Курс практической грамотности 10-11класс
рабочая программа по русскому языку на тему
«Курс практической грамотности» предназначен обобщить и углубить полученные ранее знания учащихся 10 – 11 классов по правописанию, обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_prakticheskoy_gramotnosti_10-11_klass.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Курс практической грамотности» предназначен обобщить и углубить полученные ранее знания учащихся 10 – 11 классов по правописанию, обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Цель курса - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, обогатить словарный запас.
Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции.
Актуальность
Программа «Курса практической грамотности» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для подготовки к ЕГЭ и дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Формы обучения:
- практические занятия;
- решение заданий КИМов;
- написание сочинения-рецензии с использованием моделей;
- зачет по курсу.
Программа рассчитана на 33 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Раздел программы | К-во часов | Формы контроля | |
| Дата | Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. | 2 | |
1 | Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
2 | Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. | 1 | Тест | |
| Раздел 2. Морфемика и словообразование. | 2 | ||
3 | Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
4 | Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ. | 1 | Тест | |
| Раздел 3. Лексика и фразеология. | 1 | ||
5 | Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
| Раздел 4. Морфология. | 7 | ||
6 | Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
7 | Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
8 | Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
9 | Разряды местоимений, склонение местоимений. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
10 | Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
11 | Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
12 | Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. | 1 | Тест | |
| Раздел 5. Орфография. | 9 | ||
13 | Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. | 1 | Тест | |
14 | О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
15 | Правописание приставок. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
16 | Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
17 | Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
18 | Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
19 | Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
20 | Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
21 | Правописание служебных частей речи. | 1 | Тест | |
| Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 3 | ||
22 | Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
23 | Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
24 | Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
| Раздел 7. Текст. | 2 | ||
25 | Стили речи и типы речи. | 1 | Тест | |
26 | Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
| Раздел 8. Культура речи. | 2 | ||
27 | Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
28 | Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. | 1 | Тест | |
| Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. | 5 | ||
29 | Лексические и морфологические средства художественной выразительности. | 1 | Тест | |
30 | Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. | 1 | Тест | |
31 | Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. | 1 | КИМы (разбор заданий) | |
32 | Создание сочинения-рассуждения. | 1 | Соч-расс. | |
33 | Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. | 1 | Соч-расс. | |
|
| Итого | 33 |
Методическое обеспечение курса
- Бабайцева В. В. Русский язык: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля. М., 2004.
- Веселова 3. Т. Русский язык: Трудные случаи орфографии и пунктуации. Развитие речи: 10-11 классы: Методическое пособие. СПб., 2002.
- Власенков А. #., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл.». Кн. для учителя. М., 2002.
- Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 кл.». М., 2004.
- Власенков А. К, Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. 10-е изд. М., 2004.
- Голъцева Н. Г. Русский язык в старших классах: Учебное пособие. М., 2000.
- Греков В. Ф., Крючков С. Е., Четко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. 40-е изд. М., 2004.
- Громов С. А. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., 1998.
- Деденева В. В., Воплова К. А. Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 10-И класс. М., 2000.
- Михалъская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. 10-11 классы. М., 1996.
- Русский язык: Сборник заданий: Пособие для 10-11 классов школ с углубленным изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В. В. Бабайцева. М., 2003.
- Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2002.
- Хлебинская Г. Ф. Русский язык: Синтаксис простого и сложного предложения: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курс практической грамотности 5 класс
«Курс практической грамотности» предназначен для более подробного изучения орфографии русского языка учащимися 5 класса в игровой и творческой форме, что существенным образом отличае...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО. Кружок "Курс практической грамотности" 10 класс.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса....
Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс
Тематическое планирование элективного курса «Основы практической грамотности» 10 класс...
Методическая разработка. Статья -Курс практической грамотности.
Данный курс входит в предметную область «Филология» и предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворения познавательных интересов школьников в области подготовки ...
Курс практической грамотности . Программа по внеурочной деятельности .10 класс
Данная программа ориентирована на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики мировосприятия и поведения. Сочетая возможности нескольких видов иску...
Курс "Функциональная грамотность". Практические работы.
В 2022 году мною был пройден курс повышения квалификации по функциональной грамотности. Было выполнено две практические работы....
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...