Повторение изученного по причастию (Ох уж это причастие)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы, сказки о причастии, кроссворды, тесты, сигналы, инсценировки - всё это составляет основу урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_prichastiya.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение изученного по теме «Причастие» ( 7 класс)
Цель урока: закрепить изученное в разделе «Причастие»; прививать любовь к русскому языку; воспитывать патриотические чувства у учащихся.
Тип урока: устный журнал «Ох, уж это причастие».
Оборудование: высказывания писателей о русском языке; сказки и миниатюры о причастии; инсценировки; кроссворд; сигнальные карточки; тесты для 7 класса.
Ход урока.
- Слово учителя, объявление целей и задач урока.
- Устный журнал «Ох, уж это причастие».
1-я страница.
Поэты и писатели о русском языке.
1.Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой
2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могучим орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!
И.С.Тургенев
3. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А.К.Толстой
4. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
М.Горький
5. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
М.Шолохов
6. Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – страстный, где нужно- бойкий и живой язык народа.
Л.Н.Толстой
7. Мой верный друг,
Мой друг коварный,
Мой царь, мой раб –
Родной язык.
В.Брюсов
2 страница
Культура речи.
- Культура речи включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знание норм произношения, ударения, словоупотребления, во-вторых, стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания.
- Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком – это признак образованности, интеллигентности, а языковая малограмотность, - как говорил М.Горький, - всегда является признаком низкой культуры человека.
- Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной грамотной речи. Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (в роде молодежь, новорожденный, инструмент, процент, свекла), чтобы составить о нем слишком местное мнение о его степени общей культуры. Очень важно овладеть правильным ударением еще в школе.
- Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека.
Как правильно: темы или (тэ)мы
термин или (тэ)рмин
брюнет или брю(нэт)
Все невозможно запомнить. Поэтому рекомендуем пользоваться орфографическими словарями, где указаны нормы правильного произношения слов. И все-таки запомните, ребята, нельзя говорить ко(л)идор, надо коридор, (л)егулярный, надо регулярный, руб(е)ль, надо рубль, ко(х)та, надо кофта.
- Инсценирование стихотворения.
Ю.Тимянский «Рассказ школьного портфеля»
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секет свеклу…», «Пекет блины…»
И до меня дошел черед:
Портфель он портфелем зовет.
Но мне не зря «Родную речь
Судьбой доверено беречь».
И я придумал не шутя:
«Пусть и его зовут Петя»
- Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слова из 2-х или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания – все это принято относить к речевым ошибкам. Они-то и загрязняют нашу речь.
- В речи образованного человека всегда должны присутствовать причастия. Умелое использование речевых возможностей причастий позволяет обозначить признак и действие одновременно и этим обогащает речь. Легкость фразы, полнота передачи быстрого, плавного движения – такого результата нельзя получить при использовании причастий в разных стилях, обилие их придает тексту напряженность и особую энергию.
- Ребята! А вы знаете причастия? Употребляете их в своей речи?
- Давайте проведем АУКЦИОН и выясним, кто больше знает причастий.
(Проведение аукциона)
3 страница
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
П.Чесноков
-О чем эта загадка?
- О причастии.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.Даль
Наша следующая страничка так и называется «Ох, уж это причастие».
-Послушайте, какие сказки придумали и нашли ребята по этой части речи.
- В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были части речи. И вот однажды Глагол влюбился в Прилагательное. Посватался. Сыграли свадьбу, а через год у Глагола с Прилагательным родилась доченька, похожая и на батюшку, и на матушку. От отца у нее совершенный и несовершенный вид, настоящее и прошедшее время, а от матери – вопрос, так же, как и мать, не может жить без существительного, изменяется по родам, числам и падежам, а в предложении является определением. А назвали ее Причастием – особой формой глагола, чтобы ни отцу, ни матери не было обидно. А сколько приятелей у Причастия! Вместе с ними она образует причастный оборот, и все вместе в предложении являются определением. Вот так и живут, скучать им некогда.
Уж очень необычно это причастие.
- Знаете ли вы, что такое причастие? Нет, вы не знаете, что такое причастие. «Это часть речи, - сразу скажете вы. Нет, это глагольная форма, но не простая, а особенная, удивительная! А родственников у нее сколько! И глагол, и прилагательное. Глагол дал причастию вид, время, а прилагательное дало ему способность изменяться по падежам, по числам, а в единственном числе – и по родам. Но и причастия тоже хитрые, кое- чему и сами научились. Бывают они действительные и страдательные. Действительное говорит: «Я не страдательное. Я само произвожу действие и ни от кого не страдаю». А страдательное тоже хвастается: «Зато настоящее время я образую с помощью глаголов I спряжения и суффикса –ем или – Ом, а в прошедшем времени – с помощью суффикса –нн, -енн(ённ) и –т, а ты, действительное, настоящее время с помощью суффикса –ущ, -ющ, а прошедшее время (смех просто!) – с помощью суффикса –вш, -ш образую». Да, причастие – необычная форма. Без него наш язык был бы скучным.
Миниатюра Ф.Кривина «Страдательное причастие».
Всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное страдательное причастие. Теперь оно причастие прошедшего времени, всё у него в прошлом. А ведь было время…
Это и многое другое расскажет вам страдательное причастие, если вы прислушаетесь к нему.
- Самое дорогое, что у меня есть, - развивает свою мысль страдательное причастие,- это два н в суффиксе. И вот стоит мне появиться без приставки или хотя бы пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите! Не говорите!
И главное – никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата Причастия, не бывает! А как прикажете жить без будущего.
Как образовались Причастия.
Жили-были суффиксы: -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ем, -ом, -им; -вш, -ш, -енн, -нн, -т. Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране Грамматике и плачут, а навстречу им глаголы: лететь, плачут, нести.
- О чем, суффиксы, плачете?
- Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон – чик, -щик, -ан, -ян, … всех не перечислишь, а мы живем без слов.
- А вы попытайтесь формы образовывать. Возьми мою основу.
Обрадовались суффиксы. Основу лете- подхватил –вш, а основу плач- - ущ..
Рано обрадовались суффиксы: слова-то не получились, какие-то они куцые.
Снова расстроились суффиксы.
А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные: синий, большая, яркое. Суффиксы рассказали им о своей беде, и прилагательные подарили им свои окончания: -ий, -ая, -ое и другие.
Вот и появились, родились на Земле Грамматике новые слова: летевший, плачущая.
Как их назвать?
Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Морфология предложила назвать слова летевший, плачущая и им подобные Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному, в них часть и тех, и других, и считать новые слова особой формой глагола, так как основа в них глагольная.
4 страница
«Знаете ли вы?»
- Ребята! Все вы знаете, а порой употребляете в своей речи устойчивые сочетания слов? А как их называют по-другому?
- Фразеологизмы, крылатые слова.
-Давайте вспомним и назовем их.
-Вертится как белка в колесе. Спустя рукава.
-Сесть в галошу. Вставлять палки в колеса.
-Бить баклуши. От корки до корки.
-За тридевять земель. До корней волос.
-Знаете ли вы, что и причастия могут входить в состав фразеологических оборотов? Давайте посмотрим небольшие сценки и попытаемся придумать к ним фразеологические обороты с причастиями.
1 сценка.
По дороге идет человек с мешком, пакетом, сумкой. На него нападают разбойники. Бьют его, грабят, привязывают. В рот кляп.
Приказчика моего нашли на другой день в лесу, привязанного к дубу и ободранного как липку.
Ободранный как липка – ограбленный дочиста.
2 сценка.
Ученик решает задачу. Рассуждает вслух, но у него ничего не получается. Хватается за голову и кричит: «Да это какой-то заколдованный круг».
Заколдованный (порочный) круг – безвыходное положение, такое сочетание обстоятельств, из которых трудно найти выход.
3 сценка.
-Иванов, к доске. Что называется причастием?
-Причастие – это…
-Какие признаки имеет причастие?
-Причастие имеет… Причастие имеет…
- Садись, Иванов, у тебя же на лбу написано, что ты не открывал учебника.
На лбу написано. Сразу видно, ясно, заметно что-либо всем по внешнему признаку человека.
- Ободранный как липка. Заблудшая овца. Знать как облупленного. Стреляная птица. На лбу написано. Заколдованный круг.
Ребята! Постарайтесь употреблять в своей речи эти фразеологизмы.
5 страница
«Наша игротека»
Решите кроссворд.
Спрятанное слово.
Впишите причастия, образованные от следующих глаголов.
1 з | 2 а | 3 к | 4 о | 5 п | 6 а | 7 в | 8 ш | 9 и | 10 й | 1.закопать (действ. прошедшее время) 2.засорить (действ. прошедшее время) 3.хранить (страдат. настоящее время) 4.скакать (действ. настоящее время) 5.сделать (действ. прошедшее время) 6.срастись (действ. прошедшее время) 7.спрятаться (действ. прошедшее время) 8.нести ( действ. прошедшее время) 9.делать (страдат. настоящее время) | ||
2 з | а | с | о | р | и | в | ш | и | й | |||
3 х | р | а | н | и | м | ы | й | |||||
4 с | к | а | ч | у | щ | и | й | |||||
5 с | д | е | л | а | в | ш | и | й | ||||
6 с | р | о | с | ш | и | й | с | я | ||||
7 с | п | р | я | т | а | в | ш | и | й | с | я | |
8 н | е | с | ш | и | й | |||||||
9 д | е | л | а | е | м | ы | й |
- Определите суффикс причастия. (Использую сигналы – а,я,ю,у).
Скачащий зависящий
у ю
зависемый колящий
и ю
хлопочущий таящий
а ю
пилящий клеющий
ю я
Подумайте и ответьте. (Расставьте ударение).
Орфоэпическая работа.
Заржавевший, отнявший, начавший, прибывший, повлёкший, поднявший, понявший, кружащий, ленящийся, дарящий, кормящий.
- Выпишите из предложений причастия прошедшего времени. (Тест № 8, с.29, зад.3).
Мощенная, встретившуюся, погонявшего, испеченного, открыты.
- Выделите ряд, в котором «е» пишется в одном из слов (Тест № 8, с.29, зад.4)
а) он дышит, разрушенный;
б) перекошенный, выкаченный из гаража;
в) подстроил, выстоявший в бою;
г) смешанный с сахаром, занавешенные окна;
д) лелеять, веял в лицо;
е) он ненавидит, ненавидевший.
- На месте каких пропусков в предложениях необходимо поставить запятые?
Выпиши цифры, обозначающие их. (Тест № 8, с.29, зад 8)
а) Мы шли по траве 1 ещё не стряхнувшей капель росы 2 и 3 не примятой ногами.
б) Высоко над не оттаявшей ещё 1 землей 2 звенел 3 заливался жаворонок.
в) Я сидел на изъезженном временем 1 камне 2 и смотрел в даль моря 3 окутанную мягкой дымкой.
- Найдите предложения с причастным оборотом и объясните расстановку знаков препинания при причастном обороте.
Язык народа, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет его духовной жизни, начинается далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое. Человек, изучающий язык своего народа, говорящий на нём, любящий родную речь, является истинным патриотом Отчизны.
К.Ушинский
8. Викторина.
- Важнейшими требованиями правильной и грамотной речи являются правильность, точность и ясность.
Неясность высказывания часто происходит от неумения быстро подобрать нужное слово.
- Человек, беседующий с кем-нибудь. (Собеседник)
- Человек, имеющий одинаковый образ мыслей с кем-нибудь. (Единомышленник).
- Мальчик или девочка, находящиеся в переходном возрасте от детства к юношеству. (Подросток).
- Человек, избегающий общения с другими людьми. (Нелюдим).
- Мальчик или девочка, предпочитающие проводить свободное время дома. (Домосед).
- Льстец, угождающий тем, от которых надеется получить личную выгоду. (Подхалим).
- Лицо, управляющее хором, оркестром. (Дирижер).
- Гражданин, преданный своей Родине и народу. (Патриот).
- Закрыта последняя страница нашего устного журнала.
Ребята! Любите свой родной язык, русский язык, изучайте его, и тогда Вас по праву будут называть патриотами своей Родины.
- Итоги урока, объявление оценок.
- Домашнее задание. Контрольные вопросы стр. 70, упр. 149, слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Повторение изученного по теме "Причастие""
Презентация предназначена для повторения изученного по теме "Причастие" в 7 классе, но может быть использована для подготовки к ГИА и ЕГЭ....
Повторение изученного о причастии
урок-практикум...
Повторение изученного по теме «Причастие».
Данная презентация поможет учителю русского языка в проведении урока типа повторение по теме "Причастие"....
Урок русского языка в 7 классе с презентацией. "Повторение изученного в разделе "Причастие".
Урок-практикум по орфографии. Основная цель данного урока - обобщение изученного материала по теме "Причастие", развитие навыков решения орфографических задач по теме, устной и письменной речи учащихс...
Фрагмент урока русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Причастие"
Данный урок можно проводить как самостоятельную работу, так и работу в парах с взаимопроверкой. В сильных классах слайды с проверкой можно не показывать....
Конспект урока русского языка в 7 классе "Повторение изученного по теме "Причастие" с использованием ИКТ
ЗАДАЧИ УРОКА:образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художес...
открытый урок по русскому языку по теме« Повторение изученного по теме " Причастие "».
Систематизация и обобщение по теме " Причастие"...