Методическая разработка. Статья -Курс практической грамотности.
статья по русскому языку (10 класс) на тему
Данный курс входит в предметную область «Филология» и предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворения познавательных интересов школьников в области подготовки и успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._statya_-kurs_prakticheskoy_gramotnosti.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Игнатьева В. А.
– учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 421
Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
КУРС ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Данный курс входит в предметную область «Филология» и предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворения познавательных интересов школьников в области подготовки и успешной сдачи единого государственного экзамена по русскому языку.
Основные принципы отбора и структурирования материала – это поэтапность, его практическая значимость и последующая максимальная последовательность. В рамках данного курса реализуется изучение учебного материала на различных уровнях, его доступность, научность и соответствие предметному стандарту.
Цель курса практической грамотности – создать условия для эффективного процесса обучения современным коммуникативным моделям и повышение уровня сформированности навыков грамотного письма.
Данные цели реализуются через решение следующих учебно-развивающих задач:
- формирование прочного познавательного интереса к филологическим знаниям, знание методик работы с филологическим материалом;
- расширение общего кругозора и интеллектуального потенциала старшеклассников;
- развитие умения правильно применять различные техники обработки печатного материала по русскому языку;
- расширение словарного запаса и развитие навыка грамотного письма;
- научение умению интегрировать знания из различных разделов филологии.
Принципиальная новизна предлагаемого курса – это его практикоориентированное содержание. Материал, рекомендуемый для изучения, содержит в себе практическое применение уже известных правил, грамматических конструкций, терминов. В предлагаемом курсе многие темы предложены с учетом имеющегося уровня знания программного материала. Другие темы предложены в более усложненном, современном варианте. Они сформулированы понятным и доступным языком, в то же время содержит в себе определенную смысловую интригу или загадку, являясь опосредованно условием для учебных споров и дискуссий. Такой подход к отбору содержания курса является нетрадиционным в предметных программах.
Актуальность предлагаемого курса содержится в самой идее профильного обучения. В условиях обязательного единого государственного экзамена по русскому языку и отсутствия дополнительных часов на его подготовку педагогическая целесообразность требует проведения специального курса по повышению грамотности учащихся.
Методические системы и приемы, которые обеспечивают изучение данного курса, приближены к системе вузовского обучения. Основой обучения является коммуникативная технология. Предполагается внедрение зачетной системы с широким набором современных педагогических технологий: работа в парах и группах, выполнение проектов, исследовательские методики, самостоятельное реферирование и аналитика, обучение с помощью компьютерных технологий и Интернета.
Изучение курса практической грамотности позволит школьникам получить следующие результаты:
- достигнуть высокого уровня коммуникативной компетенции;
- получить дополнительные знания в предметной области «Русский язык»;
- развить навыки и умения работы с различными формами печатных бланков;
- сформировать навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности;
- повысить уровень грамотности, то есть успешно выполнить задания по ЕГЭ.
Курс практической грамотности предполагает традиционную систему оценки знаний учащихся. Промежуточные результаты определяются в ходе творческих практических занятий, на семинарах, лабораторных и контрольных работах. Форма определения промежуточных результатов – тесты, зачетные задания, практически работы, мини-проекты.
Итоговая аттестация проводится в форме защиты проекта исследовательского, поискового или творческого характера. Возможно защита коллективных проектов или интегрированных работ по русскому языку и литературе. Все итоговые работы или проекты должны иметь независимые рецензии.
Примерное учебно-тематическое планирование курса
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Форма занятий | Формы подведения итогов | |
Теория | Практика | ||||
1. | Орфография. Безударные гласные в корне слова: А) проверяемые Б) непроверяемые В) чередующиеся | 1 | 1 | Индивидуальные сообщения участников, работа с перфокартами | |
2. | О-Ё после шипящих: А) в корне Б) в суффиксе В) в окончании | 1 | 1 | Практикум, работа в парах | |
3. | Правописание –Н–НН в суффиксах разных частей речи | 1 | 2 | Лекция, практические упражнения | Написание проекта |
4. | Правописание приставок | 1 | Самостоятельная работа с учебником, составление таблицы. | ||
5. | Правописание НЕ с различными частями речи | 1 | 2 | Лекция, работа в группах | Зачетная работа |
6. | Правописание служебных частей речи | 1 | 1 | Урок-семинар, тренировочные занятия. | Комментированное письмо |
7. | Правописание гласных в суффиксах глагольных форм | 1 | 1 | Беседа, работа в парах постоянного состава | Работа по перфокартам |
8. | Пунктуация | 2 | 5 | Лекция, составление таблиц, работа в парах | Написание проекта |
9. | Фонетика | 1 | 1 | Беседа, индивидуальные задания | |
10. | Стилистика | 1 | 3 | Устные сочинения, практикум | Анализ текстов |
11. | Культура речи | 1 | 1 | Индивидуальные сообщения, правка текстов | |
12. | Лексика | 1 | 1 | Практические упражнения, словарная работа | Блиц-опрос |
13. | Итоговое занятие | 1 | Конференция «Русский язык – один из богатейших языков мира» | Итоговая аттестация |
Содержание «Курса практической грамотности»
Тема № 1-7 Орфография
Безударные гласные в корне слова. Корни с чередованием, правописание приставок, Правописание гласных в суффиксах глагольных форм. –Н–НН в различных частях речи. О-Ё после шипящих. Слитное и раздельное написание Не с различными частями речи. Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи.
Тема № 8 Пунктуация
Деепричастный и причастный обороты. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Однородные члены предложения с союзами. Знаки препинания в простом и сложных предложениях с союзом А. Тире в простом и сложных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточном и в сложном предложении и с разными видами связи.
Тема № 9 Фонетика
Типология звуков в русском языке. Ударные, безударные гласные. Согласные звуки: твердые и мягкие, глухие и звонкие.
Тема 10. Стилистика
Стили речи: научный, публицистический, художественный, официально-деловой. Анализ художественно-стилистических особенностей. Типы речи: описание, рассуждение. Повествование. Анализ текстов.
Тема № 11 Культура речи
Синтаксические нормы, построение предложение с деепричастными оборотами. Нормы управления и согласования. Исправление ошибок в тексте.
Тема №12 Лексика
Слово, его лексическое значение. Лексические нормы употребления слов, употребление синонимов, антонимов, фразеологизмов. Работа с толковым словарем.
Тема № 13 Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год в виде конференции «Русский язык – один из богатейших языков мира».
Литература для учителя.
1.Светлышева В. Н. Пособие по русскому языку.
2.Власенков А. И. Русская словесность.
3.Ткаченко Н. Г. Орфография и пунктуация.
4. Егораева Г. Т. Комментарий к основной проблеме текста
5. Громов С. А. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов по пунктуации
Литература для учащихся
1.Чешко А., Греков Б. Пособие для учащихся по русскому языку. 10-11 кл.
2.Сивакова Ю. Н. Русский язык.
3.ЕГЭ. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы, 2017-2018.
4.Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников.
5 Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.Русский язык. Грамматика. Сили речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине Иностранный язык для студентов 2-3 курсов, обучающихся по специальностям 43.02.10 Туризм, 43.02.11 Гостиничный сервис по теме Культурные и национальные традиции, краеведение
Основная цель данного пособия – создание у обучающихся целостного понимания важнейших требований, предъявляемых к процессу обучения в современных условиях: - достижение личностного результата обу...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Практические задания для первого курса»
Практические задания для усовершенствования знаний по английской грамматике...
методическая разработка по курсу "Финансовая грамотность"
Методиеская разработка расчитана на 5-11 класс. Может проводиться как в урочное, так и вне урочное время....
Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс
Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс...
Методическая разработка по теме " Практическое применение Естественно- научной функциональной грамотности на уроках биологии"
Данный материал направлен пна применение ЕНФГ на уроках биологии...
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"
Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Я умею читать"
Класс: 5-7Вводное занятие курса внеурочной деятельности по читательской грамотности....