Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме "Виды глагола" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Виды глагола" | 24.72 КБ |
презентация к уроку "Виды глагола" | 886.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Виды глагола.
Класс: 5
Учитель: Артамонова Галина Николаевна.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели по содержанию:
обучающие: Познакомить с тем, какие существуют виды глагола. Научить определять вид глагола.
развивающие: Развивать умение сопоставлять и анализировать языковые явления.
воспитывающие: Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: Умение определять вид глагола, владение терминологией.
Метапредметные :
регулятивные: Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
коммуникативные: Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
познавательные: Объяснение учащимися языковых явлений, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования глаголов на нахождение вида.
Личностные: Адекватная самооценка и смыслообразование.
Используемая технология: Проблемно-диалоговая, педагогика сотрудничества, ИКТ.
Информационно-технологические ресурсы:
электронная презентация «Шпаргалка-проверялка»,
«Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). – М.; Просвещение, 2013,
Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Вернувшись с работы, мама Серёжи нашла записку: «Мамочка, я посуду мыл, уроки делал, не беспокойся». А мама Коли прочитала в записке сына: «Мамочка, я посуду вымыл, уроки сделал». Какая из мам будет спокойней за своего сына? | Задают вопросы по домашней работе. Обсуждают проблемную ситуацию. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1.Учитель задаёт вопросы по ранее изученному материалу:-На какие вопросы отвечают глаголы?-В каком времени они употреблены?-Какие из глаголов, употреблённых мальчиками, отвечают на вопрос «Что делал?» Надпишите над ними «несовершенный вид».-Какие из глаголов отвечают на вопрос «Что сделал?» Надпишите над ними «совершенный вид» | Отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал, выявляют проблему, проводят наблюдения над языковым явлением. | Регулятивные: выявление проблемы, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации. |
Этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | 1.Учитель предлагает сформулировать тему и цель урока: -Какие новые понятия сейчас прозвучали? О чём пойдёт речь на уроке? Как мы можем узнать, что означают эти понятия? | Учащиеся формулируют тему и цель урока, намечают план работы на уроке с помощью учителя. | Регулятивные: постановка цели, планирование с помощью учителя. |
Этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | 1.Организует процесс наблюдения: -Давайте подумаем, почему виды глагола получили такое название: несовершенный и совершенный? (Действие не совершено, протекает во времени - мыл, учил; действие совершено, не продолжается во времени – вымыл, выучил) -Чем ещё различаются эти глаголы? -Как определить вид? 2.Консультирует, где найти информацию по этой теме (стр.110 учебника §111). 3.Организует работу в парах по изучению текста учебника. 4.Организует работу с таблицей учебника (стр. 109) и обсуждение в парах ответа на вопросы: -У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему? | Проводят наблюдение над языковыми явлениями. Выдвигают гипотезу. Работают с текстом учебника. В парах проговаривают правила определения вида глагола по памяти. Обсуждение в парах и озвучивание общего ответа на вопросы. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | 1. Предлагает составить парам опорную схему по изученному материалу, а затем сравнить с образцом в рабочих тетрадях с печатной основой (стр. 63), а также со схемой в презентации «Шпаргалка-проверялка», выбрав оптимальный вариант записи. | Составление схемы и сравнение её с образцом. Оценивают свою работу по составлению схемы и выставляют её в лист оценивания. | Познавательные: определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний. Регулятивные: самооценка с выставлением в оценочный лист. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Учитель проводит динамическую паузу. Физкультминутка Хорошо гулять в лесу! Раз, два, три, четыре, пять. Учитель предлагает учащимся выполнить задания базового уровня по образцу (упражнения №.638, 641) | Самостоятельно выполняют упражнения нового вида базового уровня, затем проверяют, сравнивая с эталоном по слайдам презентации «Шпаргалка-проверялка», выявляют и корректируют возможные ошибки. | Личностные: способность к общению- взаимодействию учитель-ученик. Познавательные: выполнение действий по алгоритму с последующей проверкой . Регулятивные: контроль, оценка и коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Этап включения в систему знаний и повторения; | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Учитель организует работу с заданием повышенной сложности для тех, кто справился заданиями базового уровня без ошибок и работу над ошибками для тех, кто допустил ошибки в заданиях базового уровня. | Выполнившие задание без ошибок работают над упражнением повышенной сложности № 642, допустившие ошибки - над № 86 на стр. 63 в тетрадях с печатной основой. Оценивают свою работу в листах оценивания. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму с последующей проверкой. Регулятивные: контроль, оценка и коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: учебное сотрудничество. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель даёт дифференцированное домашнее задание; 1 уровень (базовый): упр639 по учебнику (стр.110) 2 уровень (повышенный): упр87 в рабочей тетради с печатной основой (стр.63) | Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию, уточняют непонятные детали. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотносит цель учебной деятельности и её результаты, фиксирует степень её соответствия и намечает дальнейшие цели деятельности. –Назовите ключевые слова урока. –Как надо действовать, чтобы определить вид глагола? – Найдите «четвёртое лишнее» слово: 1) возвратить; 2) купаться; 3) читать; 4) кончаться. -Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? -Как вы считаете, достигли ли мы её? - Оцените свою работу на уроке. -По каким критериям будете оценивать себя? - С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? -Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? | Учащиеся оценивают себя, обсуждают результат. | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мамочка, я посуду мыл, уроки делал, не беспокойся. Серёжа. Мамочка, я посуду вымыл, уроки сделал. Коля. Какая из мам будет спокойней за своего сына ?
действие не совершено , протекает во времени мыл учил неовершенный вид действие совершено , не продолжается во времени вымыл выучил совершенный вид Тема урока: Виды глагола
виды глагола несовершенный совершенный Ёжик переходит дорогу (что делает?) несовершенный вид Ёжик перешёл дорогу (что сделал?) совершенный вид делал? сделал ? что Шпаргалка-проверялка
Физкультминутка
Шпаргалка-проверялка
Шпаргалка-проверялка
Домашнее задание Упр.639 по учебнику (стр.110 ) и ли Упр.87 в рабочей тетради с печатной основой (стр.63)
Найдите « четвёртое лишнее» слово : возвратить ; купаться ; читать ; кончаться .
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...