Фрагмент урока в 5 классе по теме "Что такое речевая ситуация?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Как сформировать творческие умения пятиклассников и раскрыть способности каждого ученика? Предлагаемое типовое решение может оказаться востребованным в связи с введением и реализацией ФГОС. Проблемный диалог поможет учителю отказаться от репродуктивной формы "делай, как я".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика решения профессиональных задач.
1) Проблемный метод.
Для формулирования учащимися темы урока используем проблемный диалог.
Ученикам предлагается три текста ( Приложение №1). Представьте себе, что вы редакторы и вам необходимо отредактированные тексты отдать авторам, которые:
А)писали художественное произведение;
Б)готовили сообщение для кружка по интересам;
В)записали своё общение на диктофон.
Чтобы решить задачу, вы должны разобраться в следующем:
первая группа получает задание: « Что общего в данных текстах?»
вторая - « Чем отличаются тексты?»
третья группа: « В каком из трёх текстов звучит разговорная речь? Докажите свой ответ примерами». « Почему употребление разговорных слов будет неуместно во 2 тексте?»
Далее группам даётся одинаковое задание соревновательного характера (какая группа быстрее подготовится, начинает отвечать первой; другие группы оценивают ответ).
- В каком тексте авторы поставили цель - нарисовать картину словами, а в каком - объяснить явление? Докажите свой ответ.
- Значит, как вы ответите кратко на вопрос по первому тексту: «Зачем автор написал словами эту картину?» «Какую он преследовал цель и что хотел от нас, читателей?»
После ответов учащихся учитель открывает доску, на которой написано: ( Зачем? ),(С какой целью?). И ответ: «Воздействовать на читателей».
- Замените глагол однокоренным существительным. (Воздействие).
- Ответьте так же по второму и по третьему тексту.
(Учащиеся работают в группах, совещаются и выбирают отвечающих).
После ответов учащихся учитель опять открывает запись: ( Зачем?), (С какой целью говорят?) И ответ: «Сообщение и объяснение; общение».
Группы получают следующее задание:
Расшифруйте следующие ответы к нашим текстам:
(С кем говорят?) один – много или много – много.
( Где говорят?) официальная или неофициальная обстановка ( вторая и третья группа, готовясь к ответу, использует толковый словарь)
Учитель говорит: « Отвечая на вопросы к текстам, мы расписали речевую ситуацию. Теперь вы сами попробуйте сформулировать тему урока
( Что такое речевая ситуация?) и задачи, которые поставите каждый для себя .После этого учитель ещё раз спрашивает, на какие три вопроса надо ответить, чтобы разобраться в речевой ситуации.
В результате такой работы появляется на экране следующая запись:
- (с кем?) один – много; много – много;
Р.С. - (где?) официальная обстановка (о.о.), неофициальная обстановка(н.о.)
- (зачем?), ( с какой целью?) воздействие; сообщение; объяснение;
Затем даётся задание группам расписать по образцу речевую ситуацию по каждому тексту и ответить на вопрос: «Какой из трёх вопросов речевой ситуации помог вам разрешить проблему, поставленную в начале урока?»
Приложение № 1.
Текст 1.
С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
Текст 2.
Сегодня в Волгограде и Волгоградской области переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый, порывистый. Температура днем 15 – 17 градусов выше нуля.
Текст 3.
Ну и погодка сегодня! Ни пойми ни разбери! То дождь, то солнце. И при этом не очень тепло, потому что ветер. В итоге, ничего хорошего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока 5 класса с указанием целей и УУД.
Таблица фрагмента урока с указанием целей работы и УУД(новая форма конспектов уроков при реализации ФГОС ООО)...
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Нахождение дроби от числа и числа по его дроби" с указанием целей и УУД(новая форма конспекта урока при реализации ФГОС ООО)....
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби" ( новая форма конспекта урока при реализации ФГОС ООО)...
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Решение примеров и задач" (с указание целей и УУД- конспект урока в новой форме с указанием целей и УУД при реализации ФГОС ООО)...
Фрагмент урока 5 класс
Фрагмент урока 5 класс "Решение примеров и задач" (с указание целей и УУД- конспект урока в новой форме с указанием целей и УУД при реализации ФГОС ООО)...
1 урок в разделе «Древнерусская литература»( фрагмент урока). 6 класс.
Работа с текстом статьи учебника. Работа в парах, тройках.Работа в группе способствует формированию УУД а) коммуникативных, б) познавательных, в) регулятивных .Обучающиеся учатсяа)-...
Г. В. Мокина. Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые»)
Работа с речевыми образцами, положенная в основу части урока в 8 классе по теме «Составные именные сказуемые», направлена на формирование правильной устной и письменной речи учащихся - инофонов. Много...