Урок по теме "Что такое рассказ?"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с целью ознакомления рассказом как видом повествования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme.docx | 18.49 КБ |
kartochki_dlya_raboty_na_uroke_po_teme_rasskaz.docx | 14.69 КБ |
chto_takoe_rasskaz_-_kopiya.pptx | 1.6 МБ |
chto_takoe_rasskaz.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме "Что такое рассказ?"
Цели:
ознакомление с рассказом как видом повествования;
развитие устной и письменной речи, аналитических способностей уч-ся
воспитание бережного отношения к языку.
Задачи:
дать понятие о рассказе как виде повествования; научить отличать от других повествовательных текстов;
показать особенности строения рассказа, научить выделять его структурные части;
подготовить к созданию собственных рассказов
- Актуализация знаний
1 Знакомство с темой. Определение задач, которые необходимо выполнить на уроке.
(презентация к уроку: СЛАЙД 1)
2 Вспомните типы речи. Как их различать?
Составление схемы по ходу ответов. СЛАЙД 2
3 Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста - повествования, описания, рассуждения - вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?
- В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему?
- Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?
см. СЛАЙД 3
- Формирование новых понятий и способов действий
1 Тема нашего урока - рассказ. Разновидностью какого типа речи он является?
2 В окружающем мире, в нашей жизни немало интересного. Умеем ли мы об этом рассказывать? Хватает ли нам для этого наших знаний?
Как-то на уроке учитель попросил пятиклассников вспомнить, что интересного происходило в школе или дома. Первым стал рассказывать Вася:
- Меня зовут Вася. Мне 10 лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я её очень люблю.
Попробовали другие, получилось примерно то же самое. Учителю ответы не понравились:
- Как-то вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе. СЛАЙД 4
3 Почему ответ Васи не является рассказом? Что можно считать рассказом?
- Сравните ваши выводы с определением на экране. Какое слово в определении является ключевым? (слово "случай") СЛАЙД 5
4 А что такое случай? Попробуем объяснить это после чтения стихотворения. СЛАЙД 6
- Найдите строчки, где говорится о разных случаях.
- Допишите предложение: Случай - это...
5 Подбор и запись в тетрадях синонимов и эпитетов к слову СЛУЧАЙ
см СЛАЙД 7
6 Составление предложений с использованием схем. СЛАЙД 8
- Что показывают приведенные схемы? (как можно начинать рассказ)
- Используя схемы, составить предложения, которые бы могли быть началом рассказа.
Например: "То, о чем я собираюсь рассказать, приключилось со мной прошлым летом". "Со мной произошло нечто важное, о чем мне хочется вам поведать".
7 Что еще необходимо знать, чтобы уметь составлять хорошие рассказы? Найдите ответы на экране. СЛАЙД 9
( для чего и кому рассказываешь, в какой последовательности)
8 СЛАЙД 10: знакомство с композицией рассказа.
- Попробуйте строение рассказа представить в виде схемы.
9 Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор. Изобразим постройку, которая бы соответствовала построению рассказа. Это поможет лучше представить структуру рассказа, место каждой его части в тексте. В основании постройки лежит случай, верхушка - кульминация. СЛАЙД 11
Дома вы можете изобразить и другие постройки, наглядно изображающие части рассказа.
- Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях
10 Работа с текстом. см КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Анализ рассказа Гуттуева "Этот простой русский язык"
- Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.
- Выделите структурные части рассказа.
- Где выражена основная мысль рассказа?
- Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?
11 Научились ли мы отличать рассказ от других повествовательных текстов?
Сравните два сочинения пятиклассников на тему "Первый раз на ёлке". Получились ли у них рассказы?
СЛАЙД 12: Рассказ Тани.
- Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила то, что было на ёлке? Интересно ли вам было слушать это сочинение?
(это не рассказ, ни о каком случае не говорится)
СЛАЙД 13: Рассказ Оли (Первый раз на ёлке)
- Можно ли считать, что Оля повествует о случае?
- Выделите случай, который лежит в основе рассказа.
- Можно ли считать этот случай необычным? Часто ли бывает такое?
- Было ли смешно. когда читали рассказ?
- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?
- Назовите структурные части рассказа.
12 Творческая работа. СЛАЙД 13
- Рассмотрите рисунки. Какой случай на них изображен?
- Составьте по ним рассказ.
-,Выделите структурные части рассказа.
- Итог урока. Рефлексия.
- Смогли ли мы на уроке выполнить задачи, которые поставили в начале занятия? Обоснуйте свое мнение.
Д/З: 1. Составить рассказ на тему «Как я однажды…»
Подумайте, о каком случае вы расскажете?
С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?
2. Попробуйте изобразить композицию рассказа в виде какого-нибудь архитектурного сооружения (вспомни пример с урока)
Предварительный просмотр:
Карточки для работы на уроке по теме «Рассказ»
Э. Гуттаев
Этот простой русский язык
Никите казалось, что русский язык учить очень легко: ведь он такой простой. Да и кто не знает русского языка, разве что маленькие дети?!
Но однажды на уроке литературы с ним произошел случай, который заставил его задуматься.
Учительница попросила его прочитать басню «Ворона и лисица». Никита быстро, почти бегом , вышел к доске. Встал руки по швам и начал:
- «Ворона и лисица»!
Получилось с хрипотцой, видно, от волнения. Пришлось повторить:
- «Ворона и лисица».
- Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
На ель ворона взгромоздясь…
Слово было трудное. Он это «взгромоздясь» повторил дома, наверное, раз двести. Но здесь получилось хорошо. Никита читал выразительно, менял голос:
- Какие перышки, какой носок!
И верно…И верно…И верно…
Вот досада. Никиту прямо в жар бросило. В классе начали шушукаться. Учительница ждала.
- Какие перышки, какой носок!
И верно… И верно…
Никита опять замолчал. Какой же это голосок у неё должен быть?
- Английский, - подсказал кто-то.
Никита подхватил:
- И верно, английский…
По классу пролетел смех.
- Немецкий! – подсказали опять.
- И верно, немецкий…- уже почти шёпотом повторил Никита.
Тут уж класс так и взорвался от смеха. Не смеялась только учительница.
- И верно, ангельский быть должен голосок, - поправила она.
Никита не знал, какую отметку поставила ему учительница. Да разве в этом дело? Ему от стыда хотелось провалиться. Будь он неладен , этот «ангельский голосок». И почему он дома не спросил, что это за слово «ангельский»?
Однако Никита кое-что понял. Понял, что этот русский язык совсем не так прост. Его изучай да изучай. Недаром же говорят, что русский язык как море – безбрежный да глубокий.
Вопросы и задания.
1 Как вы понимаете значение слова «ангельский»?
2 Действительно ли текст является рассказом? Обоснуйте свое мнение.
3 Выделите структурные части рассказа.
4 Где выражается основная мысль рассказа?
5 Если бы не было вступления и заключения, легко ли было бы понять основную мысль рассказа?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале , потом , затем … и наконец (к нему ставится вопрос что произошло? ) о писание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой? ) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему? )
Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?
Подумайте, почему ответ Васи не является рассказом. А что можно считать рассказом? В окружающем мире, в нашей жизни происходит немало интересного. Однажды на уроке пятиклассников попросили рассказать, что интересного происходило с ними дома или в школе. Первым начал отвечать Вася. Меня зовут Вася. Мне десять лет. Я учусь в 5 классе. У нас очень дружный класс. У меня есть собака, я ее очень люблю. Почти то же самое получилось и у других . Учителю ответы не понравились: -Вы все одинаково рассказываете. Да и не рассказы это вовсе.
Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.
1 Найдите строчки, где говорится о разных случаях . 2 Допишите предложение: Случай – это …
Случай Синонимы История Происшествие Эпизод Событие Эпитеты Обыкновенный Необычный Смешной Забавный Интересный Волнующий
Что показывают приведенные схемы? Используя их, составьте и запишите предложения, которые могли бы быть началом рассказа. случилось Однажды было произошло приключилось рассказать О случае поведать можно повествовать живописать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При составлении рассказа надо знать -не только что скажешь, но и - для чего и кому ты будешь рассказывать ( от адресата зависит , каким будет рассказ: коротким или подробным, серьёзным или шутливым…) -в какой последовательности изложишь события ( как построишь рассказ). В основе рассказа лежит событие, поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события.
Построение (композиция) рассказа 1 Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. 2 Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия. 3 Развязка – результат развития события, его заключительный момент. В рассказе могут быть вступление и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать . В заключении чаще всего автор делится своими раздумьями по поводу рассказанного события, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти. Движение действия происходит от завязки через развитие действия к его кульминации, затем через постепенный или резкий спад действия – к его развязке. Попробуйте изобразить строение рассказа в виде схемы.
Представьте себе, что у вас в руках чудесный конструктор, из него можно построить всевозможные фантастические постройки. Изобразим построение рассказа в виде архитектурного сооружения: это поможет более наглядно представить его структурные части.
Рассказала ли Таня о каком-нибудь случае или просто перечислила действия? Является ли её высказывание рассказом?
Можно ли считать, что Оля повествует о случае? Выделите случай, который лежит в основе рассказа. Достаточно ли полно раскрыто событие? Как построен рассказ? Соразмерны ли части рассказа?
Рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ. Какой случай лежит в основе вашего сочинения? Какие структурные части можно выделить в получившемся рассказе ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
открытый урокпо информатике в 10 классе «Диаграммы в электронных таблицах»
разработка открытого урока...
Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"
Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает сильный эмоциональный отклик, радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...
Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.
Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР. Оборудование: Раздаточный материал с историч...