Имя существительное как часть речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Данная разработка урока предназначена для учителей, работающих в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
Учащиеся повторяют основные категории имени существительного: род, склонение, число. Ведется большая работа по развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, совершенствованию культуры речи. Воспитывается чувство патриотизма, любовь к большой и малой Родине. Художественные произведения, живопись, музыка, используемые на уроке, способствуют эстетическому воспитанию школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
Разработка урока русского языка
в 7 классе
«Имя существительное
как часть речи»
Учитель русского языка и литературы Старкова Наталья Алексеевна
Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: повторение основных категорий имени существительного
Задачи урока:
образовательные:
- повторить род, склонение и число имен существительных;
- обеспечить усвоение учащимися понятия «категории имени существительного»
развивающие:
- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас;
- совершенствовать культуру речи;
- развивать психические процессы: мышление, внимание, память, способность к самоконтролю;
- корректировать фонематический слух
воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению, любовь к русскому языку;
- способствовать эстетическому воспитанию школьников через художественные произведения, музыку, живопись;
- формировать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность
Оборудование:
- интерактивная доска IQ Board
- презентация
- опорные схемы
- карточки
Ход урока
- Организационный момент
Настрой учащихся на работу:
– Ребята, посмотрите в окно на небо. Вспомните голубое летнее небо. На нем - ласковое солнце. Его лучи согревают нас. На душе становится тепло. На лице появляется улыбка. Теперь с улыбкой мы возвращаемся в класс. Улыбнитесь друг другу, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями. Улыбнитесь мне, а я – вам. Начинаем работать.
- Опрос
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что такое имя существительное?
- Приведите примеры имен существительных.
- К каким именам существительным задаем вопрос кто? Примеры
- К каким именам существительным задаем вопрос что? Примеры
- Проверка домашнего задания:
А) Какое домашнее задание вы выполняли? (Подобрать одушевленные и неодушевленные имена существительные по теме «Олимпиада»)
Б) Назовите одушевленные имена существительные
Хоккеист
Спортсмен
Судья
Фигурист
Лыжник
Капитан
Болельщик
В) Назовите неодушевленные имена существительные
Хоккей
Спорт
Стадион
Олимпиада
Лыжи
Лед
- Почему мы говорим об олимпиаде?
- Проверка карточки
Задание: разделить слова на 2 группы: одушевленные и неодушевленные имена существительные
Лошадь
Портфель
Пароход
Моряк
Лисица
Лес
Пушкин
Окно
- Объясните орфограммы
- Написание какого слова мы еще можем объяснить? (Пушкин – имя собственное)
- Как зовут Пушкина?
- Вспомните, какие стихотворения А.С. Пушкина вы знаете?
- «Зимнее утро»
- «Вот север, тучи нагоняя»
- «Зимний вечер»
Учащиеся читают наизусть строки из этих стихотворений.
- Как называются все остальные имена существительные? (Нарицательные)
- Сообщение темы урока и закрепление
- Запись числа, темы урока в тетради
- Слово учителя по теме урока:
-Ребята, сегодня мы будем говорить об основных категориях имени существительного: роде, склонении и числе.
Вспомните, какого рода бывают имена существительные?
- Приведите примеры существительных мужского, женского и среднего рода.
- Задание: запишите предложение, найдите имена существительные, определите их род (коллективно)
Газета (ж.р.) для человека (м.р.), что окно (ср.р.) для дома (м.р.).
Что представляет собой записанное предложение?
Как вы понимаете эту пословицу?
- Задание: определите род имен существительных (самостоятельно с последующей проверкой)
Молодой картофель
Вкусная вермишель
Горячий кофе
Белый картон
Работа со словарными словами: картофель, картон
- Имена существительные какого рода не встретились в задании?
- Запишите в тетрадь 5 существительных среднего рода.
Физминутка
- Повторение склонения имен существительных.
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Примеры.
- Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Примеры.
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Примеры
- Задание: прочитайте слова. Скажите, какая категория у них общая? Определите склонение записанных слов.
Ваня, Иван, дед, дедушка, папа, отец
- Выборочный диктант
Задание: на доске записаны слова. Запишите в тетрадь только имена существительные 3 склонения.
Фасоль, автомобиль, день, пень, морковь, печь, дочь, конь, боль, картофель, лошадь, тюлень
Проверка задания: на доске убрать все имена существительные 2 склонения
- - Ребята, вы любите рисовать?
- Чем можно рисовать? (Красками, карандашами, мелками и т.д.)
Учащиеся рассматривают картины художников.
- А мы сегодня будем рисовать словами. Давайте нарисуем именами существительными картину зимнего дня
- Учащиеся под инструментальную музыку рисуют картину именами существительными.
Снег. Мороз. Холод. Сосульки. Санки. Снежки. Варежки. Снеговик.
- Проверка задания.
- Вспомните, в каком числе могут стоять имена существительные?
- Определите число записанных имен существительных.
- Итоги
- С какой частью речи мы работали на уроке?
- Назовите основные категории имени существительного.
- Что вам понравилось на уроке?
- Выставление оценок
- Домашнее задание: индивидуальные карточки
Литература:
- Я.Ш. Гараева Поурочные разработки по русскому языку. Москва «ВАКО», 2004
- Л.М. Козырева Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи
На уроке в игровой форме можно обобщить знания об имени существительном. Используются разные формы групповой, индивидуальной и фронтальной работы. ...
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Русские ремесла. Имя существительное как часть речи. 6 класс
"Имя существительное как чать речи". Урок повторения и обобщения изученного по теме. В ходе урока систематизируюися знание о морфологических особенностях существительных, отрабатываются основные...
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...
Презентация по теме: "Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного"
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного....