Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Данный урок был отправлен мной на конкурс "Лучший урок письма". Рассчитан на 2 часа. Основная цель: возродить интерес к эпистолярному жанру. Знакомлю ребят с особенностями писем разных жанров: деловых, официальных, дружеских. Читаем письма великих людей: писателей, педагогов. Останавливаемся на использовании жанра письма, как литературного произведения либо внутри произведения. Отмечаем. что отличает интересное, содержательное письмо. для чего нужны письма. Также читаем письма ровесников: удачные и не очень: отмечаем достоинства и недостатки каждого. В конце урока ребята пишут свои письма, зачитывают 2-3 работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок письма | 132.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок проводится в 10-11 классах.
Тема: «Как сердцу высказать себя…» Письмо другу. (2 часа)
Цели:1) знакомство с эпистолярным жанром, учить ребят писать интересные, содержательные письма;
2) развитие интереса к переписке, умения связно и последовательно излагать свои мысли; повышение культуры речи;
3) воспитание любви к художественной литературе и словотворчеству, эстетического вкуса.
Оборудование: газета и презентация «Я к Вам пишу…», выставка художественной литературы, музыкальные записи, видеоролики.
На доске: эпиграф, почтовый конверт увеличенных размеров, свеча, перо, изображение почтового голубя.
Эпиграф: Заветные письма! Я вами богат;
Всегда вас читаю и снова читаю…
В. Г. Бенедиктов.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Ф. И. Тютчев.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы с вами, ребята, будем учиться писать письма. Умеете ли вы это делать? Как часто задаёте себе этот вопрос? Составление письма – это своего рода искусство.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне хотелось бы взять отрывки из стихотворений поэтов 19 века В.Г. Бенедиктова и Ф.И. Тютчева.(Читаю.)
Все мы любим получать письма, с нетерпением открываем конверт и читаем жадно, не отрываясь… Читаем и перечитываем иногда с огромным наслаждением, иногда с разочарованием. Отчего же это? Ответ прост: не все умеют писать интересные, содержательные письма, затрагивающие ум и душу адресата.
Многие люди хранят письма долгие годы, иногда всю жизнь. Часто, листая строки пожелтевших посланий, они вспоминают о прошлом, о былых радостях и огорчениях.
Письма – это память сердца, история души, запечатлённая на бумаге. Это своего рода связь между прошлым и будущим, поэтому к их написанию нужно относиться очень серьёзно. Важно подобрать такие слова, чтобы ваш адресат понял их, разделил ваши переживания и мысли, проникся к вам доверием. Нельзя писать то, о чём потом будешь сожалеть. Как гласит русская народная пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором».
История возникновения традиции письма уходит корнями в глубокую древность. До наших дней дошли письма, нацарапанные на камнях (скрижалях) и берестяные грамоты, хранящие послания древних русичей.
Потребность в написании письма исходит из желания общаться. А при общении важно найти темы, интересные обоим собеседникам.
По своему характеру и целям общения письма делятся на деловые, (официальные) дружеские, любовные, письма родным и близким. Следовательно, содержание этих писем и лексика, используемая в них, тоже должны различаться. На сегодняшнем уроке мы поговорим об особенностях писем различного жанра, прочитаем письма разных людей (писателей, фронтовиков, ребят). Затем вы напишете свои письма.
2. Беседа с классом. Чтение писем и поэтических посланий.
- Жанр письма (послания) проник в литературу, имеет в ней свои традиции. Читая эти поэтические и прозаические послания, мы и сейчас восторгаемся глубиной духа и силой мысли великих людей, лучше понимаем их. Часто письмо используется для раскрытия образа литературного героя, его духовного мира, душевного состояния. Классический пример «Письмо Татьяны к Онегину».
Читает ученица или звучит ария из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».
«Письмо Татьяны к Онегину»
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
А.С. Пушкин.
- О чём пишет героиня? (Татьяна пишет о своей любви к Онегину, делится с ним своими переживаниями, раскрывает душу, просит Евгения разрешить её сомнения).
- Письмо Татьяны милое, искреннее и наивное послание, на которое героиня получает жестокую отповедь, служит примером для молодых девушек, своего рода предостережением. Действительно ли тот, кому вы собираетесь открыться, достоин вашей любви? Не принесёт ли это признание вам боль и разочарование?
Жанр послания часто использовался А.С. Пушкиным. Как строчки нежных, полных любви и надежды писем читаются его стихи «Няне», «И.И. Пущину» ( «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» ), «Во глубине сибирских руд…» (посвящённое друзьям декабристам). Стихотворные послания поэта помогали его друзьям в ссылке, несли утешение от тревог и горя, рождали надежды на лучшее будущее.
Одним из шедевров поэтического письма стало «Письмо к матери» С.А. Есенина. (Читает ученик или просматривается видеоролик , в котором звучит песня на музыку В. Липатова).
Сергей Есенин
«Письмо к матери»
|
1924 г.
Словарная работа:
1.шушун (устар.) – женская верхняя одежда; 2. шибко – сильно.
-Какие чувства выражает поэт в этом стихотворении? (Любовь к матери, разочарование в жизни, обещание вернуться, просьба не тревожиться о нём).
Письмо к матери – это обращение к прошлому, о котором тоскует поэт, не находя себе нравственной опоры в жизни.
Очень часто, уезжая из родного дома, мы забываем о своих близких, не пишем им. А они беспокоятся о нас, переживают, тоскуют, ждут хотя бы нескольких строк о том, что мы живы и здоровы.
Как размышления о смысле жизни и его поиске, разочаровании в ней, о времени и о себе звучат стихотворения С.А. Есенина «Письмо к женщине», «Письмо к сестре». В поэме «Анна Снегина» лирический герой получает письмо от любимой, которое проникнуто ностальгией, воспоминаниями о прошлом, любовью и прощением.
Ностальгия – болезнь русской души… Тоска о Родине, тревога за Россию – этими чувствами пронизаны письма многих великих людей, вынужденных жить за границей.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, вынужденный находиться в длительной командировке в Швейцарии, писал: «Что воздух для животного, то Родина для человека, хотя бы эта родина была закрыта петербургскими туманами…Что я здесь такое? Зевало без роду и племени; заживо похороненный человек, и живу только тогда, когда забываю, где я тружусь для моей родной страны» ( Из письма И.С. Белюстину).
Тревога о судьбе Родины, её народе, о детях – этими заботами продиктованы строки письма Л.Н. Толстого: «Я не рассуждаю, но когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так часто очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых…»
( Из письма А.А. Толстой).
Очень интересна переписка замечательного советского педагога, отдавшего более тридцати лет жизни работе с детьми, из них 16 лет возглавлявшего колонию для несовершеннолетних правонарушителей, А.С. Макаренко с А.М. Горьким. Вот что он пишет о замысле своего произведения: «В первой части «Педагогической поэмы» я хотел показать, как я , неопытный и ошибающийся, создавал коллектив из людей заблудших и отсталых… Во второй части я сознательно не ставил перед собою темы переделки человека… Я задался целью изобразить главный инструмент воспитания, коллектив, и показать диалектичность его развития…В третьей части у меня богатый материал для изображения такой (массовой) переделки и доказательства того, что силами коллектива эта переделка легче и быстрее…»
( Из писем А.М. Горькому).
- Какими чувствами проникнуты строки писем А.С. Макаренко? ( Любовью к детям и желанием помочь им).
- Колоссальная энергия, неутомимость и любовь к детям дали потрясающие результаты. А.С. Макаренко добился успеха в своей педагогической деятельности: воспитал прекрасных людей из вчерашних малолетних преступников и беспризорных.
- Мысли о Родине, тревога за её будущее, ненависть к врагу – эти чувства звучат и в фронтовых письмах Великой Отечественной войны.
В своём предсмертном письме комсомолка Любовь Земская обратилась к Родине с такими словами (читает ученица): (Слайд)
«Мать моя, любимая, единственная в мире! Ты лелеяла нас, ты баловала, ты дарила нам лучшее. Ты ничего не жалела для нас. Нет блага, равного твоей любви, которой ты окружила нас с детства. Я дочь твоя… Если вражеский снаряд оторвет мне руку, я буду биться одной рукой. Если я лишусь ног, я ползком подберусь к звериному стаду и буду разить его гранатой. Если мне вырвут очи, я увижу врага глазами сердца своего и не промахнусь!»
О любви к Родине и готовности пожертвовать ради неё жизнью пишут в своих письмах родным фронтовики: «Я буду биться с врагом до последней капли крови и буду вас защищать, народ, землю родную, на которой вырос…»
(25.06.1943.)
Автор этого письма, Иван Костров был смертельно ранен при захвате плацдарма на реке Кальмиус в ночь на 10-е сентября 1943 года и скончался в госпитале.
Его мать, Евдокия Ивановна, писала в письме к сыновьям Ивану, Алексею и Сергею, которые тоже отдадут жизнь за Родину: «Так бы и полетела к вам, с дубиной пошла на Гитлера».
Ей, русской женщине, потерявшей троих сыновей в годы войны, удавалось сохранить мужество, стойко перенося горе и отдавая все силы для того, чтобы приблизить победу.
Письма с фронта… С каким нетерпением их ждали родные. Женщины, проводив на фронт своих мужчин, ждали весточек от них, верили в их возвращение. И вот эта вера и верность порой совершали чудеса.
К. Симонов «Жди меня, и я вернусь».
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
- Это стихотворение, ставшее популярным в годы войны, было написано Симоновым как письмо жене. В чём же секрет его популярности? (Оно звучит как заклинание, как молитва. Просьба любимой дождаться во чтобы то ни стало, не терять надежды).
- Это гимн настоящей любви и верности, которой ничего не страшно.
Традиции литературного письма развиваются и в творчестве других поэтов и писателей: В.В. Маяковского «Письмо к товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»; Мусы Джалиля «Письмо из окопа»; В.В. Набокова «Письмо в Россию ».
К сегодняшнему уроку я подготовила выставку книг. В них вы можете прочитать те стихотворные и прозаические письма, о которых мы упоминали, и другие письма великих людей.
3. Выделение особенностей писем личного характера.
Ежегодно с 1 марта по 15 августа в нашей стране проводится конкурс: «Лучший урок письма». На конкурсе представляются работы учащихся по следующим номинациям:
1.«Россия - родина моя», проводится в рамках Года охраны окружающей среды, объявленного Президентом России Путиным; 2. «Олимпийцы среди нас», посвящена Олимпийским играм в Сочи и столетию утверждения Олимпийского знамени; 3. «Истории, легенды и подвиги моей семьи», номинация посвящена юбилейным датам:
70 лет – 18 января 1943 года – дата прорыва Ленинградской блокады; 70 лет – 2 февраля 1943года – день окончания Сталинградской битвы; 70 лет – 23 августа 1943 года – день окончания Курской битвы; 4. «Мой учитель»; 5. «Волшебные слова… Этикет речи»; 6. «Столица моей Родины - Москва»; 7. «Россия и Беларусь. Народы издревле родные»; 8. «Мама я тебя люблю!», номинация посвящена празднованию Дня матери России.
Поступившие на конкурс работы школьников оцениваются по следующим критериям: нестандартное решение темы, логика построения письма, эмоциональность, правила написания письма, стиль изложения. Лучшие работы будут направлены в Оргкомитет Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» для участия во Всероссийском конкурсе.
Лучшие из ваших работ пошлём на конкурс. – Какие же виды писем вам известны? (Деловые, официальные, личные). – На сегодняшнем уроке мы будем размышлять над письмом личного характера на тему одной из предлагаемых номинаций. Каковы же особенности писем такого характера? (Во-первых, близкие люди ждут от нас участия в их делах, тёплого дружеского совета, поддержки. Во-вторых, эти письма отличаются доверительной интонацией, эмоциональностью, непринуждённостью. В них можно широко использовать лексику оценочного характера, выразительные средства языка, разнообразные синтаксические конструкции, их характеризует богатство интонаций в зависимости от целей общения. В-третьих, мы должны помнить о культуре речи. Эта задача предполагает соблюдение норм литературного языка, умение найти наиболее точное, доходчивое, выразительное и уместное, т.е. самое подходящее для данной речевой ситуации слово для выражения своей мысли. – О чём можно написать в письмах друзьям, близким людям? - Темы дружеских посланий могут быть самыми разнообразными: школьные дела, впечатления о прочитанном произведении, от поездки, экскурсии в музей, размышления над проблемами человеческого бытия, которые вас особенно волнуют, описание какой-либо местности, например, родного города, любимого уголка природы, о будущей профессии и т.д. – О чём бы вы ни писали, важно, чтобы близкий человек почувствовал, что вы желаете поделиться с ним своими мыслями, услышать его мнение, дать понять, что вам интересно с ним общаться. – Как вы думаете, всегда ли мы ясно выражаем свои мысли, бываем последовательными в рассуждениях? Послушайте письмо ученицы:
Привет, Патя! Как твои дела, здоровье, учёба? Сегодня видела такой прикольный фильм, завтра будет продолжение, смотри не пропусти. Я хожу в школу до конца мая, у нас не будет экзаменов. На мой день рождения было прикольно и весело, жаль, что ты не приехала.
Ваш город готовится к Первому мая? У нас в этот день отмечают и День города, так что будет весело и интересно. 9-го мая выезжаем в поле. Там будут скачки, концерт, выступления канатоходцев и много интересного.
Пиши мне почаще. Спасибо, за прошлое письмо. Пока.
- Что вы могли бы порекомендовать автору данного письма? ( Непонятно, о каком фильме идёт речь, нет названия. Слово «прикольный» неуместно в письменной речи, придаёт ей сниженный характер. Уместнее заменить его словами замечательный, отличный, превосходный и т.д. Ничего не сказано о том, чем понравился фильм. Можно было немного рассказать о том, как отметили день рождения. Ученица говорит о Дне города, но ничего не рассказывает о том, как его проводят горожане. Можно было описать родной город, сказать о своей любви к нему. Далее девочка говорит о празднике 9-е мая. Здесь можно было рассказать о ветеранах, которым мы должны быть благодарны за мирное и беззаботное детство).
- Когда вы пишете письмо, ребята, не забывайте о том, что ваше послание должно затронуть ум и сердце вашего собеседника, а может быть оно будет храниться в личном архиве вашего адресата. Послушайте ещё одно письмо ученицы:
Ищу тебя.
Привет! Давно не виделись. Ты, верно, позабыл меня. А я хоть смутно, иногда Порой с улыбкой вспоминаю тебя.
Уж сколько лет прошло с последней нашей встречи! Как деревце в саду я подросла. Так нам с тобой с тобой даны большие жизни, Две жизни, каждому - своя.
С тех пор, как ты уехал, много изменилось. Уж нет просторной улочки, где мы Так хорошо играли, веселились, Где проводили мы беспечные деньки.
Да, с тех пор уж много утекло воды, И ты, наверное, очень изменился. Как ты живёшь и как дела твои, Хочу спросить, что делал, как учился?
Теперь ты очень-очень далеко. Мне хочется сказать, что скучаю я О тебе, друг детства моего. Ну, где же ты? Ищу тебя.
Быть может, встретимся. Верю я, твой друг Мария.
(Автор – ученица 11 А класса Шапиева Мария).
- Понравилось ли вам это стихотворное послание? Чем? (Автор пишет другу, с которым рассталась в детстве. Письмо наполнено чувством грусти, воспоминаниями о детстве, философскими мыслями о жизни, её быстротечности, однако завершается на оптимистической ноте, надеждой на встречу.
-Автору удалось рассказать о своих чувствах просто, искренне, проникновенно. Стихотворная форма придаёт этому письму особый лиризм и душевность.
Но даже, если вы написали письмо не в стихах, а в прозе, оно может быть не менее лиричным и проникновенным. Послушайте ещё одно письмо ученицы.
Здравствуй, дорогая Ася! Как твои дела?
Мне так не хватает твоей энергии, жизнерадостности, но я надеюсь, что летом снова поеду в лагерь на морском побережье, и мы увидимся.
Ты помнишь ласковое Каспийское море? Я его вспоминаю очень часто, особенно наши прогулки по побережью на закате солнца. Море становится особенно красивым, безмолвным, как будто оно хочет впитать в себя последние тёплые, нежные лучи заходящего солнца. А какая богатая палитра красок! Ни одному художнику ещё не удалось с точностью воспроизвести закат на море. Кажется, что море слилось с небом, нежная лазурь его отсвечивает алым и сиреневым блеском, здесь смешались все тона: от нежно-розового и голубого до кроваво-красного и тёмно-синего. Этот пейзаж вдохновляет и придаёт сил, энергии, спокойствия душе и нежности сердцу. Я иногда пытаюсь писать об этом стихи:
Море голубое и золотой закат Зовут нас и манят Красотой своей. От такого вида Нежным сердце станет, А душа светлей.
Море спокойное и тихое вдохновляет человека, успокаивает, даёт надежду. Это море настраивает на романтику и увлекает мечтой. Неспокойное, бушующее море мне представляется титаном, олицетворением мощи и величия природы. Море не может не завораживать, не манить, не притягивать к себе красотой, величием, таинственным мерцанием волн и гармонией.
И я не могу понять, как человек может не ценить море, не оберегать его и не восхищаться им. Ведь мы бездушно губим море, заливаем его промышленными отходами, нефтью, уничтожаем его животный и растительный мир. Хочется крикнуть: «Одумайтесь, люди! Вы толкаете себя к гибели!» Такое отношение к природе может привести человечество к экологической катастрофе.
Я так тоскую, вспоминая море. Хочется окунуться в его тёплые волны, плыть, любоваться чайками и лазурным небом.
Но ничего, скоро наступит лето, и я снова поеду в Махачкалу на море. Кстати, ты видела этот прекрасный город на лазурном берегу? О нём я расскажу тебе в следующем письме.
Пока, дорогая. Жду ответа.
27.04.2005г. Халимат. ( Автор – ученица 10 А класса Магомедова Халимат).
- Понравилось ли вам письмо? Удалось ли автору рассказать о своих чувствах лирично и проникновенно, быть последовательным и выражаться ясно? ( Да. Ученица с любовью и восхищением, увлечённо и страстно говорит о красоте и величии моря, о тех чувствах, которые оно вызывает у человека, о необходимости беречь его.)
4. Самостоятельная работа учащихся. Размышления над письмом.
- Подумайте, о чём бы вы хотели поговорить с другом, близким человеком. Напишите об этом в письме так, чтобы адресат вас понял, разделил ваши чувства, проникся ими.
5.Чтение двух-трёх писем учащихся по желанию.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
- Каким должно быть интересное письмо? (Понятным, искренним, содержательным).
7. Домашнее задание. Отредактировать своё письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»
Мы пишем письма родным и друзьям. Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....
Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)
Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....
Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"
Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»
Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...