучение новых знаний и способов действия (10 минут).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.
- Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, хотела бы обратить ваше внимание на волшебную яблоню, которая выросла у нас в классе. На ней висят зеленые яблоки. А как вы думаете, почему яблоки могут быть зелёными? (по одной причине: от сорта (например, греннисмит или семеренко), но ещё они зелёные по другой причине –неспелые).
-Ребята, а почему же на нашем сегодняшнем уроке все яблоки зелёные, нет ни одного красного?(Потому что не знаем материал).
-А возможно ли сделать так, чтобы по волшебству яблоки вдруг покраснели? При каком условии это произойдет? (Выучить новое правило, работать).
-По ходу урока у вас будет возможность сорвать своё яблоко и положить себе на парту дозревать, но только в одном случае: если вы будете старательно работать.
-Я предлагаю вам окунуться в сказочный мир. Дома вы подготовили удивительные иллюстрации, я попросила вас изобразить суффиксы, которые ожили на ваших рисунках. Именно к ним в гости, в страну Суффиксляндию мы и отправимся.
Лингвистическая сказка на видео.
«Жили-были суффиксы ЧИК и ЩИК. И хотя ЧИК был тихоня, а ЩИК – задира и непоседа, жили суффиксы дружно. По очереди ходили на работу, по очереди отдыхали. А работали суффиксы строителями, строили слова.
Вот выходит на работу ЧИК, и появляются новые слова».ПАУЗА!!!
- Ребята, давайте попробуем заняться строительством слов,раз мы в сказочной стране!
На доске слова:
буфет – буфетЧИК
смазать – смазЧИК
разведать – разведЧИК
Разносить – разносЧИК
Перебег(//ж)ать- перебежЧИК.
«А потом приходит смена суффикса ЩИК, и он образует новые слова»:ПАУЗА!!!
камень – каменЩИК
прицеп – прицепЩИК
фонарь – фонарЩИК.
И все у братьев шло ладно да складно, пока однажды ЩИК не заявил своему брату:
- Послушай, ЧИК, а ведь я вполне могу обойтись и без тебя. Послушай, как звучат тобой образованные слова: резчик - ре[ЩИК], смазчик - сма[ЩИК], извозчик - изво[ЩИК], перебежчик - перебе[ЩИК]. Ну, что, убедился, что в этих словах вполне могу писаться я, суффикс ЩИК.
- Но это же несправедливо. Мы ведь договаривались с тобой всю работу делить пополам.
- Когда это было! Договаривались мы давно, а теперь я передумал. Словом, я решил: всю работу буду делать я, а ты, ЧИК, сиди дома, в русском языке обойдутся и без тебя.
ЩИК убежал, а ЧИК горько заплакал. Проходила мимо компания друзей- букв , увидели ЧИК и спрашивают:
- Что случилось?
Объяснил суффикс ЧИК, как брат ЩИК его обманул. Стали буквы возмущаться:
- Морфемика – это наука, и все в ней должны соблюдать лингвистические законы. Суффикс – это значимая часть слова, она образует новые слова. Но все-таки суффикс не самая важная часть слова, почему, ребята? ПАУЗА!!!
(Корень важнее.Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов).
-А мы, буквы,часто завершаем корень. Ты, суффикс ЧИК, нам очень нравишься, и мы считаем тебя своим другом. Поэтому запомни: после нас будешь писаться только ты, суффикс ЧИК.
Так с тех пор и пошло: как только в слове, обозначающем лицо по профессии, роду деятельности, корень оканчивается на буквы(??? Что за буквы, ребята???)
Д, Т, З, С, Ж, так пишется суффикс ЧИК, а после других букв пишется суффикс ЩИК.
- Вы сами не заметили, как сформулировали правило! (Суффикс ЧИК пишется после д, з, ж, с, т, а суффикс ЩИК после всех остальных).
Внимательно посмотрите на слова. Что все они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).
- Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, откроем учебник на странице 102, параграф 44.
ФИЗМИНУТКА Флеш Плеер! (1 минута)
IV. Этап проверки понимания изученного (2 минуты).
Форма организации учебной деятельности: совместно – распределительная работа.
-Молодцы, ребята! Теперь мы сможем решить нашу проблему, которую я поставила перед вами в начале урока. Что напишем на месте пропуска в слове перепис..ик? (чик, потому что после с) На доске вы видите цветочек чик, но его лепесточки с названиями потерялись. Ребята, давайте поможем цветочку обрести свои цвета и потерянные элементы.
-На слайде вы видите одну фразу: Я тоже здесь. Кто догадался, какая подсказка заключена в этих словах??
- Ребята, вы готовы попробовать применить новое правило на практике? Тогда приготовились к моему первому заданию.
V. Этап закрепления изученного.
- -Давайте для разминки сыграем в игру «Кто я такой?» (5 минут).
Цель данной игры – углубить свои знания по лексике, научиться применять новое правило.
Форма работы: дидактическая игра.
- Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).
- Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
- Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
- Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
- Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
- Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
- Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик.
- Рабочий, работающий посменнос другим – сменщик.
- Рабочий, который замешивает бетон – бетонщик.
- Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.
- Работник, который укладывает паркет –паркетчик.
Рефлексия.
-Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения? (познакомились с профессиями, научились применять правило)
2. «Распредели-ка!» (5 минут).
–Следующее задание – распределительный диктант. Но вы не будете работать поодиночке. Вообразим себя чиком и щиком. Поэтому один человек, работающий у доски будет отвечать за слова на – чик, а другой – на щик. От настроя в паре зависит качество вашей работы.
Цель данного задания – научиться на слух определять правописание букв в суффиксах чик, щик.
-чик | -щик |
Переводчик, переносчик, рассказчик, грузчик, разносчик, заказчик. | Компьютерщик, наборщик, сборщик, барабанщик, сварщик, шарманщик. |
Рефлексия.
–Ребята, какой навык вы отрабатывали в этом упражнении?
3.«Корректор» (6 минут)
-Далее я вам предлагаю представить себя взрослым,поработать в роли корректора.
Форма работы: ролевая игра.
Цель игры: научиться видеть ошибки в словах, исправлять их.
-Кто знает, в чём заключается задача этой профессии? (Корректировать написанное, исправлять).
- На доске – зашифрованныйпазл. Но только когда мы исправим все ошибки, нам удастся узнать, что было спрятано за ошибками. С места вы читаете предложения поп порядку, ели нужно - исправляете ошибки в словах. Только потом я смогу открыть картинку, которую вы пожелаете.
Цель данного задания – научиться видеть орфографические ошибки в словах с изученной орфограммой, формировать умения отстаивать свою точку зрения.
- Работать грузщиком. (грузчик)
- Являться рассказщиком (рассказчик)
- Юный барабанщик (нет ошибки)
- Ответственный приказщик (приказчик)
- Опытный резщик (резчик)
- Подлый доносчик (нет ошибки)
- Профессиональные обходщики (обходчики)
- Он стал подписщиком (посдписчик)
- Усталый фонарьщик (фонарщик)
-Кто изображён на картине? (мужчина, рыбак). Как вы думаете, кто он, если судить по роду деятельности? (?? ) Взгляните на слайд. (БАКЕН) Что это, кто догадался? Ребята, а что такое бакен? (плавучий знак, устанавливаемый для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров).
-Как вы думаете, существует ли профессия, связанная с этим словом? (Да, бакенщик – зажигают бакены)Значит, на зашифрованной картине изображен бакенщик.
- Напишите слово на доске, затранскрибируйте слово, объясните правописание орфограммы.
Рефлексия.
-Ребята, чему вы научились, выполняя это задание? Сложно ли исправлять ошибки, если знать правило? О какой профессии вы узнали?
4. Физминутка для глаз (слайд) (1 минута).
5. Распределительная работа с сигнальными карточками (1 минута).
Форма работы: дифференцированная работа.
Цель задания: научиться на слух дифференцировать слова с определенным написанием.
- Закрепим наши знания. На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.
Рассказчик – ч
Каменщик – щ
Стекольщик – щ
Заказчик – ч
Приказчик – ч
Фонарщик – щ
Буфетчик – ч
Банщик – щ
Бакенщик- щ
Рефлексия.
-Что это задание позволило проследить? Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга?
Резервное задание:
6.Самопроверка (3 минуты).
Форма работы: индивидуальная.
Цель задания: формировать умения объективно оценивать свои знания, научиться мысленностроить цепочку логических рассуждений, касаемыхтой или иной изученной орфограммы.
- Ну что ж, ребята, мы с вами учились применять правило на практике, закрепляли его на примерах интересных упражнений. Теперь остается одно – проверить, на сколько вы освоили тему. Проверять вы будете себя сами. Оценивать тоже. Проведите в тетради вертикальную линию на 5 строк так, чтобы можно было с одной стороны в столбик вписать букву, которая пишется по новому правилу в суффиксах чикщик, а с другой стороны вы напишете букву, которая пишется в окончании этого слова. Это будет выглядеть примерно так:
Ч И
ЩЕ
ЩИ
Ч Е
ЩИ
Слова для диктанта: о грузчике, в заговорщике, о водопроводчике, о погрузчике, об укладчике.
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
Ч Е
ЩЕ
Ч Е
Ч Е
Ч Е
Если вы допустили 0 ошибок, можете смело поставить себе отметку «5», 1 ошибку - «4», 2-3 ошибки– «3». Передайте тетради с классной работой, чтобы я смогла выставить вам оценки. Откройте дневники.
VI. Этап информации о домашнем задании (2 минуты +шарики!). (СЛАЙД)
- На выбор:
- Написать сочинение на любую тему, используя 10 слов с изученной орфограммой;
- В Толковом словаре найти значения 10 слов, обозначающих принадлежность к той или иной профессии, оканчивающихся суффиксами –чик или -щик, составить с ними 3-4 предложения;
- Выполнить упражнения 244, 245;
- +Обязательное индивидуальное задание.
VII. Этап рефлексии (2 минуты).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось
Было трудно…
VIII. Подведение итогов (1 минута).
-Урок был очень увлекательным, интересным. Вы работали очень активно, и ваши яблоки успели поспеть. Угощайтесь и набирайтесь сил на следующий урок. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 7 классе"Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" с ЭОР.
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР (электронно-образовательных ресурсов) пробуждает интерес к изучаемому предмету, способствует во...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
«Правописание гласных в суффиксах существительных" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».Цель урока: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- и способами действ...
План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Суффикс"
Данный материал (конспект урока русского языка в 5-м классе) предусматривает дифференцированный подход в изучении новой темы (работа в однородных группах)....
План конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Суффикс"
Данный урок русского языка разработан для 5 класса при изучении темы «Суффикс». Тип урока – закрепление знаний по теме. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную ...
План - конспект урока русского языка для 5 класса на тему: «Суффикс»
Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.Задачи:1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова, стоящей ...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....