Творческая работа
план-конспект урока по русскому языку на тему

Работа, получившая призовое место на муниципальном конкурсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedarom_pomnit.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема

«Недаром помнит вся Россия…»

Тема защиты Родины в стихотворении

М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Цели:

Обучающие: совершенствовать литературные умения и навыки: монологическое высказывание, устное словесное рисование; познакомить с новым литературоведческим  понятием «строфа»; познакомить с исторической основой стихотворения.

Воспитательные: поговорить с ребятами о нравственных понятиях «честь», «патриотизм»; «долг»; расширить знания учащихся о героях Бородина.

Методы и приёмы:

  1. метод творческого чтения
  2. эвристический
  3. проблемно-поисковой
  4. репродуктивный
  5. компьютерные технологии

Оборудование:

1)Выставка книг, посвящённая Отечественной войне 1812 г

2)Портреты М.Ю. Лермонтова

3)Видеослайды с иллюстрациями картин, посвящённых войне 1812 года.

4)Мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

                                      Ход урока

1. Оргмомент (приветствие, проверка наличия учащихся, готовность учащихся к уроку)

2. Вступительное слово учителя

Наш сегодняшний урок мы посвящаем теме, актуальной во все времена. Это тема защиты Родины. Она всегда будет звучать в произведениях лучших сынов Отечества: в стихах и прозе, музыке и живописи..

- В каком разделе литературы            Героическое прошлое России

мы изучаем её?

Мы открываем её стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»

- Вы узнали строку из этого стихотворения?  (Ребята должны были самостоятельно прочитать к уроку стихотворение)

На доске:

«Недаром помнит вся Россия…». Тема защита Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова (ребята записывают тему в тетрадь). Учитель объясняет правила оформления цитаты.

3. Работа с портретами М.Ю. Лермонтова

Обычно при изучении творчества поэта мы обращаемся к его портрету. Обратите внимание, что на доске представлены портреты работы Ф.О. Будкина, П.Е. Заболотского  и автопортрет .

-Что обозначает слово автопортрет?

-Правильно, это портрет, написанный автором. Это слово имеет греческий корень авто-сам (учитель записывает это слово на доске в разделе «Словарь»)

-Посмотрите на портрет и скажите, на какую деталь вы обратили внимание.

Верно, Лермонтов на всех портретах изображён в военной форме.

Он был человеком военным, принимал участие в боях на Кавказе, не раз смотрел смерти в лицо и знает, что такое воинский долг. Носить военный  мундир во все времена было большой честью. Не случайно, что сам себя он изображает в форме.

4. Историческая основа стихотворения

Людям, которые отдали Родине свой воинский долг и посвятил М.Ю. Лермонтов своё стихотворение «Бородино».

Беседа:

- Какому событию посвящено стихотворение ?

- Расскажите об этом подробнее (Богдан Р.) Очень сложная задача встала перед русскими. Самые опытные полководцы, генералы, командиры разрабатывали стратегию и тактику войны. Но не только люди военнообязанные поднялись на борьбу.Об этом расскажет Лена С.

Вывод (записываем в тетрадь). Русский народ поднялся на борьбу всем миром, и для этого не требовалось ни прокламаций, ни манифестов.С первых же дней войны везде звучали слова «Отечественная война».

5. Работа над понятием «Отечественная»

- От какого слова образовалось прилагательное «Отечественная» (Отечество)

- Что обозначает отечество, какой корень имеет ? (Родина отцов)

Отечественная- Отечество-Родина отцов.

-Запишите этот смысловой ряд в тетрадь.

Защитить Родину отцов, не дать в обиду своё отечество- такова была задача русских. Людям, любящим свою Родину, эта задача оказалась по силам.

-Как мы называем людей, любящих сою родину?

-Патриоты (учитель записывает это слово в раздел «Словарь» на доске).

6. О героях Бородина в творчестве А.С. Пушкина.

Героям 1812года А.С. Пушкин посвятил стихотворение «Полководец». Послушайте отрывок.

∙ Учитель читает.

У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистью свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен

Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

Нередко медленно меж ими я брожу

И на знакомые их образы гляжу,

И, мнится, слышу их воинственные клики.

Из них уж многих нет; другие, коих лики

Еще так молоды на ярком полотне,

Уже состарились и никнут в тишине

Главою лавровой …

7. Знакомство с героями Бородина.

Учащиеся подготовили сообщения о М.И. Кутузове, Р.Р. Раевском, Д.В. Давыдове, атамане Платове, М. Багратионе.

Учитель дополняет сообщения учащихся.

- В армии плечом к плечу воевали и маршал, и генерал, и казак, и партизан. Сотни простых солдат пошли в армию добровольно, по зову сердца.

8. Виртуальная экскурсия в Эрмитаж

Портреты этих героев находятся в государственном музее Эрмитаж в Санкт –Петербурге. Один из залов посвящён героям 1812 года. И сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в Санкт - Петербург.

(смотрим фрагмент фильма, посвящённый героям 1812 года).

9. Работа с выставкой книг «Недаром помнит вся Россия…»

Учитель знакомит учащихся с художественными и публицистическими книгами о войне 1812 года, которые можно взять в школьной библиотеке.

10. Осмысление названия стихотворения

-О чём говорит название стихотворения?

(Володя Г.) Рассказывает о Бородинском сражении: место, дата, исход.

- Вывод: Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло уверенность врагов к победе.

Из года в год, из десятилетия в десятилетие идут сюда люди, чтобы увидеть поле воинской славы России, место, где решалась её судьба.

-В каком году Лермонтов написал стихотворение? Сколько лет прошло после написания? (стихотворение было написано в 1837 году, прошло 25 лет, именно такой срок раньше служили в армии.)  

11. Чтение стихотворения учителем

12.  Восприятие учащимися стихотворения  

 - Вам понравилось стихотворение?

 - Какие чувства испытали?

13. Работа с иллюстрациями

- Найти строчки стихотворения, которые подходят к данной иллюстрации. (на экране учитель предлагает поочерёдно 8 иллюстраций)

14. «Погружение» в текст

-В форме чего написано стихотворение? Докажите.

        Стихотворение построено в виде диалога.

- Давайте вспомним, как образовано это слово

        От греч. диа - два, логос-слово (учитель записывает это слово на доске в разделе «Словарь»).

-Кто участвует в разговоре?

        Ребята высказывают свои предположения.

-Давайте поразмышляем, где происходит разговор?

       Разговор происходит вечером, после окончания учений или во время привала в походе.

- Почему возник этот разговор?

- О чём спрашивает молодой солдат дядю?

      Дядя – участник сражения. Кто же лучше него, рядового бойца, может правдиво рассказать о событиях тех далёких лет. Он для молодых солдат – не только умудрённый годами человек, но, скорее, получивший оплаченное кровью право говорить от лица своих боевых товарищей.

-Какому роду войск принадлежит герой. Аргументируйте свой ответ.

      Артиллерия (учитель записывает слово на доске в разделе «Словарь»). Подтверждению этому могут служить строчки «Забил снаряд я в пушку туго», «Прилег вздремнуть я у лафета», «пора добраться до картечи»,

- Что такое «лафет», «картечь»? Посмотрите сноски в учебнике. Скажите, если бы не было этих сносок, к какому бы словарю вы обратились бы?

      К толковому словарю.

- Какие люди служили в артиллерии?

      Физически сильные, крепкие, ловкие, сноровистые.

-Ни лихость конницы, ни стойкость пехоты не могли принести победу в большом сражении, если в войске не было артиллерии. Это был самый грозный род войск.

- Нарисуйте словесный портрет рассказчика.

      Длинные седые усы, морщины на лице, сильные натруженные руки, невысокий рост. Голос глуховатый, ровный.

- Это человек, знающий цену своим словам. Он размышляет о судьбе России, народа и вместе с тем подводит итог собственной жизни.

Вывод (записываем в тетрадь) Это стихотворение стало художественным открытием в русской поэзии. Впервые историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения.

15. Работа над литературоведческим понятием «строфа»

- Обратимся к форме стихотворения. Оно написано не сплошными строками, а разделено на части. Сколько их?

     Четырнадцать.

- Можно ли сказать, что каждая из них имеет свою тему? Приведите примеры.

      Третья строфа «Мы долго молча отступали…»

Четвертая «И вот нашли большое поле…»

Пятая «Забил снаряд я в пушку туго…»

- Чем еще связаны строки в каждой части?

       Рифмой: туго - друга, стеною – головою.

Ритмом.

- Итак, часть стихотворения, объединенная в единое целое рифмой, ритмом, содержанием, называется строфой. Откройте словарь терминов в конце учебника и запишите определение в тетрадь.

16. Итоги урока

Сегодня на уроке мы познакомились с исторической основой стихотворения, с героями Бородина, познакомились с новым понятием «строфа», поговорили о понятиях «воинский долг», «патриотизм».

17. Комментирование домашнего задания.

1. Выучить определение «строфа»

2. Найти строфы, в которых описаны самые важные события, подготовить их выразительное чтение.

3. Повторить словарные слова: автопортрет, патриотизм, артиллерия, Отечество.

18. Комментирование и выставление оценок.

 

                                 

   

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».

С самого раннего возраста  дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Творческая работа "Развитие творческих способностей".

В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....

Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"

В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....

Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога.  Работа направлена на формирование у воспитан...

Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...