Обобщающий урок русского языка в 7 классе по темам "Причастие" и "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_v_7_klasse_obobshchayushchiy_urok_po_temam_prichastie_i_deeprichastie.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Тема урока: «Обобщающий урок по темам «Причастие» и «Деепричастие»
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: Повторительно-обобщающий урок
Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы образования.
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания о правописании причастий и деепричастий.
- закрепить способы образования глагольных форм;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках причастий и деепричастий;
- повысить словарный запас учащихся;
- определять глагольные формы и их роль в языке, отличать их от глаголов и прилагательных.
Развивающие:
- развитие умения находить в тексте причастия и деепричастия, видеть границы причастных и деепричастных оборотов.
- развитие творческой активности;
- развитие речи учащихся;
- развивать основные мыслительные операции учащихся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, логическое и абстрактное мышление;
- способствовать дальнейшему формированию операционного компонента учебной деятельности учащихся через постановку целей и задач урока, самостоятельное выполнение заданий.
Воспитывающие:
- воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое
- воспитание любви к русскому языку;
- повышение культуры речи;
Оборудование:
- Информационные карточки
- Карта успеваемости ученика
Дидактические материалы:
Учебники:
Русский язык. Практика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и др. – М.: Дрофа, 2009.
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, - М.: Дрофа, 2005.
Подготовка к уроку
Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника
На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»
На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, ПАРТНЕР ПО ПЛЕЧУ ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки.
Этап урока | Содержание | Время | |
Действия учителя | Действия учащихся | ||
1. Организационная часть | Приветствует учащихся. Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу» | Встают со своих мест приветствуют учителя. Приветствуют партнера по плечу, по лицу | 1 мин |
2. Основная часть | Тема урока: «Обобщающий урок по темам «Причастие» и «Деепричастие» Перед началом урока даю инструктаж: «На столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, которое я назову. Работаете по структурам». Проверка знаний по пройденным темам. Карточки для каждого участника с текстом Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел. Задания: Подчеркните деепричастия и причастия, докажите, что это причастие, деепричастие. Проводим «Рели Робин». Участники по плечу комментируют свои ответы друг другу. Проверка правильности ответов: называю номер стола и участника, он отвечает на вопрос. Сегодня мы займемся повторением и обобщением важной темы “Причастие и деепричастие”. Повторим правописание этих форм, будем конструировать предложения с обособленными членами, потренируемся в правильном использовании причастий и деепричастий в речи. В тетрадях запишем число и классная работа. Комментированное письмо у доски. Один ученик пишет, класс объясняет причину такого написания. Осуществляется проверка усвоения сразу нескольких орфограмм, формируется навык грамотного письма. Не зная причины; негодуя; посеянный; по нехоженым тропам; расцвечены флагами; жареный гусь: не построенная, а сломанная: в проснувшемся лесу; строящийся дом; на виднеющемся островке; вопрос не решен. Молодцы! А теперь вспомним схемы предложений с причастными и деепричастными оборотами. На доске нарисованы схемы: [ – = ×,│ ~~~~│] [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│] Расскажите об этих предложениях, глядя на схемы. Составьте предложение, соответствующее схеме, используя причастные и деепричастные обороты. Начало предложения у нас уже есть: [ – = ×,│ ~~~~│] Турист добрался до маленькой поляны, освещенной солнцем. «Рели Коуч» На карточках нарисованы схемы. В ходе коллективной работы составляется предложение с обособленными оборотами, которое соответствует заданной схеме. [ – = ×,│ ~~~~│], и [–, │– · – ·│, = ×,│~~~~│]
Запись под диктовку. Однажды черный кот Степан сидел на крыльце и, не торопясь, умывался. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Маленький рыжий пес, дрожа от любопытства, тянулся мокрым носом к Степану. (По К.Паустовскому.) Использую структуру «Раунд Робин» объясните постановку знаков препинания. Проверка правильности ответов: называю номер стола и участника, он комментирует предложение. Морфемный разбор слов из текста (у доски 2 ученика, остальные работают в тетрадях) торопясь, заложенной. Морфологический разбор слов из текста (2 ученика у доски, остальные работают в тетрадях) заложенной, дрожа. Различные виды разборов являются одним из видов аналитико-синтетических упражнений, позволяющих обобщить и проверить теоретические знания. Самостоятельная работа.
| Слушают учителя. Читают текст, находят в нем причастия и деепричастия, подчеркивают их как члены предложения. Участники работают с партнером по плечу. По очереди называют подчеркнутое слово и аргументируют свой выбор. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. Записывают в тетрадях число и классная работа. Один ученик выходит к доске, класс находит орфограмму и объясняет ее. Ученики смотрят на доску и комментируют строение предложений, изображенных в виде схемы. Ученики предлагают варианты продолжения предложения Ученики работают в парах. На двоих один листочек и одна ручка. Составляют предложения, соответствующие схемам. Учащиеся записываю в тетрадях предложения под диктовку. Работая в группах, участники объяснят постановку знаков препинания в предложениях. Начинает участник №1, комментирует 1 предложение. Все 4 участника аргументируют постановку знаков препинания, каждый в своем предложении. 2 ученика выходят к доске и делают морфемный разбор слов, остальные работают в тетради 2 ученика выходят к доске и делают морфемный разбор слов, остальные работают в тетради Ученики выполняют самостоятельную работу на листочках | 30 сек 2,5 мин 3 мин 2 мин 30 сек 1 мин 3 мин 2 мин 1,5 мин 4 мин 5 мин 2 мин 2 мин 1 мин 2 мин 7 мин. |
3. Подведение итогов урока. | Домашнее задание. Напишите юмористическое сочинение-миниатюру на тему «Однажды я, проснувшись утром, увидел, что превратился в причастие (деепричастие)». Оценка урока учащимися и учителем, заполнение карт успеваемости. Сегодня мы обобщали наши знания о причастии и деепричастии. Какие виды заданий показались вам наиболее интересными и полезными для усвоения темы? Какие правила мы сумели повторить? (Итоговая беседа целесообразна потому, что в ее ходе удобно выделить главные моменты урока, осуществить обратную связь.) Чир на выбор учащихся. | Слушают. Записывают д\з Беседуют с учителем, отвечают на вопросы Повторяют за учителем. | 2 мин 2 мин 1 мин |
Карта успеваемости ученика
Ф.И. _______________________________________________
Этап или название структуры | Максимальное количество баллов | Количество набранных баллов |
РЕЛИ РОБИН (Нахождение в тексте причастий и деепричастий) | 1 балл за правильное слово. Максимум 5 баллов. | |
Комментированное письмо у доски | 1 балл за правильный ответ (заполняется учителем) | |
РЕЛИ КОУЧ (Составление предложений по схемам) | 1 балл за правильное предложение. Максимум 2 балла. | |
РАУНД РОБИН (Комментирование знаков препинания) | Если все правильно – 2 балла, Если незначительная ошибка – 1 балл, Есть ошибки – 0 баллов. | |
Морфемный разбор слова | 1 балл (заполняется учителем) | |
Морфологический разбор слова | 2 балла (заполняется учителем) | |
Самостоятельная работа | 1 балл за правильный ответ. Максимум 6 баллов. (заполняется учителем) | |
ИТОГО | 19-15 – «5» 14-9 – «4» 8-4 – «3» |
Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел. Задание: Подчеркните деепричастия и причастия, докажите, что это причастие, деепричастие. Проводим «Рели Робин». Участники по плечу комментируют свои ответы друг другу. | Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась, увидев нечто неожиданное: пригнув к земле голову и шею, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел серый гусь. Белый кот, лежавший несколько в стороне на матрасике, увидев Каштанку, вскочил, выгнув спину в дугу и задрав хвост, и, взъерошив шерсть, тоже зашипел. Задание: Подчеркните деепричастия и причастия, докажите, что это причастие, деепричастие. Проводим «Рели Робин». Участники по плечу комментируют свои ответы друг другу. |
«Рели Коуч»
Ручеек, _._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._., бежал около деревьев, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.
Ручеек, _._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._., затейливо извивался вдоль реки, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.
Поляна со всех сторон была окружена лесом, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~.
Деревья стояли в городе, ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~. |
Самостоятельная работа.
Ф.И. __________________________________________________________________________________________________
1. Преобразуйте сложные предложения в простые с причастным оборотом.
1. Птицы, которые летят на юг, опускаются на ночлег.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Дом, который построили на берегу озера, маленький и уютный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Замените причастный оборот деепричастным.
1. Щенок, испугавшийся чужой собаки, забился в конуру.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Только что проснувшийся малыш свесил босые ножки с кровати.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Войдя в лес, солнце село.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.
Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"
Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Предлог"...
Повторительно-обобщающий урок русского языка ПО ТЕМЕ «ВИДЫ СКАЗУЕМОГО» 8 класс
Данный урок проводится в 8 классе после изучения темы "Виды сказуемого". Разработан к учебнику по русскому языку Тростенцовой Л.А., Ладыженской Т.А. 8 класс. Его также можно использовать при подготовк...
Обобщающий урок русского языка по теме "Обособление приложений"
. Урок обобщает знания учащихся по теме "Приложение". В данной разработке в разделе "Приложения" содержится дидактический материал, использованный на уроке. Номера упражнений указаны по учебнику под р...
"Второстепенные члены предложения". Обобщающий урок русского языка в 8-м классе
Цель урока: повторить, систематизировать знания о второстепенных членах предложения, их видах; рассмотреть особенности употребления второстепенных членов предложения в зависимости от речевой сит...