Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7 классе.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Это урок закрепления полученных знаний уч-ся о глаголе как части речи. Прослеживаются межпредметные связи с литературой, окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_pismu_i_razvitiyu_rechi_v_7klasse.doc | 911 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку и развитию речи в 7классе.
Тема урока: Глагол как часть речи.
Цели урока:
- Повторить и осмысленно закрепить уже полученные знания уч-ся о глаголе как части речи, обозначающий действие предмета;
- Развивать навык и орфографическую зоркость, направленные на распознавание и видение глаголов в тексте, предложении;
- Развивать логическое мышление уч-ся, внимание, совершенствовать навыки самостоятельной работы, развивать речь уч-ся, обогащать словарный запас;
- Способствовать воспитанию любви к русскому языку, к труду, к сказкам – русскому народному творчеству.
Оборудование урока: грамзапись «Голоса моря, рисунок корабля, кроссворды для уч-ся, таблица «Вопросы глагола», названия пристаней.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целевая установка. Слово учителя.
-Наш урок будет «необычным» потому, что будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства: «Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет… (Включается запись звуков моря.)
…И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах.
На поднятых парусах…
Откройте глаза. Вы – команда, а на каждом корабле должен быть капитан. Определите, кто у вас будет капитаном. (На доске рисунок корабля).
-Учитель обращает внимание уч-ся на рисунок корабля.
Слово учителя : но наш корабль, на котором мы сегодня отправимся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Он придет в движение, если вы решите кроссворд. Решить его, вы еще определите тему нашего урока. Задание: вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.
- Учитель читает отрывки с пропуском слов, а ученики по группам вписывают слова ( у каждого уч-ся кроссворд). Капитан команды решает кроссворд у доски.
- Вот открыл царевич очи
Отрясая грезы ночи,
И, дивясь, пред собой
Видит (город) он большой.
- Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят.
- Царь Дадон к шатру спешит..
Что за страшная (картина)!
г | ||||||||||||||
л | ||||||||||||||
а | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
о | ||||||||||||||
л |
Перед ним его два сына…
- Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет не берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря).
- Корабельщики в ответ:
«Мы Объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит наш путь далек:
Восвояси на (восток) ».
- Вот въезжает в город он;
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
Учитель: -Что за слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Глагол.
Учитель: Молодцы! Вы определили тему урока.
Глагол как часть речи.
Вывешивается табличка «Вспоминайка» Вопросы глагола.
а) Беседа с классом:
Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Что еще помните?
б) Чтение правила с. 184, 185 учебник. Примеры уч-ся. Работа с таблицей на доске.
в) Вывод: Глагол обозначает признак действие предмета, отвечает на вопросы что сделать? Что делать?
А все ли мы знаем о глаголе? Можем ли мы изучаем что-то новое, не повторив то, что знаем. Сегодня мы подготовимся к изучению нового о глаголе.
2. Итак, мы отправляемся в путь!
1. Наша первая остановка у пристани «Словознайка».
Задание: запишите два слова из кроссворда , а к ним припишите слово , которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет.
У доски работает ученик, остальные выполняют в тетради.
Корабль(что делает?) плывет, останавливается,
Богатыри (что делают?) выходят, охраняют.
Вопрос к классу: Чем сходны все слова, которые вы приписали к именам существительным? (на какие вопросы отвечают? Как называются? –(Глаголы)
2. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная»
Задание: Послушайте нашу сказительницу Наталью. Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья»
Вопрос к классу: Кем работает прилагательное? А кем работает глагол? Кем работает существительное?
Ученики: (Подлежащим , второстепенным членом, сказуемым)
Царевна из сказки А.С.Пушкина тоже хочет приносить пользу.
Задание классу: Записать предложение в тетрадь обратить внимание уч-ся на написание слов царевна, обошла, порядком, убрала.
Найти и подчеркнуть главные члены предложения, определить, чем они выражены.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала.
-Какую работу глагол выполняет в предложении?
-Является сказуемым (ответ уч-ся)
-Что обозначает? На какой вопрос отвечает?
Физкультминутка.
-Вот наш корабль подошел к пристани «Отдыхайка». Значит, пора отдохнуть. Я буду называть слова, а вы выполнять соответствующие действия: вставай, выпрями спину, поднимись на мыски, возвратись в исходное положение, поверни голову, посмотри налево, затем направо, прямо. Шагай на месте, хлопай в ладоши, стой, садись.
-Что общего во всех этих словах? (обоз.дейст.)
-Слова какой части речи использованы??
Продолжаем путь.
Следующая остановка у пристани «Дружная».
Чтобы правильно и быстро выполнить задание, вам нужно работать дружно, слаженно.
Задание: Образуйте от имен существительных однокоренные глаголы, выделите корень в них.
(Работа, плач, крик, шум, танец, стук, шутка.) Работать, плакать, кричать, шуметь, танцевать, стучать, шутить.
-Какую работу вы выполнили? (Образовывали от сущ. Глагол).
5. Работа с учебником. Следующая остановка у пристани «Думайка».
Откройте учебник на стр.184 упр 233. Прочитайте стих-е, спиши, подчеркни глаголы., устно став. Вопросы.
-Вопрос к классу: На какие вопросы отвечают глаголы?
Вам предстоит хорошенько подумать и самостоятельно выполнить работы.
Вывод На конце глаголов отвеч. на вопросы что делать? Что сделать? Пишется ь.
- Итог урока. Слово учителя:
Вот и подошел наш корабль к пункту назначения – к городу Новороссийску.
Какую тему мы начали изучать? Что мы называем глаголом? Все ли мы знаем о глаголе? На след. уроках мы узнаем много интересного . Кто легко выделяет глаголы из речи, кто все понял и кому понравился сегодняшний урок, пустите в море плавать желтую рыбку, кому было сложно и еще надо поработать – красную рыбку.
- Домашнее задание : упр.234, с.185, правило с 184, записи в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Формирование коммуникативных компетенций на уроках чтения, русского языка и развития речи и совершенствование их во внеурочной деятельности у детей со сниженным интеллектом»
«НРАВСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИДНАВ ЕГО ОТНОШЕНИИ К СЛОВУ».Л.Н.ТОЛСТОЙКоммуникативная компетентность - это развивающийся опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного...
Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс
Конспект урока по русскому языку и развитию речи (для детей с легкой умственной отсталостью) 4 класс на тему "Упражнение в написании слов с безударными гласными".Ход урока происходит на основе событий...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи 8 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи 5 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи 5 класс...
Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс
Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 6 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умс...
Открытый урок по русскому языку и культуре речи
Презентация к открытому уроку по русскому языку и культуре речи...