Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Ларикова Ирина Евгеньевна

На уроке повторяются способы компрессии текста, в качестве практического задания - работа с текстом Б.Челышева "Он был един и многолик...". Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.rar189.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Школа менеджеров»

Конспект урока русского языка

по теме

«Подготовка к написанию сжатого изложения»

Урок подготовила учитель русского языка и литературы Ларикова Ирина Евгеньевна

Тема урока:  «Подготовка к написанию сжатого изложения

                      по тексту Б. Челышева  «Он был «един и многолик»…»

Класс:            8

Цели и задачи урока:

1. Обучающие: актуализация знаний по различным способам сжатия текста (обобщение, исключение, замена); отработка техники сжатия текста; используя ИКТ на уроках русского языка, максимально образно донести до учащихся те задачи, с которыми они должны справиться для успешной сдачи экзаменов; формирование необходимых коммуникативно-речевых умений: отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение сокращать текст разными способами, умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

2. Развивающие: развитие устной и письменной речи учащихся; развитие умений и навыков определять тему и основную мысль текста, видеть структуру текста, определять смысловые части для использования приемов сокращения; развитие навыков групповой работы, умений аргументировано доказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные: воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремлений к совместной деятельности и взаимопомощи;  воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Оборудование: памятка «Как писать сжатое изложение», памятка «Способы сжатия текста», компьютер, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация. (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту Б. Челышева  «Он был «един и многолик»…». Давайте сформулируем цели и задачи урока.

(Варианты ответов: подготовиться к будущим экзаменам, повторить способы сжатия текста, вспомнить алгоритм написания сжатого изложения и т.д.)

Молодцы, все вы, безусловно, правы.(слайд 2) Сегодня нам предстоит продолжить формирование следующих умений: отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение сокращать текст разными способами, умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Урок будет насыщенным, информативным, интересным, а его результатом явится сжатое изложение.

2. Основная часть. Актуализация знаний учащихся. 

2.1. Подготовленное сообщение ученика о жизни и творчестве А.И. Куприна .

2.2. Давайте вспомним, какие способы сжатия (компрессии) текста существуют? Как они реализуются  при работе с текстом? При затруднении обращайтесь к памятке «Способы сжатия текста» (слайд 4).

(Мы знаем три способа компрессии текста: упрощение, или замена, исключение, обобщение. Прибегая к способу упрощения, можно заменить однородные члены обобщающим наименованием, заменить фрагмент предложения синонимичным выражением, заменить сложноподчиненное предложение простым и т.д. Способ исключения проще: достаточно будет исключить повторы в тексте, фрагменты предложений, несущих второстепенную информацию, исключить один или несколько синонимов. При обобщении необходимо «слить», соединить в одно несколько предложений.)

2.3. Прекрасно! Но теория без практики мертва, поэтому сейчас вам предстоит следующее задание: необходимо обработать представленные предложения определенным способом компрессии. Итак, пожалуйста, ваши варианты. (Слайды 5-7)

- И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

(И Куприн работал наравне со всеми. Мы использовали упрощение, заменив однородные члены обобщающим наименованием.)

- Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.

(Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. Мы исключили фрагмент предложения, имеющий менее существенное значение.)

- Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, но не стареют его книги.

( Годы проходят, но не стареют книги писателя. Мы слили два предложения и исключили фрагмент предложения, имеющий менее существенное значение.)

2.4. Молодцы! Вы хорошо справились с предложенной работой. Теперь нам необходимо вспомнить алгоритм написания сжатого изложения. (слайды 8-9)

- Сначала определим тему текста. А что же такое тема текста? Где она может быть отражена? Как ее определить?

( Тема – о чем или о ком говорится в тексте. Тему можно определить различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по заглавию, по поступкам или размышлениям героев или самого автора)

- Вспомните, какие слова называются ключевыми (опорными)?

(Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон текста)

- С темой тесно связана основная мысль, идея текста. «Какова главная мысль текста? К чему призывает автор?» - отвечая на эти вопросы, мы определяем идею.

(Основная (главная) мысль текста, идея – то, что хотел сказать нам автор).

 - Что нам помогает сформулировать идею?

 (1)  Общая тональность звучания текста; 2) настроение, вызванное прочтением текста;  3) отношение автора к событиям, героям;   4)  наличие в тексте тезиса, прямо или косвенно формулирующего основную мысль)

 - Следующий шаг – определение стиля текста и типа речи. Для чего необходимо определять стиль и тип речи?

(Текстам разных стилей, типам речи присуща характерная структура, композиция. В сжатом изложении мы должны сохранить стилевые и типовые черты текста, придерживаться композиции, заданной автором.)

- Правильно! Назовите особенности построения текстов различных типов, их композиционные части.

( В повествовании это начало события, его ход, кульминация и заключение, конец; в описании – предмет речи и его значимые признаки; в рассуждении – общее положение (тезис), аргументы, доказательства, вывод.)

- Наконец, вы должны составить подробный план текста, выделяя опорные слова и микротемы каждой части (абзаца). Давайте вспомним необходимую терминологию. Что такое абзац?

(Абзац – отрезок письменной речи между двумя красными строками; часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки)

- А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро-?

(Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

Микротема – часть темы.  Все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её)

- Мы должны помнить, что микротема выделяется в отдельный абзац, то есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте.

3. Работа с текстом Бориса Челышева.

3.1. Ребята, сначала прослушайте текст. (Учитель выразительно читает текст о Куприне.) После чтения – беседа:

- О чем текст?

- Чему учит текст?

- К какому стилю речи его можно отнести?

- Каков тип речи предложенного текста? Какие композиционные части в нем можно выделить?

- Сколько абзацев в тексте? Сколько микротем можно выделить?

3.2. А сейчас поработаем с каждым абзацем отдельно.(Слайды 10 – 14). Вдумчиво читайте текст по абзацам и выписывайте опорные (ключевые) слова.

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а еще — ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне.
       
(Опорные слова и словосочетания:  «един и многолик», художник слова, рабочее

 воинство)

 Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?! Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу и ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.

(Опорные слова и словосочетания: изучить ремесла, любознательный человек,

профессия оставляет отпечаток, люди труда)

 Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.

(Опорные слова и словосочетания: участие в труде, факт творчества, богатая почва,

убежден, наблюдение)

Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося « интересного» человека или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь — все записывал Куприн в записную книжку. Придет время — и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.

(Опорные слова и словосочетания: темперамент, охладевал, мастер-ювелир,

отчеканивал фразы, меткое слово, творческий подъем, кусочки разговора )

 Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

3.3. Молодцы! Опорные слова и словосочетания определены. Каковы микротемы предложенного текста? (Слайд 15)

1. А.И. Куприн был «един и многолик». Един потому, что был замечательным писателем, многолик потому, что  за свою жизнь успел перепробовать множество рабочих профессий.

2. Любопытство и любознательность писателя, желание познакомиться поближе с людьми труда заставляли писателя осваивать новые профессии.

3. Основой творчества, по мнению Куприна, является непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны.

4. А.И. Куприн оттачивал каждую фразу. Записывал и сохранял меткие слова, афоризмы, художественные детали.

5. Книги А.И. Куприна не стареют.

4. Заключительная часть. Подведение итогов.

Итак, мы достаточно плодотворно поработали: повторили способы сжатия текста, алгоритм написания сжатого изложения, определили опорные слова и словосочетания, микротемы текста, вспомнили основные термины. Сейчас вам предстоит заключительный этап работы: написание сжатого изложения.

Какие советы, рекомендации вы можете дать  одноклассникам? На что необходимо обратить особое внимание?

( При сокращении текста будьте особенно внимательны и не забудьте  про ключевые предложения -  основные предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, сохранить его цельность и связность.

Дополнительные предложения (содержат детали, подробности, какие-то описания) можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Используя лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы, соедините содержание микротем в текст. 

Не допускайте тавтологии, соблюдайте видо-временное единство текста)

2 час – написание сжатого изложения.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной.- Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
  2. Нормы русского литературного языка: практ. материал к урокам; под ред. О.В. Загоровской. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Подготовка к государственной (итоговой) аттестации в 9 классе. Конспект урока русского языка в 9 классе. Козлова Ф.А. (материалы с сайта http://nsportal.ru)

Г. Новомосковск, 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение написанию сжатого изложения при подготовке к ГИА"

Данный урок может быть проведен при обучении школьников написанию сжатого изложения....

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Система работы по обучению написанию сжатого изложения

В статье говорится о системе работы по обучению написанию сжатого изложения. На примерах фрагментов уроков показаны различные формы работы по обучению анализу текста, сжатию текста и конструирова...

Текстоориентированный подход при обучении написанию сжатого изложения в 9 классе.

Разработка урока содержит подготовку к ГИА в 9 классе, сжатому изложению. Отрабатываются речеведческие понятия (тема, идея, тип речи, микротема и др.), приёмы компрессии и анализа текста....

Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"

Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....