Рабочая программа по литературе. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В связи с этим рабочая программа по литературе составлена на 2 часа в неделю (70 часов).
- Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе УМК Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008
- Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе для 7 классов
(70 часов)
2014-2015
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В связи с этим рабочая программа по литературе составлена на 2 часа в неделю (70 часов).
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе УМК Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008
Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008
В Концепции модернизации образования чётко определены приоритетные направления деятельности педагогических коллективов. В качестве основной задачи выдвигается формирование ключевых компетенций учащихся. при подготовке уроков важней всего найти решение, которое взволнует самого учителя и, естественно, сможет найти отклик у класса, поможет произведению остаться в «памяти сердца». Доступное и системное рассмотрение любого художественного текста помогает ученикам достичь новой ступени литературного развития.
Программа повышенного уровня составлена на основе УМК Меркина Г.С. с использованием методического приёма комплексного анализа художественного произведения и национально-регионального компонента в качестве развивающего элемента.
Ценным моментом является наглядная реализация конкретной технологии - формирование вдумчивого читателя, т.к. грамотность чтения становится проблемой не только школы, отдельного государства, но и проблемой международной. Об этом свидетельствует международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS), занимающийся мониторинговым исследованием качества образования. Международные исследования качества образования (PISA, PIRLS) указывают на необходимость поиска более разнообразных путей обучения работе с текстами различного содержания, характера и формата.
. Отсюда и возникает формулировка образовательных задач, которые ставятся перед учащимися:
- усвоение теоретико-литературных понятий;
- развитие навыков анализа художественных произведений;
- овладение приёмами комплексного анализа художественного произведения;
- развитие логического мышления через составление опорных схем;
- отработка умений анализа композиции произведения, системы образов и особенностей развития сюжета;
- приобщение к миру духовных ценностей.
Данная программа призвана обеспечить приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощённых в ней явлений жизни; воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся; формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене; воспитание речевой культуры учащихся. Она построена с учётом национально-регионального компонента Республики Татарстан и сопоставления с татарской литературой. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы. Предусмотрен весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Предлагаемая программа обеспечивает максимальное выполнение стандарта образования как в объёме чтения литературных произведений, так и в объёме овладения практическими умениями и навыками. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся, поэтому в программу включены виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы.
Цели обучения литературе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
- Обязательный минимум содержания программы для 7 класса
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет.
- ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.
Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".
- ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».
Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.
- ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге», «Полтава» Основные мотивы в произведениях поэта
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета. Родина в лирическом и эпическом произведении
Николай Васильевич Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в произведении «Шинель»
Иван Сергеевич Тургенев. Многообразие и сложность характеров крестьян в «Записках охотника».
Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.
Лев Николаевич Толстой . Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце»
Н.С.Лесков. «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести
Русская природа в стихотворениях А.А. Фета. «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Вечер»
Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». «Смерть чиновника» Картина нравов. Смысл названия. Авторская позиция. Юмор в рассказе.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
М.Горький. Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Детство» и рассказе «Легенда о Данко»
И.А.Бунин. Человек и природа в произведениях автора
А.И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказов «Куст сирени», «Allez
В.В.Маяковский. Художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений
И.С.Шмелёв. «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа
М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»
К.Г.Паустовский. Мир человека и природы в рассказе «Мещерская сторона»
Н.А.Заболоцкий. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека в стихотворении «Не позволяй душе лениться!»
Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Б.Л. Васильев «Летят мои кони», «Экспонат №»
Внутренняя простота и нравственная высота героев В.М.Шукшина в рассказах «Слово о малой родине», «Микроскоп»
Русские поэты 20 века о России «Мне о России надо говорить…»
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вечные темы сонетов У. Шекспира
Мацио Басё. Образ поэта Японские хокку. Особенности жанра
Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
Р.Л.Стивенсон. Привлекательные качества героя романа «Остров сокровищ»
А.Сент-Экзюпери «Планета людей» Основные события и позиция автора.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я. Купала. «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся»
Героический эпос. «Калевала»
Поэзия наших земляков
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
1 четверть | II четверть | III четверть | IY четверть | Год | ||||||||||
Количество часов | 18 | 14 | 20 | 18 | 70 | |||||||||
Практическая часть (Лабораторные, практические, развитие речи, внеклассное чтение и т.п.) | Р/р 2
| Р/р 2 Вн./ч 1 | Р/р 2 Вн./ч 2 | Р/р 3
| Р/р 9 Вн./ч 3 | |||||||||
Тематическое планирование раздела
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Виды ученической деятельности | Виды контроля |
I четверть (18 часов) | |||||
Литература как искусство слова (1 час) | |||||
1. | Введение. Любите читать! | Комбинированный | Влияние литературы на формирование в человеке нравственного эстетического чувства. | Развернутый ответ. Владение логичной речью | Пересказ |
Русский фольклор (4 часа) | |||||
2-4 | Устное народное творчество. Былина как жанр фольклора. Святогор и Микула Селенянович. «Илья Муромец и Соловей - разбойник» | Урок изучения нового | Знать понятие «устное народное творчество». Знать эпические жанры в фольклоре. Знать понятие «былина». Знать признаки и особенности былин. Уметь отличать былины от других жанров. Владеть навыками выразительного чтения, пересказа, анализа. | Развернутый ответ. составление таблиц, конспектов и плана. | Выразительное чтение |
5 | Русские народные песни | Урок изучения нового | Знать песенные жанры в фольклоре. Знать особенности песен. Уметь видеть своеобразие поэтического языка народных песен, многозначность поэтического образа в народных песнях. | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы | Выразительное чтение |
Из древнерусской литературы (3 часа) | |||||
6 | Поучительный характер древнерусской литературы. | Урок изучения нового | Знать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе. Знать особенности летописи. | Выразительное чтение, пересказ, анализ произведения; конспектов и плана | Развернутый ответ на вопрос |
7-8 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских» | Урок развития речи | Уметь излагать текст | Пересказ, составление плана | Изложение |
Из литературы 18 века (5 часов) | |||||
9-10 | Оды М. В. Ломоносова | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества М. В. Ломоносова. Знать понятие «ода». Знать теорию о «трех штилях». Уметь видеть тематику поэтических произведений, особенности поэтического языка оды, поэтические образы. | Выразительное чтение, анализ произведения; составление конспектов и плана | Выразительное чтение |
11 | Своеобразие стихотворений Г. Р. Державина | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества Г. Р. Державина. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Выразительное чтение, анализ произведения; составление конспекта и плана | Выразительное чтение |
12-13 | Своеобразие драматургического произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль» | Урок изучения нового | Знать краткие сведения о писателе. Знать понятия «юмор», «сатира», «сарказм», «драма», «пьеса», «классицизм». Уметь видеть своеобразие драматургического произведения, основной конфликт. | Выразительное чтение, анализ произведения; составление конспекта и плана | Чтение по ролям |
Из литературы 19 века (20 часов) | |||||
14-15 | В мире поэтического слова А. С. Пушкина. А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» «Полтава» Основные мотивы в произведениях поэта | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества А. С. Пушкина. Знать тропы. Знать понятие «поэма». Знать отличия поэмы от других жанров | Фронтальный опрос, составление цитатного плана | Выразительное чтение |
16-17 | В мире поэтического слова М. Ю. Лермонтова М.Ю.Лермонтов. Родина в лирическом и эпическом произведении. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества М. Ю. Лермонтова. Знать жанры лирики. Знать художественные приемы. Знать понятие «композиция». Уметь видеть художественное богатство произведения. Уметь определять тему, композицию произведения. Уметь видеть фольклорные элементы в произведении. | Выразительное чтение; ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного текста | Выразительное чтение |
18 | В мире художественного слова Н. В. Гоголя | Урок изучения нового | Знать краткие сведения о писателе | Выразительное чтение; ответы на вопросы, | Презентация |
2 четверть (14 часов) | |||||
19 | Н.В.Гоголь «Шинель». Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». | Урок изучения нового | Уметь определять тему и основной конфликт произведения. Уметь видеть трагическое и комическое. Уметь видеть авторское отношение к героям и событиям. | Выразительное чтение; ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного текста | Пересказ эпизодов |
20 | В мире художественного слова И. С. Тургенева.
| Урок изучения нового | Знать краткие сведения о писателе. Знать общую характеристику книги «Записки охотника». | Выразительное чтение; ответы на вопросы, | Презентация |
21-22 | В мире художественного слова И. С. Тургенева. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. | Урок изучения нового | . Уметь определять тему и основной конфликт произведенияЗнать содержание рассказов, уметь определять тематику, художественное богатство рассказов и стихотворения в прозе. Уметь видеть отношение автора к героям. | Выразительное чтение; ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного текста. составление портретных характеристик героев | Составить план пересказа |
23-24 | Своеобразие поэтического мира Н. А. Некрасова. Доля народная – основная тема произведений поэта. «Русские женщины» | Урок изучения нового | Знать краткие сведения о поэте. Знать основные темы произведений Некрасова. Уметь определять основную проблематику произведений. Уметь видеть художественно – выразительные средства и определять их значение. | Выразительное чтение, составление цитатного плана, тезисного плана; составление портретных характеристик | Выразительное чтение Монологическая речь |
25-26 | М.Е.Салтыков - Щедрин. Своеобразие сюжета; проблематика сказок. | Урок изучения нового. | Уметь определять своеобразие сюжетов в сказках. Уметь видеть проблематику сказок. Уметь определять приемы создания образов помещиков, уметь видеть позицию писателя. Уметь видеть художественно – выразительные средства и определять их значение. Уметь вычленять мораль в тексте. | Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста | Составить план пересказа повести |
27-28 | Л.Н.Толстой. Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце» | Изучение нового материала | Знать краткие сведения о писателе. Знать о Толстом как об участнике обороны Севастополя. Знать творческую историю «Севастопольских рассказов». Знать историю обороны Севастополя. Знать основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце». Уметь видеть авторское отношение к героям, образы защитников Севастополя. | Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста | Анализ эпизодов |
29-30. | В мире художественного слова Н. С. Лескова Н.С.Лесков. «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести | Изучение нового материала | Знать краткие сведения о писателе. Знать особенности проблематики и центральную идею повести «Левша». Уметь видеть образный мир произведения. | Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста | Цитатный план |
31 | Русская природа в стихотворениях А.А. Фета. | Комбинированный | Биография А.А. Фета.. Содержание, идейная направленность лирики поэта. | Анализ лирического произведения. Выразительное чтении. | Чтение наизусть. |
32 | В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков | Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи | Знать основные вехи творчества А. А. Фета, знать особенности творчества, стихотворение наизусть. Уметь находить тропы в стихотворении. | Анализ лирического произведения. Выразительное чтении. | Стихотворение наизусть (на выбор) |
3 четверть (20 часов) | |||||
33 | Антон Павлович Чехов. Социальная направленность рассказов. | Урок изучения нового | Знать сведения из жизни писателя. Знать основные темы произведений А. П. Чехова | Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста | Составить композиционный план повести |
Из литературы 20 века (23 часа) | |||||
34-35. | М.Горький. Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Детство» и рассказе «Легенда о Данко» | Урок изучения нового | Знать значение термина «романтизм», знать основные произведения писателя. | Выборочное чтение; ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов. | Пересказ эпизодов |
36-37 | И.А.Бунин. Человек и природа в произведениях автора. | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества И. А. Бунина. Знать жанры лирики. Знать художественные приемы. Знать понятие «композиция». Уметь видеть художественное богатство произведения. Уметь определять тему, композицию произведения. Уметь видеть фольклорные элементы в произведении. | Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики | Подробный пересказ эпизодов |
38-39 | А.И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказов «Куст сирени», «Allez!» | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества И. А. Бунина. Знать жанры лирики. Знать художественные приемы. Знать понятие «композиция». Уметь видеть художественное богатство произведения. Уметь определять тему, композицию произведения. Уметь видеть фольклорные элементы в произведении. | Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста | Фронтальный и индивидуальный опрос |
40 | В.В.Маяковский. Художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». | Урок изучения нового | Знать биографию и основные вехи творчества Маяковского. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Анализ лирического произведения. Выразительное чтении. | Выразительное чтение по ролям |
41 | С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений. | Изучение нового материала | Знать биографию и основные вехи творчества С. А.Есенина. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Анализ лирического произведения. | Развёрнутый ответ на вопрос, выразительное чтение. |
42 | В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин» | Урок развития речи | Владеть навыками выразительного чтения, | Выразительное чтение | Выразительное чтение наизусть |
43 | И.С.Шмелёв. «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа | Урок изучения нового | Знать основные сведения биографии писателей. Знать основные произведения писателей. Знать темы произведений. Знать литературоведческие термины. Уметь выполнять анализ произведений, уметь находить средства художественной выразительности. Уметь определять композицию произведения. | Сопоставление героев, выразительное чтение, составления таблиц, кроссвордов и пересказов.
| План произведения. |
44 | М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река» | Урок изучения нового | Сравнительная характеристика героев. | ||
45 | К.Г.Паустовский. Мир человека и природы; | Урок изучения нового | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||
46-47 | Изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» | Урок развития речи | Владеть навыками выразительного чтения, пересказа, анализа произведения | Художественный пересказ, | Изложение с элементами рассуждения |
48-49 | Н.А.Заболоцкий. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека. | Изучение нового материала | Знать основные сведения биографии писателя. Уметь выполнять анализ произведений, уметь находить средства художественной выразительности. Уметь определять композицию произведения. | Анализ лирического произведения. | Выразительное чтение наизусть |
50-51 | А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского. | Изучение нового материала | Знать термин «поэма». Знать основные литературоведческие понятия. Знать литературные роды. Знать жанры литературы. Уметь различать роды и жанры. | Выразительное чтение, анализ произведения | Выразительное чтение наизусть |
52 | В.Ч. Встреча в литературной гостиной «Стихи и песни о войне поэтов XX века | Комбинированный урок | Знать поэтов-участников ВОВ. Знать произведения поэтов ВОВ | Анализ стихотворений | Выразительное чтение наизусть |
VI четверть (18 часов) | |||||
53 | Б.Л. Васильев «Летят мои кони», «Экспонат №» | Изучение нового материала | Знать биографию и творческий путь Б.Л.Васильева | Анализ лирического произведения. | Выразительное чтение |
54-55 | Внутренняя простота и нравственная высота героев В.М.Шукшина. | Изучение нового материала | Знать биографию и творческий путь В. М. Шукшина. Знать основные произведения В. М. Шукшина. | Сопоставление героев, выразительное чтение, пересказ | Сочинение –рассуждение |
56 | Р.Р. Русские поэты 20 века о России «Мне о России надо говорить…»: | Урок развития речи | Знать биографию и основные вехи творчества поэтов 20 века. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Анализ лирических произведений | Выразительное чтение наизусть |
Зарубежная литература (8 часов) | |||||
57 | Вечные темы сонетов У. Шекспира | Урок изучения нового материала | Знать определение термина «сонет». Знать строение сонетов. Знать особенности творчества У. Шекспира, основные его произведения. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Анализ сонетов | Выразительное чтение |
58 | Мацио Басё. Образ поэта. | Урок развития речи | Знать понятие «хокку». Знать особенности хокку. Уметь анализировать хокку и понимать их смысл. Уметь видеть средства художественной выразительности и объяснять их роль в поэтическом тексте. | Анализ хокку. Выразительное чтении. | Сочинить хокку |
59-60 | Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса | Урок изучения нового материала | Знать биографию и основные вехи творчества Р. Бернса. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Анализ лирического произведения | Выразительное чтение |
61-62 | Р.Л.Стивенсон. Привлекательные качества героя романа. | Урок изучения нового материала | Знать особенности жанра приключенческой литературы | Эвристическая беседа | Задание по группам |
63-64 | А.Сент-Экзюпери «Планета людей» Основные события и позиция автора. | Урок изучения нового материала | Знать биографию и особенности творчества Антуана де Сент – Экзюпери. Уметь определять основную проблематику произведений. Уметь видеть художественно – выразительные средства и определять их значение. | Выразительное чтение, составление цитатного плана, тезисного плана; | Составления портретных характеристик |
Литература народов России (6 часов) | |||||
65-66 | Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я. Купала. «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся» | Урок изучения нового материала | Знать биографию и основные вехи творчества поэта. Знать особенности белорусской литературы. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте. | Выразительное чтение, анализ произведения | Выразительное чтение |
67-68 | Героический эпос. «Калевала» | Урок изучения нового материала | Знать эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней. | Анализ эпизодов. | Пересказ |
69-70 | Поэзия наших земляков | Комбинированный урок | Знать эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней. | Выразительное чтение, анализ произведений | Выразительное чтение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....