Творческая работа
план-конспект урока по русскому языку на тему
Работа, получившая призовое место на муниципальном конкурсе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedarom_pomnit.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Тема
«Недаром помнит вся Россия…»
Тема защиты Родины в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Цели:
Обучающие: совершенствовать литературные умения и навыки: монологическое высказывание, устное словесное рисование; познакомить с новым литературоведческим понятием «строфа»; познакомить с исторической основой стихотворения.
Воспитательные: поговорить с ребятами о нравственных понятиях «честь», «патриотизм»; «долг»; расширить знания учащихся о героях Бородина.
Методы и приёмы:
- метод творческого чтения
- эвристический
- проблемно-поисковой
- репродуктивный
- компьютерные технологии
Оборудование:
1)Выставка книг, посвящённая Отечественной войне 1812 г
2)Портреты М.Ю. Лермонтова
3)Видеослайды с иллюстрациями картин, посвящённых войне 1812 года.
4)Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
Ход урока
1. Оргмомент (приветствие, проверка наличия учащихся, готовность учащихся к уроку)
2. Вступительное слово учителя
Наш сегодняшний урок мы посвящаем теме, актуальной во все времена. Это тема защиты Родины. Она всегда будет звучать в произведениях лучших сынов Отечества: в стихах и прозе, музыке и живописи..
- В каком разделе литературы Героическое прошлое России
мы изучаем её?
Мы открываем её стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»
- Вы узнали строку из этого стихотворения? (Ребята должны были самостоятельно прочитать к уроку стихотворение)
На доске:
«Недаром помнит вся Россия…». Тема защита Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова (ребята записывают тему в тетрадь). Учитель объясняет правила оформления цитаты.
3. Работа с портретами М.Ю. Лермонтова
Обычно при изучении творчества поэта мы обращаемся к его портрету. Обратите внимание, что на доске представлены портреты работы Ф.О. Будкина, П.Е. Заболотского и автопортрет .
-Что обозначает слово автопортрет?
-Правильно, это портрет, написанный автором. Это слово имеет греческий корень авто-сам (учитель записывает это слово на доске в разделе «Словарь»)
-Посмотрите на портрет и скажите, на какую деталь вы обратили внимание.
Верно, Лермонтов на всех портретах изображён в военной форме.
Он был человеком военным, принимал участие в боях на Кавказе, не раз смотрел смерти в лицо и знает, что такое воинский долг. Носить военный мундир во все времена было большой честью. Не случайно, что сам себя он изображает в форме.
4. Историческая основа стихотворения
Людям, которые отдали Родине свой воинский долг и посвятил М.Ю. Лермонтов своё стихотворение «Бородино».
Беседа:
- Какому событию посвящено стихотворение ?
- Расскажите об этом подробнее (Богдан Р.) Очень сложная задача встала перед русскими. Самые опытные полководцы, генералы, командиры разрабатывали стратегию и тактику войны. Но не только люди военнообязанные поднялись на борьбу.Об этом расскажет Лена С.
Вывод (записываем в тетрадь). Русский народ поднялся на борьбу всем миром, и для этого не требовалось ни прокламаций, ни манифестов.С первых же дней войны везде звучали слова «Отечественная война».
5. Работа над понятием «Отечественная»
- От какого слова образовалось прилагательное «Отечественная» (Отечество)
- Что обозначает отечество, какой корень имеет ? (Родина отцов)
Отечественная- Отечество-Родина отцов.
-Запишите этот смысловой ряд в тетрадь.
Защитить Родину отцов, не дать в обиду своё отечество- такова была задача русских. Людям, любящим свою Родину, эта задача оказалась по силам.
-Как мы называем людей, любящих сою родину?
-Патриоты (учитель записывает это слово в раздел «Словарь» на доске).
6. О героях Бородина в творчестве А.С. Пушкина.
Героям 1812года А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Полководец». Послушайте отрывок.
∙ Учитель читает.
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистью свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой …
7. Знакомство с героями Бородина.
Учащиеся подготовили сообщения о М.И. Кутузове, Р.Р. Раевском, Д.В. Давыдове, атамане Платове, М. Багратионе.
Учитель дополняет сообщения учащихся.
- В армии плечом к плечу воевали и маршал, и генерал, и казак, и партизан. Сотни простых солдат пошли в армию добровольно, по зову сердца.
8. Виртуальная экскурсия в Эрмитаж
Портреты этих героев находятся в государственном музее Эрмитаж в Санкт –Петербурге. Один из залов посвящён героям 1812 года. И сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в Санкт - Петербург.
(смотрим фрагмент фильма, посвящённый героям 1812 года).
9. Работа с выставкой книг «Недаром помнит вся Россия…»
Учитель знакомит учащихся с художественными и публицистическими книгами о войне 1812 года, которые можно взять в школьной библиотеке.
10. Осмысление названия стихотворения
-О чём говорит название стихотворения?
(Володя Г.) Рассказывает о Бородинском сражении: место, дата, исход.
- Вывод: Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло уверенность врагов к победе.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие идут сюда люди, чтобы увидеть поле воинской славы России, место, где решалась её судьба.
-В каком году Лермонтов написал стихотворение? Сколько лет прошло после написания? (стихотворение было написано в 1837 году, прошло 25 лет, именно такой срок раньше служили в армии.)
11. Чтение стихотворения учителем
12. Восприятие учащимися стихотворения
- Вам понравилось стихотворение?
- Какие чувства испытали?
13. Работа с иллюстрациями
- Найти строчки стихотворения, которые подходят к данной иллюстрации. (на экране учитель предлагает поочерёдно 8 иллюстраций)
14. «Погружение» в текст
-В форме чего написано стихотворение? Докажите.
Стихотворение построено в виде диалога.
- Давайте вспомним, как образовано это слово
От греч. диа - два, логос-слово (учитель записывает это слово на доске в разделе «Словарь»).
-Кто участвует в разговоре?
Ребята высказывают свои предположения.
-Давайте поразмышляем, где происходит разговор?
Разговор происходит вечером, после окончания учений или во время привала в походе.
- Почему возник этот разговор?
- О чём спрашивает молодой солдат дядю?
Дядя – участник сражения. Кто же лучше него, рядового бойца, может правдиво рассказать о событиях тех далёких лет. Он для молодых солдат – не только умудрённый годами человек, но, скорее, получивший оплаченное кровью право говорить от лица своих боевых товарищей.
-Какому роду войск принадлежит герой. Аргументируйте свой ответ.
Артиллерия (учитель записывает слово на доске в разделе «Словарь»). Подтверждению этому могут служить строчки «Забил снаряд я в пушку туго», «Прилег вздремнуть я у лафета», «пора добраться до картечи»,
- Что такое «лафет», «картечь»? Посмотрите сноски в учебнике. Скажите, если бы не было этих сносок, к какому бы словарю вы обратились бы?
К толковому словарю.
- Какие люди служили в артиллерии?
Физически сильные, крепкие, ловкие, сноровистые.
-Ни лихость конницы, ни стойкость пехоты не могли принести победу в большом сражении, если в войске не было артиллерии. Это был самый грозный род войск.
- Нарисуйте словесный портрет рассказчика.
Длинные седые усы, морщины на лице, сильные натруженные руки, невысокий рост. Голос глуховатый, ровный.
- Это человек, знающий цену своим словам. Он размышляет о судьбе России, народа и вместе с тем подводит итог собственной жизни.
Вывод (записываем в тетрадь) Это стихотворение стало художественным открытием в русской поэзии. Впервые историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения.
15. Работа над литературоведческим понятием «строфа»
- Обратимся к форме стихотворения. Оно написано не сплошными строками, а разделено на части. Сколько их?
Четырнадцать.
- Можно ли сказать, что каждая из них имеет свою тему? Приведите примеры.
Третья строфа «Мы долго молча отступали…»
Четвертая «И вот нашли большое поле…»
Пятая «Забил снаряд я в пушку туго…»
- Чем еще связаны строки в каждой части?
Рифмой: туго - друга, стеною – головою.
Ритмом.
- Итак, часть стихотворения, объединенная в единое целое рифмой, ритмом, содержанием, называется строфой. Откройте словарь терминов в конце учебника и запишите определение в тетрадь.
16. Итоги урока
Сегодня на уроке мы познакомились с исторической основой стихотворения, с героями Бородина, познакомились с новым понятием «строфа», поговорили о понятиях «воинский долг», «патриотизм».
17. Комментирование домашнего задания.
1. Выучить определение «строфа»
2. Найти строфы, в которых описаны самые важные события, подготовить их выразительное чтение.
3. Повторить словарные слова: автопортрет, патриотизм, артиллерия, Отечество.
18. Комментирование и выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...
Творческая работа "Развитие творческих способностей".
В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....
Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"
В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....
Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога. Работа направлена на формирование у воспитан...
Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...