Обучение написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мощева Марина Алексеевна

Урок развития речи в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Урок развития речи. Обучение написанию сжатого изложения

Цели:

- обучение учащихся сжатию текста, умению находить в нём главное, опускать     второстепенное;

- закрепление умений определять тему, основную мысль, тип речи исходного  текста, формулировать проблему, поднятую автором;

- развитие речи учащихся путём создания собственного текста на основе исходного;

  -  формирование у школьников коммуникативной компетенции;

         - воспитание  внимательного отношения к слову.

Оборудование: раздаточный материал – карточки с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент. Cообщение темы и цели урока.

  1. Повторяется понятие сжатого изложения.

   - передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом;

   - исключить несущественное;

   - заменить конкретное общим.

II. Чтение исходного текста.

    (1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А вот поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

   (5) Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни – в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.

   (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

                                                                                    (По И. Милославскому)

III. Работа с текстом.

            1. Определите его тему и основную мысль.

  1. Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
  1. Какая проблема поднимается в этом тексте?

а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире

б) ответственное отношение к получению знаний

в) природа человеческой одаренности

г) причины охлаждения людей к получению новых знаний

                                      2)  Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте?

               а) повествование

               б) рассуждение

               в) описание и рассуждение

               г) повествование и рассуждение

                            3)  Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание:«Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не  отвлекаться на изучение ненужных наук»?

                а) 1-2

                б) 5

                в) 7-8

                г) 10

    IV. Творческое задание.

Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые   слова.

         Вначале автор ставит вопрос: «                           ?»  Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему              или             . Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут              . Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.

    V. Работа с аннотацией.

Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой      аннотации.

    VI. Сжатое изложение (коллективная работа).

      (1)Можно ли  совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..

     (Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?)                           интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями).

     (2)Ну,  допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А вот поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.

      (Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений №2 и 3, а также парцелляцию в предложении №4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: «               » и, поняв  это,               или        .

       (5) Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.

       (Устраним в этом предложении однородные члены).

                                                                                                                                 .

                        .    

      (6) А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение №6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)

      (7)Но прелесть жизни – в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.

      Жизнь (какая?)             . Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения №8 обобщающим понятием) придется (что делать?)           в пустыне, как же тогда без знаний о              ?! (Предложение №9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.)

      (10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.

      (Объединим предложения №10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.

      (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченный усилиях или сожалений о неиспользованном времени.

      (Предложение №12 мы целиком опустим, предложение №13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о             , лучше на него ответить как можно              .

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание. Написать небольшое рассуждение по проблеме, которую поднимает автор данного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА"

Данный урок может быть проведен при обучении школьников написанию сжатого изложения....

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА

На уроке повторяются способы компрессии текста, в качестве практического задания - работа с текстом Б.Челышева "Он был един и многолик...". Урок сопровождается презентацией....

Система работы по обучению написанию сжатого изложения

В статье говорится о системе работы по обучению написанию сжатого изложения. На примерах фрагментов уроков показаны различные формы работы по обучению анализу текста, сжатию текста и конструирова...

Текстоориентированный подход при обучении написанию сжатого изложения в 9 классе.

Разработка урока содержит подготовку к ГИА в 9 классе, сжатому изложению. Отрабатываются речеведческие понятия (тема, идея, тип речи, микротема и др.), приёмы компрессии и анализа текста....

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....