Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Артамонова Галина Николаевна

Урок  по теме "Виды глагола" (УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Виды глагола.

Класс: 5

Учитель: Артамонова Галина Николаевна.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 Цели по содержанию:

обучающие: Познакомить с тем, какие существуют виды глагола. Научить определять вид глагола.

развивающие: Развивать умение сопоставлять и анализировать языковые явления.

воспитывающие: Формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные: Умение определять вид глагола, владение терминологией.

Метапредметные :

регулятивные: Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

коммуникативные: Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и  самооценки  действия.

познавательные: Объяснение учащимися языковых явлений, связей и отношений, выявляемых в ходе исследования глаголов на нахождение вида.

Личностные: Адекватная самооценка и смыслообразование.

Используемая технология: Проблемно-диалоговая, педагогика сотрудничества, ИКТ.

Информационно-технологические ресурсы:

электронная презентация «Шпаргалка-проверялка»,

 «Русский язык. 5 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). – М.; Просвещение, 2013,

Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова,  Л.А.Тростенцовой и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

  1. Приветствует учащихся, выслушивает отчёт консультантов о результатах проверки домашнего задания.

  2. Отвечает на  вопросы по домашней работе.

  3. Создаёт проблемную ситуацию для освоения следующей темы:

Вернувшись с работы, мама Серёжи нашла записку: «Мамочка, я посуду мыл, уроки делал, не беспокойся». А мама Коли прочитала в записке сына: «Мамочка, я посуду вымыл, уроки сделал». Какая из мам будет спокойней за своего сына?

Задают вопросы по домашней работе.

Обсуждают проблемную ситуацию.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Учитель задаёт вопросы по ранее изученному материалу:

-На какие вопросы отвечают глаголы?

-В каком времени они употреблены?

-Какие из глаголов,  употреблённых мальчиками, отвечают на вопрос «Что делал?» Надпишите над ними «несовершенный вид».

-Какие из глаголов отвечают на вопрос «Что сделал?» Надпишите над ними «совершенный вид»

Отвечают на вопросы, вспоминают  ранее изученный материал, выявляют проблему, проводят наблюдения над языковым явлением.

Регулятивные: выявление проблемы, выполнение пробного учебного действия, фиксирование затруднения и  волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

1.Учитель предлагает сформулировать тему и цель урока:

-Какие новые понятия сейчас прозвучали? О чём пойдёт речь на уроке?

Как мы можем узнать, что означают эти понятия?

Учащиеся  формулируют тему и цель урока, намечают план работы на уроке с помощью учителя.

Регулятивные: постановка цели, планирование с помощью учителя.

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

1.Организует процесс наблюдения:

-Давайте подумаем, почему виды глагола получили такое название: несовершенный и совершенный? (Действие не совершено, протекает во времени - мыл, учил; действие совершено, не продолжается во времени – вымыл, выучил)

-Чем ещё различаются эти глаголы?

-Как определить вид?

2.Консультирует, где найти информацию по этой теме (стр.110 учебника §111).

3.Организует работу в парах по изучению  текста учебника.

4.Организует работу с таблицей учебника (стр. 109)  и обсуждение в парах ответа на вопросы:

-У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему?

Проводят наблюдение над языковыми явлениями. Выдвигают гипотезу.

Работают с текстом учебника.

В парах проговаривают правила определения вида глагола по памяти.

Обсуждение в парах и озвучивание общего ответа на вопросы.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

1. Предлагает составить парам опорную схему по изученному материалу, а затем сравнить с образцом в рабочих тетрадях с печатной основой (стр. 63), а также со схемой в презентации  «Шпаргалка-проверялка»,  выбрав оптимальный вариант записи.

Составление схемы и сравнение её с образцом.

Оценивают свою работу по составлению схемы и выставляют её в лист оценивания.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний.

Регулятивные: самооценка с выставлением в оценочный лист.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Учитель проводит динамическую паузу.

Физкультминутка

Хорошо гулять в лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Хорошо гулять в лесу,
Будем мышцы упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Учитель предлагает учащимся выполнить задания базового уровня по образцу (упражнения №.638, 641)

Самостоятельно выполняют упражнения нового вида  базового уровня, затем проверяют, сравнивая с эталоном  по слайдам презентации «Шпаргалка-проверялка»,  выявляют и корректируют возможные ошибки.

Личностные: способность к общению- взаимодействию учитель-ученик.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму с последующей проверкой .

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Этап включения в систему знаний и повторения;

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель организует работу с заданием повышенной сложности для тех, кто справился заданиями базового уровня без ошибок и работу над ошибками для тех, кто допустил ошибки в заданиях базового уровня.

 Выполнившие задание без ошибок  работают над упражнением повышенной сложности № 642, допустившие ошибки -  над № 86 на стр. 63 в тетрадях с печатной основой.

Оценивают свою работу в листах оценивания.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму с последующей проверкой.

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учитель даёт дифференцированное домашнее задание;

1 уровень (базовый): упр639 по учебнику (стр.110)

2 уровень (повышенный): упр87 в рабочей тетради с печатной основой (стр.63)

Учащиеся задают вопросы по домашнему заданию, уточняют непонятные детали.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Учитель организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, соотносит цель учебной деятельности и её результаты, фиксирует степень её соответствия и  намечает дальнейшие цели деятельности.

–Назовите ключевые слова урока.

–Как надо действовать, чтобы определить вид глагола?

– Найдите «четвёртое лишнее» слово: 1) возвратить; 2) купаться; 3) читать; 4) кончаться.

-Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

-Как вы считаете, достигли ли мы её?

- Оцените свою работу на уроке.

-По каким критериям будете оценивать себя?

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

-Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Учащиеся оценивают себя, обсуждают результат.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности,

адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок- Нам пора начать урок

Слайд 2

Мамочка, я посуду мыл, уроки делал, не беспокойся. Серёжа. Мамочка, я посуду вымыл, уроки сделал. Коля. Какая из мам будет спокойней за своего сына ?

Слайд 3

действие не совершено , протекает во времени мыл учил неовершенный вид действие совершено , не продолжается во времени вымыл выучил совершенный вид Тема урока: Виды глагола

Слайд 4

виды глагола несовершенный совершенный Ёжик переходит дорогу (что делает?) несовершенный вид Ёжик перешёл дорогу (что сделал?) совершенный вид делал? сделал ? что Шпаргалка-проверялка

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

Шпаргалка-проверялка

Слайд 7

Шпаргалка-проверялка

Слайд 8

Домашнее задание Упр.639 по учебнику (стр.110 ) и ли Упр.87 в рабочей тетради с печатной основой (стр.63)

Слайд 9

Найдите « четвёртое лишнее» слово : возвратить ; купаться ; читать ; кончаться .

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...