Обучение написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок развития речи в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Урок развития речи. Обучение написанию сжатого изложения
Цели:
- обучение учащихся сжатию текста, умению находить в нём главное, опускать второстепенное;
- закрепление умений определять тему, основную мысль, тип речи исходного текста, формулировать проблему, поднятую автором;
- развитие речи учащихся путём создания собственного текста на основе исходного;
- формирование у школьников коммуникативной компетенции;
- воспитание внимательного отношения к слову.
Оборудование: раздаточный материал – карточки с текстом.
Ход урока
I. Орг. момент. Cообщение темы и цели урока.
- Повторяется понятие сжатого изложения.
- передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом;
- исключить несущественное;
- заменить конкретное общим.
II. Чтение исходного текста.
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.. (2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А вот поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
(5) Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. (6)А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (7)Но прелесть жизни – в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям. (12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченных усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
(По И. Милославскому)
III. Работа с текстом.
1. Определите его тему и основную мысль.
- Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
- Какая проблема поднимается в этом тексте?
а) необходимость компьютерной грамотности в современном мире
б) ответственное отношение к получению знаний
в) природа человеческой одаренности
г) причины охлаждения людей к получению новых знаний
2) Какой(-ие) тип(-ы) речи использует(ют)ся в этом тексте?
а) повествование
б) рассуждение
в) описание и рассуждение
г) повествование и рассуждение
3) Каким(-ими) предложением(-ями) можно опровергнуть следующее высказывание:«Человек должен четко знать, какие именно знания ему потребуются в будущем, и не отвлекаться на изучение ненужных наук»?
а) 1-2
б) 5
в) 7-8
г) 10
IV. Творческое задание.
Допишите аннотацию к этому тексту, вставив на место пропусков необходимые слова.
Вначале автор ставит вопрос: « ?» Человек, по его мнению, должен для себя решить: это ему или . Конечно, никто из нас до конца не может угадать, какие знания ему будут . Однако мы должны задумываться о том, на что тратим драгоценное время. Чем раньше человек определит для себя нужную область, тем это лучше для него.
V. Работа с аннотацией.
Укажите в тексте смысловые части, которые соответствуют основным тезисам этой аннотации.
VI. Сжатое изложение (коллективная работа).
(1)Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..
(Давайте заменим подчеркнутые однородные члены, которые конкретизируют мысль, обобщающим словом.) Можно ли (как?) интересоваться (в-1; разными отраслями наук; всякой всячиной; всем подряд; всевозможными знаниями).
(2)Ну, допустим, человек разносторонне одарен от природы, все мгновенно понимает. (3)Но ведь на то он человек, чтобы непременно спросить: «Это просто интересно или это мне для чего-нибудь нужно?» (4)А вот поняв, для чего это нужно, воодушевиться еще сильнее или, наоборот, охладеть.
(Объединим эти три предложения, учитывая подчеркнутые средства связи предложений №2 и 3, а также парцелляцию в предложении №4.) Даже разностороннее одаренный человек должен спросить себя: « » и, поняв это, или .
(5) Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером.
(Устраним в этом предложении однородные члены).
.
.
(6) А вот представить себя в пустыне, животный мир которой необходимо выучить к завтрашнему уроку, не так уж легко. (Предложение №6, учитывая его важность в развитии мысли, серьезным образом сокращать не будем.)
(7)Но прелесть жизни – в ее непредсказуемости. (8)Может быть, придется строить города в пустыне, лечить там людей - как же тогда без знаний о животном мире пустыни?! (9)К тому же то, что сегодня необходимо знать только нескольким людям, завтра может пригодиться многим.
Жизнь (какая?) . Может быть, (замените подчеркнутую часть предложения №8 обобщающим понятием) придется (что делать?) в пустыне, как же тогда без знаний о ?! (Предложение №9 мало что добавляет к мысли о том, что в нашей непредсказуемой жизни никому не известно, какие знания могут пригодиться, поэтому его можно опустить.)
(10)И все-таки вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, совершенно естественный и законный. (11)Не ставить его – значит проявить либо непростительный инфантилизм, либо неоправданное равнодушие к собственным занятиям.
(Объединим предложения №10 и 11; союз, который используется как средство связи с предыдущим предложением, следует оставить.) И все-таки не задавать себе вопрос о том, зачем нужно то или иное знание, могут только инфантильные люди.
(12)И даже если увлечение предметом столь велико, что вопрос о его нужности в данный момент не возникает, он непременно должен возникнуть рано или поздно. (13)И пусть лучше это произойдет раньше, чтобы избежать горьких разочарований в напрасно затраченный усилиях или сожалений о неиспользованном времени.
(Предложение №12 мы целиком опустим, предложение №13 свяжем с предыдущим при помощи личного местоимения.) Чтобы не жалеть потом о , лучше на него ответить как можно .
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание. Написать небольшое рассуждение по проблеме, которую поднимает автор данного текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА"
Данный урок может быть проведен при обучении школьников написанию сжатого изложения....
Тексты для обучения написанию сжатого изложения.
Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....
Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА
На уроке повторяются способы компрессии текста, в качестве практического задания - работа с текстом Б.Челышева "Он был един и многолик...". Урок сопровождается презентацией....
Система работы по обучению написанию сжатого изложения
В статье говорится о системе работы по обучению написанию сжатого изложения. На примерах фрагментов уроков показаны различные формы работы по обучению анализу текста, сжатию текста и конструирова...
Текстоориентированный подход при обучении написанию сжатого изложения в 9 классе.
Разработка урока содержит подготовку к ГИА в 9 классе, сжатому изложению. Отрабатываются речеведческие понятия (тема, идея, тип речи, микротема и др.), приёмы компрессии и анализа текста....
Рабочая программа спецкурса "Обучение написанию сжатого изложения"
Рабочая программа...
Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"
Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....