Определенно-личные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели:
- проследить, как «работают» односоставные определенно-личные предложения в речи, используются в различных стилях;
- формировать умения, обнаруживать односоставные предложения в заданном тексте; развивать навык уместного употребления определенно-личных предложений в собственной речи;
- воспитывать потребность в познании и открытиях, способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Оборудование: слова на плакате М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь...», слова А. Блока «Ночь, улица...», тексты для учащихся, таблички названий стилей речи, таблицы-схемы для ответов учащихся (сигналы), слова Ломоносова: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».
1.Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Приглашаю вас в Мир русского языка.
А вы не знаете, почему у нас много гостей?
Появилась я в вашей школе, меня ознакомили с приказом, спросили: «Вы Веричева Любовь Александровна? Вы идете в 8Б класс?» Отдали докладную, заявление - документы серьезные, официальные. Я пыталась объяснить, что у нас урок русского языка и тема - Определенно-личные предложения. Нам необходимо научиться находить определенно-личные предложения, посмотреть, как удается «творить чудеса» великим писателям, проследить, как «работают» односоставные предложения в нашей речи, где они нас окружают. Но, увы! Спорить было не к лицу. Я принесла документы к вам и по окончании урока мы должны дать исчерпывающую информацию.
Итак, я приглашаю вас в мир русского языка, обещаю вам удивительное открытия в
области Синтаксиса.
1. Обращение к эпиграфу:
Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю.
Не чувствую, как в этих стенах жарко,
Как зелено в саду.
Давно желанного и жданного подарка
Не жду.
Не радуют ни утро, ни трамвая
Звенящий бег.
-Почему особняком стоит «Не сплю?» (Разговор о бессоннице, но не как болезненно-утомительной ситуации, а как о даре Божием: бессонница для творческого человека - это время творчества, а для подростка - это время роста души, время сосредоточенного размышления о себе, время открытий и познаний).
2. - Отправимся в мир Познаний? Записываем число, классная работа, тема урока.
Астролог (учитель в шляпе астролога) - Стоп! Ребята! Остановитесь! А вдруг вас ждут разочарования? Может, не стоит рисковать? Давайте я подскажу вам по звездам, что день грядущий вам готовит: Козерогов ждут открытия в области синтаксиса;
Водолеи будут подвержены некоторым неясностям со стороны пунктуации;
Рыбам стоит опасаться появления обращений в односоставных предложениях;
Овны должны внимательно присмотреться к грамматическим основам;
Тельцы могут заразиться опасной болезнью неузнавания простых и сложных предложений;
Близнецы истратят весь запас терпения, сдержанности и рассудительности, узнавая
односоставные предложения;
Раки и Львы столкнутся с коварством назывных предложений;
Девы должны присмотреться к предложениям определенно-личным;
Весам и Скорпионам советуем не доверять предложениям с неопределенным лицом;
Стрельцам, как самым стойким и отважным, предстоит распознать синтаксические
конструкции без всякого лица.
В целом урок с новым учителем благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными, активными и жаждущими познаний.
II. Учитель: - Спасибо Астрологу. А перед нами первое задание. Вы получили приглашение.
? Найдите в нем определенно-личное предложение. Какие предложения называются определенно-личными? Что значит предложение односоставное? Какие односоставные предложения вы знаете? О чем говорит вам сигнал на доске? (Иду - идем; идешь - идете; иди - идите) Какую помощь могут оказать вам местоимения (я -мы, ты - вы).
? А знаете ли вы, что определенно-личные предложения, как люди, большие труженики, где их только не встретишь: и в кабинете официального лица, и за столом ученого, и в классе и среди бумаг писателя. Давайте вспомним, как начинался ваш день.
1. Предлагается текст.
Утром я встаю в семь часов.
Я делаю зарядку. Потом я умываюсь
и завтракаю. В 8 часов я выхожу из дома.
? Какие это предложения? Не назойливо ли это я? Попробуем его убрать. Прочитайте
получившийся текст. Какой лучше?. Чем отличаются? Сделайте вывод.
Вывод: Без подлежащих речь динамична, лаконична.
2. - Ребята, спешу познакомить вас с документом
Директору школы № …
зам. директора по хозяйственной части
докладная.
Довожу до Вашего сведения, что ученик 8 Б класса сегодня по дороге в
школу, догнав группу курильщиков из 5 класса с жаром убеждал их в непозволительности баловства с сигаретой. Я ясно слышала, как он говорил:
- Брось сигарету, пацан, брось!
- Относись к своему здоровью бережно!
- Дружок, подумай о вреде табакокурения.
- Курить - здоровью вредить! (Текст написан на доске)
? Выпишите синтаксическую конструкцию с которой начиналась докладная. Из предложений, записанных на доске, выпишите грамматические основы. Какое предложение четвертое лишнее? Почему? Являются ли членом предложения обращения?
3. Восстановленный текст.
? Выпишите грамматические основы. По ним восстановите содержание.
Цените все хорошее, что приобрели в школьные годы. Не растрачивайте богатств юношеских лет. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Берегите и любите своих родителей.
? Какому стилю присуща призывность? Публицистическому (на доске высвечивается табличка с надписью стиля - ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ)
Вывод: Определенно-личные предложения трудятся в публицистике.
4. Работа с заявлением.
Директору школы № …
зав. почтовым отделением г. Межгорье
заявление. Прошу помочь мне в обнаружении письма Хлестакова, адресованного его благородию Ивану Васильевичу Тряпичкину, которое вопреки всем правилам тайны
переписки пропало и находится у ученика 8Б класса Знание
содержания письма необходимо для стратегической безопасности объектов г. Межгорье.
? Выпишите первое предложение заявления.
Заслушивается содержание письма. Из какого произведения (содержание письма находится
на столе каждого ученика). Найдите определенно-личные предложения.
В дружеских письмах какой стиль употребляется? (высвечивается на доске табличка
РАЗГОВОРНЫЙ)
Вывод. Без определенно-личных предложений не обойтись в разговорном стиле .
5. Ознакомление с приказом.
ПРИКАЗ О пользовании сотовой связью.
Во избежание передачи учебной информации по сотовой связи ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Запретить пользование сотовыми телефонами во время проведения учебных занятий.
? Приказываю запретить - это какое предложение? (Определенно-личное).
- А информация по сотовой связи все-таки дошла до нас. И появилась она не где-нибудь, а
в нашем кабинете. (Открываются слова)
Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века. Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала. И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
А.Блок.
? Из каких предложений состоит текст? Найдите определенно - личные предложения.
6. Работа над поэтическим текстом М. Цветаевой (эпиграф на доске)
? Прочитайте, пожалуйста. Из каких предложений состоит текст? Для чего автор использует определенно-личные предложения? Какой стиль речи? (Высвечивается табличка ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ)
7. Высвечивается фраза М. Ломоносова:
«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности
служит»
Вывод .Определенно- личные предложения украшают речь художественную.
8. Самостоятельное осмысление определенно-личных предложений в художественном
тексте.
? На месте точек вставить подходящие по смыслу глаголы - сказуемые в определенно -
личные предложения.
(Текст на листочках о родном городе Межгорье).
? А зачем были переданы официальные документы: заявление, докладная? (В них работают определенно-личные предложения). Какой стиль речи характерен для официальных документов? (Высвечивается табличка ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ).
9. Укрась свою речь.
На доске три вазы. Условно каждая ваза - это наша речь. Речь должна быть красивой. 1 ряд
украшает вазу определенно-личными предложениями, 2 ряд – определенно-личными
предложениями, 3 ряд - двусоставными.
(У каждого ученика на парте имеется комплект предложений желтого, красного и синего
цветов).
10. Подведение итогов. Оценивание.
? В каких стилях трудились определенно-личные предложения? Какой стиль речи не был представлен? (Высвечивается табличка НАУЧНЫЙ)
Дается домашнее задание: из учебника геометрии выписать 5-6 определенно-личных предложений научного стиля.
Заключительное слово учителя: Подошел урок к концу. В течение всего урока мы рассматривали определенно-личные предложения, анализировали, наблюдали, как они «работают» Вы старались проникнуть в тайны синтаксических конструкций, а значит, в нашу речь. Радует, что вы хорошо усвоили материал. Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."
Урок по теме "Односоставные предложения. Определенно-личные предложения."...
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Урок усвоения новых знаний к учебнику М.М.Разумовской....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Урок для учащися 8 класса. Программа М.М.Разумовской. Урок выполнен в системно-деятельностном подходе....
Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.
Раздаточные материал к уроку....
Карточки по русскому языку. 8 класс. Двусоставные, определенно-личные, безличные предложения.
Выписать предложения в предложенном порядке. 1 вариант...