Урок русского языка в 5 классе по теме " Обращение"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"
Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: научить
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- составлять предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением.
Структура урока.
- Вступительное слово учителя.
- Введение в тему.
- Исследование 1. Роль обращений в речи.
- Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
- Заключительный этап:
- Вывод;
- обращение к однокласснику;
- "телеграмма" учителю;
- домашнее задание.
Вступительное слово учителя
Друзья мои, прекрасен наш союз:
Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.
Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.
Желаю вам успеха.
Введение в тему
На доске записаны предложения.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
Чем вы, гости, торг ведете?
Прочтите запись на доске.
Какие мысли у вас появились?
Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать)?
Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении?
Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?
Является ли оно членом предложения?
А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, обращаются с речью).
Как можно назвать это особое слово?
(Прикрепить на доску табличку "Обращение". Записать тему в тетради.)
- Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
- Какова роль обращения в речи?
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какое место занимает обращение в предложении?
Исследование 1. Роль обращений в речи.
Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.
Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.
Как они называется?
Внимательно прочтите и выполните задание (на выполнение задания отводится 5 минут).
Раздаточный материал
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Какое предложение содержит обращение?
К кому обращаются?
Как называют того, к кому обращаются?
Чем выражено обращение? Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?
Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")
1. | Ей с поклоном старик отвечает: | 2. | "Дурачина ты, прямой простофиля! |
3. | Отвечает ей черница: | 4. | Она его ласкать, |
По окончании работы один участник группы дает ответ.
Какова роль обращений в речи?
Назвать того, к кому обращаются с речью.
Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью.
Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
Предлагаю небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художника Владимира Конашевича. Рассмотрите их.
Догадались, к какой сказке рисунок?
Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).
Раздаточный материал
Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
Отпусти ты старче меня в море!
Не печалься ступай себе с богом.
Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".
Здравствуй князь ты мой прекрасный.
Князь пошел забывши горе
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"
Свет наш солнышко Ты ходишь
Круглый год по небу
К красну солнцу наконец
Обратился молодец
Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
Чего тебе надобно старче?
Отыскали старика привели к ней.
Задание
- Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
- К какой сказке иллюстрация?
- Выбери предложение с обращением. Расставь знаки препинания.
- Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
- Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?
- Какая схема соответствует этому предложению?
После выполнения задания один участник группы выходит к доске, прикрепляет иллюстрацию и подпись к ней.
Устный монологический ответ.
Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложения, рисуют схемы.
Физкультминутка.
Заключительный этап. Рефлексия.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Еще раз звучат строки великого Пушкина.
Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?
Что вы узнали об обращении? (ответы обучающихся) (Работа с учебником)
Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
Перед вами слова и выражения. (Ольга Николаевна, ты, мое солнышко, ботаник) Какие можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?
(Учитель дает возможность выбрать каждой группе одно слово. На подготовку - 1 минута).
Ответы детей.
- Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
- Как вы обращаетесь друг к другу!
- Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
- Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
- Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
- А теперь оцените свою деятельность на уроке.
- На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
- Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
ТЕЛЕГРАММА
Сегодня на уроке:::::
На выполнение работы отводится 2 минуты.
- Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
- Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? Покажите знаком, если удалось.
Задание на дом
Ребята,может быть, у кого-то в семье торжество, юбилей, день рождения. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"
Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: научить
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- составлять предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением.
Структура урока.
- Вступительное слово учителя.
- Введение в тему.
- Исследование 1. Роль обращений в речи.
- Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
- Заключительный этап:
- Вывод;
- обращение к однокласснику;
- "телеграмма" учителю;
- домашнее задание.
Вступительное слово учителя
Друзья мои, прекрасен наш союз:
Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.
Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.
Желаю вам успеха.
Введение в тему
На доске записаны предложения.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
Чем вы, гости, торг ведете?
Прочтите запись на доске.
Какие мысли у вас появились?
Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать)?
Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении?
Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?
Является ли оно членом предложения?
А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, обращаются с речью).
Как можно назвать это особое слово?
(Прикрепить на доску табличку "Обращение". Записать тему в тетради.)
- Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
- Какова роль обращения в речи?
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какое место занимает обращение в предложении?
Исследование 1. Роль обращений в речи.
Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.
Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.
Как они называется?
Внимательно прочтите и выполните задание (на выполнение задания отводится 5 минут).
Раздаточный материал
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Какое предложение содержит обращение?
К кому обращаются?
Как называют того, к кому обращаются?
Чем выражено обращение? Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?
Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")
1. | Ей с поклоном старик отвечает: | 2. | "Дурачина ты, прямой простофиля! |
3. | Отвечает ей черница: | 4. | Она его ласкать, |
По окончании работы один участник группы дает ответ.
Какова роль обращений в речи?
Назвать того, к кому обращаются с речью.
Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью.
Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
Предлагаю небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художника Владимира Конашевича. Рассмотрите их.
Догадались, к какой сказке рисунок?
Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).
Раздаточный материал
Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
Отпусти ты старче меня в море!
Не печалься ступай себе с богом.
Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".
Здравствуй князь ты мой прекрасный.
Князь пошел забывши горе
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"
Свет наш солнышко Ты ходишь
Круглый год по небу
К красну солнцу наконец
Обратился молодец
Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
Чего тебе надобно старче?
Отыскали старика привели к ней.
Задание
- Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
- К какой сказке иллюстрация?
- Выбери предложение с обращением. Расставь знаки препинания.
- Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
- Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?
- Какая схема соответствует этому предложению?
После выполнения задания один участник группы выходит к доске, прикрепляет иллюстрацию и подпись к ней.
Устный монологический ответ.
Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложения, рисуют схемы.
Физкультминутка.
Заключительный этап. Рефлексия.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Еще раз звучат строки великого Пушкина.
Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?
Что вы узнали об обращении? (ответы обучающихся) (Работа с учебником)
Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
Перед вами слова и выражения. (Ольга Николаевна, ты, мое солнышко, ботаник) Какие можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?
(Учитель дает возможность выбрать каждой группе одно слово. На подготовку - 1 минута).
Ответы детей.
- Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
- Как вы обращаетесь друг к другу!
- Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
- Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
- Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
- А теперь оцените свою деятельность на уроке.
- На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
- Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
ТЕЛЕГРАММА
Сегодня на уроке:::::
На выполнение работы отводится 2 минуты.
- Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
- Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? Покажите знаком, если удалось.
Задание на дом
Ребята,может быть, у кого-то в семье торжество, юбилей, день рождения. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....