Повторение изученного по причастию (Ох уж это причастие)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Семенихина Татьяна Алексеевна

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы, сказки о причастии, кроссворды, тесты, сигналы, инсценировки - всё это составляет основу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_prichastiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение изученного по теме «Причастие» ( 7 класс)

Цель урока: закрепить изученное в разделе «Причастие»; прививать любовь к русскому языку; воспитывать патриотические чувства у учащихся.

Тип урока: устный журнал «Ох, уж это причастие».

Оборудование: высказывания писателей о русском языке; сказки и миниатюры о причастии; инсценировки; кроссворд; сигнальные карточки; тесты для 7 класса.

Ход  урока.

  1. Слово учителя, объявление целей и задач урока.
  2. Устный журнал «Ох, уж это причастие».                                                                                    

                                                                      1-я страница.                                                                                                                   

Поэты и писатели о русском языке.

1.Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их,  словом можно  служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

                                                                                                  Л.Н.Толстой

  2.  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

                                                                                                                  И.С.Тургенев

   3.  Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

                                                                                                                  А.К.Толстой

  4. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

                                                                                                                 

                                                                                                                   М.Горький

  5.  Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

              М.Шолохов

6.  Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – страстный, где нужно- бойкий и живой язык народа.

                                                                                                                     Л.Н.Толстой

 7. Мой верный друг,

      Мой друг коварный,

      Мой царь, мой раб –

      Родной язык.

                                            В.Брюсов

2 страница

Культура речи.

  1. Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание норм произношения, ударения, словоупотребления, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания.
  2. Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение  литературным языком – это признак образованности, интеллигентности, а языковая малограмотность, - как говорил М.Горький, - всегда является признаком низкой культуры человека.
  3. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной грамотной речи. Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (в роде молодежь, новорожденный, инструмент, процент, свекла), чтобы составить о нем слишком местное мнение о его степени общей культуры. Очень важно овладеть правильным ударением еще в школе.
  4. Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека.

Как правильно:      темы       или  (тэ)мы

                                 термин  или  (тэ)рмин

                                 брюнет  или  брю(нэт)

Все невозможно запомнить. Поэтому рекомендуем пользоваться орфографическими словарями, где указаны нормы правильного произношения слов. И все-таки запомните, ребята, нельзя говорить ко(л)идор, надо коридор, (л)егулярный, надо регулярный, руб(е)ль, надо рубль, ко(х)та, надо кофта.

  1. Инсценирование стихотворения.

Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже 12 лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секет свеклу…», «Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он портфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь

Судьбой доверено беречь».

И я придумал не шутя:

«Пусть и его зовут Петя»

  1. Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слова из 2-х или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания – все это принято относить к речевым ошибкам. Они-то и загрязняют нашу речь.
  2. В речи образованного человека всегда должны присутствовать причастия. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – такого результата нельзя получить при использовании причастий в разных стилях, обилие их придает тексту напряженность и особую энергию.

-  Ребята! А вы знаете причастия?  Употребляете их в своей речи?

-  Давайте проведем  АУКЦИОН и выясним, кто больше знает причастий.

                                     (Проведение аукциона)

3 страница

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

                                 П.Чесноков

-О чем эта загадка?

- О причастии.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

                                                                                                   В.Даль

Наша следующая страничка так и называется «Ох, уж это причастие».

-Послушайте, какие сказки придумали и нашли ребята по этой части речи.

- В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были части речи. И вот однажды Глагол влюбился в Прилагательное. Посватался. Сыграли свадьбу, а через год у Глагола с Прилагательным родилась доченька, похожая и на батюшку, и на матушку. От отца у нее  совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, а от матери – вопрос, так же, как и мать, не может жить без существительного, изменяется по родам, числам и падежам, а в предложении является определением. А назвали ее Причастием – особой формой глагола, чтобы ни отцу, ни матери не было обидно. А сколько приятелей у Причастия! Вместе с ними она образует причастный оборот, и все вместе в предложении являются определением. Вот так и живут, скучать им некогда.

                                                               

Уж очень необычно это причастие.

- Знаете ли вы, что такое причастие? Нет, вы не знаете, что такое причастие. «Это часть речи, - сразу скажете вы. Нет, это глагольная форма, но не простая, а особенная, удивительная! А родственников у нее сколько! И глагол, и прилагательное. Глагол дал  причастию вид, время, а прилагательное дало ему способность изменяться по падежам, по числам, а в единственном числе – и по родам. Но и причастия тоже хитрые, кое- чему и сами научились. Бывают они   действительные и страдательные. Действительное говорит: «Я  не страдательное. Я само произвожу действие и ни от кого не страдаю». А страдательное тоже хвастается: «Зато  настоящее время я образую с помощью глаголов  I спряжения и суффикса –ем или – Ом, а в прошедшем времени – с помощью суффикса –нн, -енн(ённ) и –т, а ты, действительное,  настоящее время с помощью суффикса –ущ, -ющ, а  прошедшее время (смех просто!) – с помощью суффикса –вш, -ш образую». Да, причастие – необычная форма. Без него наш язык был бы скучным.

Миниатюра Ф.Кривина «Страдательное причастие».

    Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени, всё у него в прошлом. А ведь было время…

     Это и многое другое расскажет вам страдательное причастие, если вы прислушаетесь к нему.

- Самое  дорогое, что у меня есть, - развивает свою мысль страдательное причастие,- это два н в суффиксе. И вот стоит мне появиться без приставки или хотя бы пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но  ведь иногда хочется побыть одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите! Не говорите!

       И главное – никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата Причастия, не бывает! А как прикажете жить без будущего.

Как образовались Причастия.

    Жили-были суффиксы: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ем, -ом, -им; -вш, -ш, -енн, -нн, -т. Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране Грамматике и плачут, а навстречу им глаголы: лететь, плачут, нести.

- О чем, суффиксы, плачете?

- Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон – чик, -щик, -ан, -ян, … всех не перечислишь, а мы живем без слов.

- А вы попытайтесь формы образовывать. Возьми мою основу.

Обрадовались суффиксы. Основу лете-  подхватил –вш, а основу плач- - ущ..

Рано обрадовались суффиксы: слова-то не получились, какие-то они куцые.

Снова расстроились суффиксы.

   А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные: синий, большая, яркое. Суффиксы рассказали им о своей беде, и прилагательные подарили им свои окончания: -ий, -ая, -ое и другие.

    Вот и появились, родились на Земле Грамматике новые слова: летевший, плачущая.

    Как их назвать?

Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Морфология предложила назвать слова летевший, плачущая и им подобные Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному, в них часть и тех, и других, и считать новые слова особой формой глагола, так как основа в них глагольная.

4 страница

«Знаете ли вы?»

- Ребята! Все вы знаете, а порой употребляете в своей речи устойчивые сочетания слов? А как их называют по-другому?

- Фразеологизмы, крылатые слова.

-Давайте вспомним и назовем их.

-Вертится как белка в колесе. Спустя рукава.

-Сесть в галошу. Вставлять палки в колеса.

-Бить баклуши. От корки до корки.

-За тридевять земель. До корней волос.

-Знаете ли вы, что и причастия могут входить в состав фразеологических оборотов? Давайте посмотрим небольшие сценки и попытаемся придумать к ним фразеологические обороты с причастиями.

1 сценка.

По дороге идет человек с мешком, пакетом, сумкой. На него нападают разбойники. Бьют его, грабят, привязывают. В рот кляп.

Приказчика моего нашли на другой день в лесу, привязанного к дубу и ободранного как липку.

Ободранный как липка – ограбленный дочиста.

2 сценка.

Ученик решает задачу. Рассуждает вслух, но у него ничего не получается. Хватается за голову и кричит: «Да это какой-то заколдованный круг».

Заколдованный (порочный) круг – безвыходное положение, такое сочетание обстоятельств, из которых трудно найти выход.

3 сценка.

-Иванов, к доске. Что называется причастием?

-Причастие – это…

-Какие признаки имеет причастие?

-Причастие имеет… Причастие имеет…

- Садись, Иванов, у тебя же на лбу написано, что ты не открывал учебника.

На лбу написано. Сразу видно, ясно, заметно что-либо всем по внешнему признаку человека.

- Ободранный как липка. Заблудшая овца. Знать как облупленного. Стреляная птица. На лбу написано. Заколдованный круг.

Ребята! Постарайтесь употреблять в своей речи эти фразеологизмы.

5 страница

«Наша игротека»

Решите кроссворд.

Спрятанное слово.

Впишите причастия, образованные от следующих глаголов.

1

з

2

а

3

к

4

о

5

п

6

а

7

в

8

ш

9

и

10

й

1.закопать (действ. прошедшее время)

2.засорить (действ. прошедшее время)

3.хранить (страдат. настоящее время)

4.скакать (действ. настоящее время)

5.сделать (действ. прошедшее время)

6.срастись (действ. прошедшее время)

7.спрятаться (действ. прошедшее время)

8.нести ( действ. прошедшее время)

9.делать (страдат. настоящее время)

2

з

а

с

о

р

и

в

ш

и

й

3

х

р

а

н

и

м

ы

й

4

с

к

а

ч

у

щ

и

й

5

с

д

е

л

а

в

ш

и

й

6

с

р

о

с

ш

и

й

с

я

7

с

п

р

я

т

а

в

ш

и

й

с

я

8

н

е

с

ш

и

й

9

д

е

л

а

е

м

ы

й

  1. Определите суффикс причастия. (Использую сигналы – а,я,ю,у).

Скачащий                                             зависящий

        у                                                              ю

зависемый                                            колящий

         и                                                         ю

хлопочущий                                         таящий

            а                                                    ю

пилящий                                                клеющий

      ю                                                             я

Подумайте и ответьте. (Расставьте ударение).

                                    Орфоэпическая работа.

Заржавевший, отнявший, начавший, прибывший, повлёкший, поднявший, понявший, кружащий, ленящийся, дарящий, кормящий.

  1. Выпишите из предложений причастия прошедшего времени. (Тест № 8,  с.29, зад.3).

Мощенная, встретившуюся, погонявшего, испеченного, открыты.

  1. Выделите ряд, в котором «е» пишется в одном из слов (Тест № 8, с.29, зад.4)

а) он дышит, разрушенный;

б) перекошенный, выкаченный из гаража;

в) подстроил, выстоявший в бою;

г) смешанный с сахаром, занавешенные окна;

д) лелеять, веял в лицо;

е) он ненавидит, ненавидевший.

  1. На месте каких пропусков в предложениях необходимо поставить запятые?

Выпиши цифры, обозначающие их. (Тест № 8, с.29, зад 8)

                   а) Мы шли по траве  1  ещё не стряхнувшей капель росы  2  и  3  не примятой ногами.

                   б) Высоко над не оттаявшей ещё  1  землей 2  звенел  3 заливался жаворонок.

                   в) Я сидел на изъезженном временем  1 камне 2 и смотрел в даль моря  3  окутанную мягкой дымкой.

  1. Найдите предложения с причастным оборотом и объясните расстановку знаков препинания при причастном обороте.

Язык народа, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинается далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое. Человек, изучающий язык своего народа, говорящий на нём, любящий родную речь, является истинным патриотом Отчизны.

                                                                                                 К.Ушинский

                8.  Викторина.

- Важнейшими требованиями правильной и грамотной речи являются правильность, точность и ясность.

Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово.

  1. Человек, беседующий с кем-нибудь. (Собеседник)
  2. Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь. (Единомышленник).
  3. Мальчик или девочка, находящиеся в переходном возрасте от детства к юношеству. (Подросток).
  4. Человек, избегающий общения с другими людьми. (Нелюдим).
  5. Мальчик или девочка, предпочитающие проводить свободное время дома. (Домосед).
  6. Льстец, угождающий тем, от которых надеется получить личную выгоду. (Подхалим).
  7. Лицо, управляющее хором, оркестром. (Дирижер).
  8. Гражданин, преданный своей Родине и народу. (Патриот).

- Закрыта последняя страница нашего устного журнала.

Ребята! Любите свой родной язык, русский язык, изучайте его, и тогда Вас по праву будут называть патриотами своей Родины.

  1. Итоги урока, объявление оценок.
  2. Домашнее задание. Контрольные вопросы стр. 70, упр. 149, слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""

Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Повторение изученного по теме «Причастие».

Данная презентация поможет учителю русского языка в проведении урока  типа повторение по теме "Причастие"....

Урок русского языка в 7 классе с презентацией. "Повторение изученного в разделе "Причастие".

Урок-практикум по орфографии. Основная цель данного урока - обобщение изученного материала по теме "Причастие", развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихс...

Фрагмент урока русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Причастие"

Данный урок можно проводить как самостоятельную работу, так и работу в парах с взаимопроверкой. В сильных классах слайды с проверкой можно не показывать....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие" с использованием ИКТ

ЗАДАЧИ УРОКА:образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художес...