Ярмарка инноваций
книга по русскому языку (9 класс) по теме

 «Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую» -  программа элективного курса и сборник тренировочных упражнений к курсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yarmarka_innovatsiy.zip1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Авторы-составители:

Маслова Н.А., Моисеева М.А., учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Пикалево им. А. П. Румянцева Бокситогорского района Ленинградской области.

«Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую»

Данное издание адресовано учителям-предметникам, работающим в 8-9 классах.

Пособие представляет собой разработку элективного курса, нацеленного на подготовку учащихся к сдаче ГИА в условиях реализации ФГОС второго поколения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Г(И)А – первое серьезное испытание не только для школьников, но и для педагогов, перед которыми стоит ответственный выбор образовательного маршрута обучающихся. В настоящее время существует разнообразные программы, курсы, методические пособия, поэтому учитель вынужден тратить много времени на подбор необходимого материала.

Перед вами инновационный образовательный продукт, состоящий из разработанного практикующими педагогами и неоднократно апробированного ими элективного курса и универсального дидактического пособия, который поможет значительно сэкономить время, достичь желаемых результатов.

Элективный курс русского языка «Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую» составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.

Данный курс предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы в процессе реализации ФГОС второго поколения на второй ступени обучения:

  •  освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  •  овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
  •  умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста.

В основу настоящей программы положена идея  компетентностного подхода в обучении русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций, которые направлены на достижение метапредметных и предметных целей обучения в рамках ФГОС второго поколения.  

Механизм формирования  языковой и лингвистической компетенций:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ предложения с точки зрения понимания его содержания;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • использование различных видов лингвистических словарей;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

Механизм формирования  коммуникативной компетенции:

  •  овладение видами речевой деятельности;
  •  определение цели коммуникации;
  •  выбор адекватной стратегии коммуникации;
  •  осмысленное изменение собственного речевого поведения.

Механизм формирования  культуроведческой компетенций:

  • формирование представления о родном языке как национальном достоянии народа;
  • анализ значения слова с помощью разнообразных лингвистических словарей.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

         В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения у обучающихся в процессе изучения русского языка  в рамках данной программы совершенствуются и развиваются универсальные учебные действия.

        Курс рассчитан на 17 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.    

   Для успешного достижения поставленных целей программы предполагается использовать инновационное пособие  Н.А.Масловой, М.А.Моисеевой «Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Спецификация второй части экзаменационной работы

Вторая часть экзаменационной работы – содержательный и языковой анализ прочитанного текста. Два типа заданий: задания с выбором ответа (А3 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В9). Задания группы А: особенности использования лексических средств и средств выразительности. Задания группы В: уровень лингвистической и языковой компетенции, т.е. уровень владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского зыка. Знакомство с образцами вариантов заданий уровней А и В.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • различать характер заданий к тексту.  

 

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, фразеологизм. Анализ предложений  с точки зрении использования в них средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в предложениях средства выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Фонетика и орфоэпия русского языка.

Звуковой состав слова. Орфоэпия. Озвончение, оглушение согласных звуков.

Обучающиеся должны знать:

  • орфоэпические нормы русского языка;
  • фонетические процессы, происходящие в речи.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по фонетике при анализе слов.

 Контроль знаний: тренировочные упражнения.        

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание Н-НН в суффиксах различных частей речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила: «Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова», «Правописание гласных в корнях с чередованием», «Правописание неизменяемых приставок», «Правописание приставок, оканчивающихся на –с (-з)», «Правописание приставок пре-, при-», «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи».

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенных слов.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа.  

Тема 5. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 6.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.  Знаки препинания  в сложных предложениях с разными видами связи. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы

1

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 2.   Средства выразительности речи

2

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 3. Фонетика и орфоэпия русского языка.

1

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 4. Нормы русской орфографии

5

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Тема 5. Стилистика русского языка

1

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Практическая работа

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

6

Текущий контроль – тренировочные упражнения

Итоговая  практическая работа - 1

Итого:

17 часов


ПОУРОЧНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую»

ДЛЯ 9 КЛАССА

№  п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Кол-во часов

Тема 1. Спецификация второй части экзаменационной работы  

1

Спецификация второй части экзаменационной работы. Знакомство с образцами вариантов заданий с выбором ответа (А3 – А7) и задания с кратким ответом (В1 – В9)

Знать основные правила работы с текстом. Уметь различать характер заданий к тексту.

1

Тема 2. Средства выразительности речи  

2

 Изобразительно-выразительные средства.

Знать основные средства выразительности.

Уметь различать средства выразительности.

1

3

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий А 3.

Уметь находить в предложениях средства выразительности.

1

Тема 3. Фонетика  и орфоэпия русского языка

4.

Звуковой состав слова. Орфоэпия. Озвончение, оглушение согласных звуков.

Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий А 4.

Знать орфоэпические нормы русского языка, фонетические процессы.

Уметь производить фонетический разбор слова.

Уметь использовать знания по фонетике при анализе слов.

1

Тема 4. Нормы русской орфографии

5.

Правописание корня слова.

Знать орфограммы проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками.

1

6.

Правописание приставок.

Знать и различать при письме слова с неизменяемыми приставками. Понимать правописание и различать слова с приставками

на –з (-с). Понимать правописание и различать слова с приставками

пре-, при-.

1

7.

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

Знать условия выбора Н и НН в словах разных частей речи. Уметь применять правило о правописании Н и НН в суффиксах разных частей при анализе слов.

1

8 – 9.

Тренировочные упражнения по орфографии к выполнению заданий А 5, А 6, А 7.

Использовать знания по орфографии при анализе слов задания.

2

Тема 5.  Стилистика русского языка

10.

Стили русского литературного языка. Виды стилистической окраски слов.  Тренировочные упражнения по стилистике.

Знать основные сведения по стилистике русского языка.  

Уметь определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

работать со стилистическими синонимами.

1

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

11.

Словосочетание. Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий В 2.

Знать виды связи слов в словосочетании.

Уметь производить синонимическую замену словосочетаний с изменением вида связи слов.

1

12

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий В 3, В 4, В 5.

Знать обособленные члены предложения. Уметь находить грамматическую основу простого предложения, обособленные члены при анализе предложения.

1

13.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом  и сложноподчиненном предложениях. Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий В 7.

Уметь различать ССП и СПП.

Уметь определять способ связи между частями сложного предложения.

1

14.

Виды подчинения в СПП. Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий В 8.

Знать виды подчинения придаточных в СПП.

Уметь определять вид подчинения придаточных в СПП.

1

15.

БСП. Сложное предложение с разными видами связи. Тренировочные упражнения по подготовке к выполнению заданий В 6, В 9.

Уметь анализировать сложные предложения с разными видами связи, находить основы частей сложного предложения.

1

16.

Тренировочные упражнения по выполнению заданий части В теста.

Знать синтаксические и пунктуационные нормы. Использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложений.

1

17.

Итоговая практическая работа.

Использовать знания языковых норм при анализе предложенного материала.

1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  •  

В результате изучения элективного курса  русского языка «Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую» ученик должен

знать/понимать

  • основные средства выразительности;
  • основные сведения по стилистике русского языка;
  • основные нормы орфоэпии;
  • основные сведения по фонетике русского языка;
  • орфографические правила;
  • синтаксические и пунктуационные нормы;

                      уметь

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • работать со стилистическими синонимами;
  • производить фонетический анализ слова;
  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;
  • использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста;

                        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: пооект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
  3. ГИА – 2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12вариантов / под ред. И.П.Цыбулько – М.: Национальное образование, 2011.
  4. Владимирова А.В. Русский язык (9-11 классы): Орфография и пунктуация в алгоритмах: Практические задания, упражнения, тесты/ А.В.Владимирова – М: Эксмо, 2007. – (Мастер-класс для учителя).
  5. Степанова Л.С. ГИА 2011. Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс / Л.С.Степенова, И.Б. Маслова, А.В.Терентьева. – М:Эксмо, 2011. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме).
  6. Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2003.
  7. Словарь синонимов русского языка в двух томах. Том 1./ Под ред. А.П.Евгеньевой. – Л.: «Наука», 1970.
  8. Комплексный словарь русского языка / А.Н.Тихонов, Е.Н.Тихонова, С.А.Тихонов и др.; под ред. д-ра филол. наук А.Н.Тихонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз. – Медиа; Дрофа.
  9. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический  словарь русского языка. – 5-е изд., испр. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009.
  10.  Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1980.
  11. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/под ред. чл.-корр.АН СССР Н.Ю.Шведовой.–18-е изд., стереотип.–М.: Рус. яз.,1986.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….2

2. Содержание программы…………………………………………………5

3. Учебно-тематический план……………………………………………..8

4. Поурочно-тематическое планирование элективного курса по русскому языку «Секреты успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую»…………………9

5. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………….13

6. Список литературы…………………………………………………….14



Авторы-составители:

Маслова Н.А., Моисеева М.А., учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Пикалево им. А. П. Румянцева Бокситогорского района Ленинградской области.

«Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую»

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному стандарту (второе поколение).

Пособие полезно как учителям-предметникам для работы на уроках, факультативах, элективных курсах, так и учащимся для самостоятельной подготовки к ГИА.

Введение

Перед вами универсальное пособие, содержащее материалы, которые помогут эффективно построить работу по повторению основ курса русского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Яркой особенностью данного издания является нетрадиционный подход к расположению дидактического материала. В книге содержатся тренировочные задания, сгруппированные по темам в порядке их расположения в контрольно-измерительных материалах Г(И)А по русскому языку.

Отличительной чертой пособия можно назвать практическую направленность содержания дидактического материала, позволяющего достичь высоких результатов изучения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).

Данное пособие будет полезно учителям-предметникам при организации индивидуальных, групповых, коллективных видов деятельности (на уроках, факультативах, элективных курсах) в качестве контрольно-измерительных и раздаточных материалов.

Девятиклассникам пособие позволит самостоятельно проверить и оценить уровень своей подготовки к экзамену в любой период учебного года.

Книга «Секрет успеха: Готовлюсь. Ищу. Анализирую» состоит из трёх разделов:

  • «Задания части А   Г(И)А по русскому языку»;
  • «Задания части В   Г(И)А по русскому языку»;
  • «Ответы к тестам».

Авторы намеренно не включили в пособие задания типа А1, А2, так как уверены, что данные вопросы требуют отдельного рассмотрения.

        Структура и содержание пособия позволяют работать с ним в разных режимах – как в группе, так и индивидуально, как самостоятельно, так и с учителем, как системно, так и выборочно. Секрет успеха прост: готовлюсь, ищу, анализирую.

Желаем удачи!


Задания части А   Г(И)А по русскому языку

А 3

I. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является олицетворение.

1. Посмотри, как дремлют ивы.(А.А.Фет)

2. Он  жил в избушке, стоявшей на краю деревни.

3. Михаил  ходил ловить перепелов, несмотря на свою слепоту.

4. Пушкинская ода «Вольность»  - произведение сложное.

II. Указать номер предложения, в котором используется метафора.

1. В любое время года хорош этот край светлых озёр.

2. На весь мир знаменит остров Кижи.

3. Маленький шумный городок раскинулся у подошвы горы Машук.

4.  На сухих полянах из-под ног дождём сыпались кузнечики.

III. Указать номер предложения, в котором используется олицетворение.

1. Из трещин камней выбегают зеленые ящерицы.

2. Ночная тьма тихонько прячется в ущельях гор.

3. Ведь нам известно о тебе еще с тех пор, когда мы были совсем маленькими.

4. Внимательно следит красавец лось  за перемещением стада.

IV.  Указать номер предложения, в котором используется фразеологизм.

1. SOS – международный сигнал бедствия на море.

2. Затем они сели на соседнюю крышу, о чем-то пошептались и опять побежали к чердаку.

3. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесёт им пользу.

4. Ты можешь бесконечно ждать у моря погоды, но само собой ничего не сделается.

V. Указать номер предложения, в котором используется сравнение.

1. Особенно красив и печален русский  лес в ранние осенние дни. (И.С. Соколов-Микитов)

2. Доброе солнце смеётся людям. (М.Горький)

3. И озимь, пышно зеленея, лежала бархатным ковром. (А.А.Фет)

4. Из-за скалы вырвались солнечные лучи и осветили сумрачную пропасть.

VI. Указать номер предложения, в котором используется эпитет.

1. По грифельному небу летают с криками чайки.

2. Но главное очарование моря заключается в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. (В.Катаев)

3. Только у немногих северных растений, цветущих весной, созревают за лето семена.

4. Подосиновик последний сдвинул шляпу набекрень. (А.Твардовский)

VII. Прочитайте предложения и выполните задания.

  1. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой печальные букеты… (Ю.Нагибин).
  2. Видали вы когда-нибудь глаза, наполненные неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? (М.А.Шолохов)
  3. Я краем уха услышал об изменении, произошедшем в расписании.
  4. Опасность миновала, и все ужасы этой ночи прошли без следа. (А.И.Куприн)
  5. Побеседовав с ним с глазу на глаз, я пришёл к выводу, что Егор был не прав.
  6. В  свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец. (Д.Шеваров)
  7. Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня.
  8. Сыплет черёмуха снегом.
  9. Мальчишка нёсся во весь дух, перепрыгивая через лужи.
  10. В багрец и золото одетые леса.
  11. Вдали он подобен цветным парусам корабля.
  12. Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
  13. Как море бесшумное,  волнуется все войско.
  14. Узнав о проигрыше команды, он упал духом.
  15. В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин)
  16. Лежа на берегу моря, мы слушали шепот волн.
  17. Утёс плачет в пустыне.
  18. Люблю я пышное природы увяданье. (А. Пушкин)
  19. Мои родители до старости жили душа в душу.
  20. Воют ветры, вьюга злится.

А) Указать номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) используется метафора.

Б) Указать номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) используется олицетворение.

В) Указать номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) используется фразеологизм.

Г) Указать номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) используется сравнение.

Д) Указать номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) используется эпитет.


А 4

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове МЯЧ нет твердых согласных.
  2. В слове ЛЕСТНИЦА количество звуков и букв совпадает.
  3. В слове ОБОИ 4 слога.
  4. В слове КОНЕЧНО произносится [шн].

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ПОЕЗД звуков больше, чем букв.
  2. В слове ПОХОДКА происходит оглушение.
  3. В слове КРАСИВАЯ 3 слога.
  4. В слове  КОЛЬНУЛА мягкость согласного [л`] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ШЕЛК произносится твердый звонкий шипящий согласный.
  2. В слове ЗВЕЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный.
  3. В слове КОСЬБА происходит озвончение.
  4. В слове ЧТО первый согласный звук – [ш].

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове СТАЯ все согласные звуки глухие.
  2. В слове ПОЗДНО букв больше, чем звуков.
  3. В слове КРАЮШКА буква Ю обозначает два звука.
  4. В слове ЧАЙКИ все согласные звуки мягкие.

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В конце слова САД произносится [т].
  2. В слове СЧАСТЬЕ три слога.
  3. В слове СЪЕЗД 5 звуков.
  4. В слове ИВОЛГА количество букв и звуков совпадает.

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ВСТАЛ первый звук – [в].
  2. В слове ГОРЯЧО буква Ч обозначает мягкий звук.
  3. В слове МАЯК буква Я обозначает два звука.
  4. В слове ОДЕВАТЬ три слога.

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове РЕАЛЬНОСТЬ мягкость согласного [л`] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак).
  2. В слове ПРАЗДНИК есть непроизносимый согласный.
  3. В слове ПАЛАТКА происходит оглушение.
  4. В слове БОЛЬНЕЕ количество звуков и букв совпадает.

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове СКУЧНО произносится [шн].
  2. В слове КОФЕ перед буквой Е произносится мягкий согласный.
  3. В слове ЯНТАРНЫЙ звуков больше, чем букв.
  4. В слове СЯДЬТЕ три слога.

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ЧАЩА все звуки мягкие.
  2. В слове ПОДВИГ происходит оглушение.
  3. В слове МАЗЬ произносится [с`].
  4. В слове РЯД четыре звука.

  1. Укажите ошибочное суждение.
  1. В слове ЯРМАРКА восемь звуков и семь букв.
  2. В слове ИНЕЙ 1 слог.
  3. В слове МАЙКА есть 1 мягкий звук.
  4. В слове ЧУДО есть мягкий глухой шипящий звук.


А 5

  1. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А) скакал

Б) выражалось

В) пристраститься

Г) неизмеримо

  1. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне нельзя проверить ударением (слово является словарным).

А) тяжелый

Б) возвращаться

В) ориентир

Г) землетрясение

  1. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

А) собирался

Б) горел

В) засветилась

Г) умерла

  1. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А) преподавать

Б) полагается

В) упрощать

Г) представлять

  1. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

А) отрасль

Б) безотлагательный

В) наслаждение

Г) выгорел

  1. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А) растащить

Б) растение

В) сокращать

Г) роскошный

  1. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А) гора

Б) гореть

В) горевать

Г) горчить

  1. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне нельзя проверить ударением (слово является словарным).

А) лаборатория

Б) приглашать

В) благословить

Г) соединение

  1. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

А) панорама

Б) диагональ

В) фантазия

Г) предназначение

  1. Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

А) наслаждаться

Б) излагать

В) наложить

Г) слагаемое

  1. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне нельзя проверить ударением.

А) извинился

Б) привилегия

В) постелить

Г) отягощать

  1.  Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

А) пробираться                                          В) вытереть  

Б) компания                                               Г) пренебрежительно

  1. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

А) примирять (друзей)                             В) замирать

Б) смирный                                               Г) примерять (платье)

 

       


А 6

  1. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

А) несговорчивый

Б) беспринципный

В) бездарный

Г) роскошный

  1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква С»?

А) скосить

Б) сорвать

В) иссушить

Г) сварить

  1. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости или звонкости последующего согласного?

А) подбежать

Б) развести

В) издать

Г) исследовать

  1. В каком слове на конце приставки пишется З, так как далее идет звонкий согласный?

А) безрадостный

Б) здешний

В) разыграть

Г) испечь

  1. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

А) бескрайний

Б) низвергнуть

В) стянуть

Г) извиниться

  1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пишется буква З»?

А) раскрыть

Б) разбить

В) здоровье

Г) поддеть

  1. В каком слове на конце приставки пишется С, так как далее идет глухой согласный?

А) избежать

Б) встреча

В) вскрикнуть

Г) сползти

  1. В каком слове правописание приставки определяется ее значением -  «расположение вблизи»?

А) привокзальный

Б) приоткрыть

В) придвинуть

Г) прервать

  1. В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия»?

А) претворить (в жизнь)

Б) притворить (дверь)

В) прискакать

Г) прикоснуться

  1. В каком слове правописание приставки определяется ее значением - «присоединение»?

А) прибежать

Б) прикрыть

В) пристегнуться

Г) беспрекословный

  1. В каком слове правописание приставки определяется ее значением - «приближение»?

а) пресильный

б) придать (вид)

в) присесть

г) приходить

  1. Укажите слово с приставкой ПРИ-.

А) привет

Б) принц

В) привал

Г) причина

  1. Укажите слово с приставкой ПРЕ-.

А) предмет                                                    В) предки

Б) превозмочь                                               Г) предвидеть

                                     


    А 7

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н-« ?

А) неслыханного

Б) оловянный

В) царственным

Г) кухонный

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»?

А) грустно

Б) больно

В) тайного

Г) приучен

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на –о  (-е) пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовано»?

А) уверенно

Б) весенний

В) уверена

Г) больной

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса –ЕНН-»?

А) военный

Б) нарисованной

В) клюквенный

Г) узаконенный

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько –Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного»?

А) начищенный

Б) усиленно

В) усиленным

Г) естественна

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН, так как оно образовано от глагола совершенного вида»?

А) признанных

Б) размеренно

В) бесценного

Г) полноценным

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН, потому что есть приставка, кроме НЕ-»?

А) длинной

Б) старинный

В) накиданные

Г) путешественник

  1. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением)?

А) стеклянной

Б) изданные

В) посторонние

Г) единственное

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н-» ?

А) странном

Б) неожиданно

В) овеянным

Г) донный

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько –Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного»?

А) испуганно

Б) приглашенные

В) пустынна

Г) отчаянно

  1. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН, так как в нем есть суффикс –ова- (-ева-)»?

А) бушевать

Б) организованный

В) организационный

Г) скованный

  1. В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило: «В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН, так как оно образовано от беприставочного глагола совершенного вида»?

А) тяжело груженные машины;

Б) искаженный текст;

В) решённая задача;

Г) устланная снежным ковром.

  1. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

А) серебряная ложка;

Б) копчёный лещ;

В) окно было занавешено;

Г) говорила мудрёно.

14. В каком примере при написании слова используется правило: «В суффиксе прилагательного пишется НН, так как это слово-исключение»?

А) карманный;

Б) деревянные;

В) разрисованные;

Г) тыквенная каша.

15. В каком слове правописание суффикса объясняется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, при стыке союза и корня  пишется НН»?

А)  оловянный ;

Б)  обдуманный;

В)  клюквенный;

Г)  картинная.

        

16.  В каком слове правописание суффикса объясняется правилом: «В суффиксах прилагательных –ин-, -ян-, -ан-  пишется Н»?

А) развешаны;

Б) песчаная;

В) привязана;

Г) собраны.

17.  В каком слове правописание суффикса объясняется правилом: «В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н»?

А) связана;

Б) глиняный;

В) мощёная;

Г) освобождена.

18.  Укажите слово, в котором правописание  НН определяется правилом:  «В бесприставочном  причастии совершенного вида  пишется  НН».

А) брошенная;

Б) операционная;

В) медленно;

Г) былинный.    



Задания части В   Г(И)А по русскому языку

В1

Замените выделенное слово  в предложении стилистически нейтральным синонимом.

  1. Боец  получил серьёзное ранение и, выходя  с поля боя,  волочил ногу.  
  2. Мужчина торопливо запихнул  в карман бумаги.
  3. Отряд, выходя из окружения, выбился из сил.
  4. Отец, покидая квартиру,  кипел от досады.
  5. Голос командира громыхал в поле, заставляя подчинённых поторопиться.
  6. Неожиданно для себя мужчина втравился в беседу с попутчиками.
  7. В газете поместили заметку о том, что в прошедшие выходные медведь задрал охотника.
  8. В соседней комнате  шушукались мои младшие братья, скрытые от  глаз гостей дверью.
  9. Он [воробей] ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… (И.С.Тургенев)
  10.  Взволнованный и чем-то встревоженный, малыш всунулся в дверь.
  11. Старик достал кисет, закурил крепчайший самосад и уверенно произнёс: «Об этом я мыслю так…»
  12.  Состояние у него – слава богу, и не голяк он какой-нибудь. (А.П.Чехов)
  13.  От ничегонеделанья легко всякие глупости в голову лезут. (В.Беляев)
  14.  У пристани покачивался большой ходкий буксирный пароход «Мурман». (Н.Никитин)
  15.  Так, избороздив несколько улиц, Рюмин пришёл к начальнику доменного цеха.
  16.  У кромки леса маячили строения какой-то деревеньки. (Г.Линьков)
  17.  Однажды отец взорвался и при всех ударил молодого лакея. (В.Короленко)
  18.  Большинство обитателей деревни даже не представляло себе другой жизни, как прозябание в этой дыре.
  19.  Степь полыхает! Надо спасать хлеба!
  20.  Петушков стоял на цыпочках, окостенев от восторга, на его лице были написаны счастье и гордость.


В 2

1. Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившиеся словосочетания.

А) Кленовому листу –

Б) Стеклянного сосуда –

В) Школьный сад –

Г) Экологической проблемы –

Д) Со старинных картин –

Е) Дождевые капли –

Ж) Бронзовых памятников –

З) Металлических банок –

И) У городских мальчишек –

2. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившиеся словосочетания.

А) Корпусами машин –

Б) Луч солнца –

В) Кормушка для птиц –

Г) Для черенка дуба –

Д) Приспособлением для подъёма -

Е) Теплица из стекла –

Ж) Леса Сибири –

З) Горы Урала –

И) Под слоем льда –

К) В домах из дерева –

Л) У зерен пшеницы -

М) К подвигу братьев –

Н) У певца России –

О) Медаль из золота –

П) В доме бабушки –

Р) Дом в три этажа -

3. Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Запишите получившиеся словосочетания.

А) Наблюдал без звука –

Б) Встречать с радостью –

В) Слушать с недоумением –

Г) Хлестала с яростью –

Д) Вздохнул с грустью –

Е) Поступать без корысти –

Ж) Ждать с нетерпением –

З) Держались с уверенностью –

И) Со смущением рассказала –

К) Слушать с улыбкой -

4. Замените словосочетания, построенные на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившиеся словосочетания.

А) Оглянулась удивлённо –

Б) Рассказывать неспеша –

В) Восхищенно воскликнуть –

Г) Сказать уверенно –

Д) Нетерпеливо ждать –

Е) Тоскливо вспоминать –

Ж) Неприязненно посмотреть –

З) Уважительно общаться –

И) Внимательно следить –

К) Уверенно сказать -


В 3

Выпишите грамматическую основу предложения.

  1. Все было в порядке.
  2. Это будет мой тебе подарок.
  3. Когда-нибудь надо уйти.
  4. Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей.
  5. Александру было дано согласие на военную карьеру.
  6. Прочти мне какие-нибудь стихи.
  7. Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
  8. Как после этого просыпаться!
  9. Ему не нужна была краска.
  10. Главные герои былин – богатыри.
  11. С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
  12. Но ее приласкали.
  13. Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет…
  14. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь.
  15. Мне и за наволочку всыпали…
  16. Это их мужья были живы и здоровы.
  17. Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом.
  18. Иногда ты мне кажешься очень хитрым.
  19. От обиды перехватило дыхание.
  20. Однако есть немало здоровых, успешных, состоявшихся людей, ежедневно уделяющих компьютерным развлечениям довольно много времени.
  21. Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочки.
  22. Все равно делай добро.
  23. Доехав до места, мы пошли ходко по знакомым местам, поеживаясь и засунув руки в карманы.
  24. Прекрасно помню эту историю из детства.
  25. Эта книга, как сейчас помню, тоже была фантастическая.
  26. Вот что открылось их глазам.
  27. В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью.
  28. Мы до ночи нагибались к каждому кусту и ползали в траве.
  29. Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными.
  30. Жизнь этих добровольцев трудна и однообразна.
  31. Что же такого совершила эта прекрасная женщина?
  32. Работать  - значит для них мыть, чистить, бинтовать.
  33. Нет таких препятствий.
  34. Богатыри стали воплощением недюжинной силы, смелости, преданности Родине и народу.
  35. Рыбок было десять.
  36. Но никто никогда не вспоминал про нее.
  37. И вдруг золотые рыбки стали исчезать.
  38. Существует неумолимая зависимость между упадком природы и упадком общества.
  39. Для полноценной жизни человеку ежесуточно необходимо употреблять три с половиной килограмма питания и воды.
  40. Поодиночке спастись невозможно.
  41. Экологическая катастрофа не за горами.
  42. Грань между компьютерным и реальным мирами становится весьма зыбкой.

В 4

  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением.

(1) Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. (2) Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (3) Навыки в труде – тоже. (4) Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством.

(1) Человек, живя на земле, должен поставить перед собой цель, достигнуть ее, и тогда он почувствует себя легче от того, что в жизни он что-то сделал, что внес определенный вклад в настоящее, а, может быть, и в будущее нашего мира. (2) Я считаю, что каждый человек имеет свою жизненную миссию, но не все эту миссию выполняют. (3) Мы очень любим искать виноватого, обрушивать на него всю свою злобу, ненависть. (4) Но ведь виноваты мы все.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным приложением.
  1. Мальчик наморщил лоб, улыбаясь застенчиво и рассеянно, и заковылял к другому цветку, ставшему новым пристанищем бабочки.
  2. Сестра, переодевшись в своей комнате, присоединилась к студенческой компании.
  3. Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов, в дрожь.
  4. Как ветер, песнь его свободна, зато, как ветер, и бесплодна.
  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением и обособленным обстоятельством.
  1. Обед, наскоро приготовленный, оказался на удивление очень вкусным.
  2. Он открыл глаза и почувствовал, насколько приятно поваляться утром в постели, никуда не спеша.
  3. Мы разговорились, увлеченные воспоминаниями о первой нашей встрече, не замечая происходившего вокруг нас.
  4. Этот человек совсем не походил на нас, вел себя резко и постоянно оглядывался.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с двумя обособленными распространенными согласованными определениями.
  1. Опустившая голову Анечка сидела неподвижно в пуховом платке, бережно покрывавшем ее плечи.
  2. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?
  3. Мы смотрели друг на друга, не отрывая глаз, не замечая ничего вокруг.
  4. Это были новенькие книжки, украшенные яркими рисунками, пахнущие типографской краской.
  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленными распространенными несогласованными определениями.
  1. Пройдя несколько километров и почувствовав усталость, я остановился на привал.
  2. В комнату вошла девушка, в светлой накидке, с красиво уложенными волосами.
  3. Ель эта, уже давно переросшая своих сестер, теперь казалась дряхлой старухой.
  4. Только слышатся голоса птиц, да постукивание дятла, да шелест листьев в вершинах деревьев.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным обстоятельством.
  1. Не зная броду, не суйся в воду.
  2. Наше внимание привлекла белка, беззастенчиво рассматривавшая туристов.
  3. Удивителен мир живой природы: леса, горы, водоемы – все поражает своим богатством.
  4. Уставший, он еле держался на ногах.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным приложением.
  1. Зрители, до отказа заполнившие театр, все хлопали и хлопали, не желая отпускать любимых артистов со сцены.
  2. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился.
  3. Большая темная туча растет за рекой, заволакивая собой все небо.
  4. Снег сошел, только кое-где в оврагах остались грязные клочки.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с двумя обособленными нераспространенным согласованными определениями.
  1. Мой внимание привлекли луговые цветы, распространяющие нежный аромат.
  2. Разговоры становились звонче, музыка звучала громче, веселье наполняло весь дом.
  3. Белка, прыгая с ветки на ветку, игриво посматривала на прохожих.
  4. Это была удивительная ночь, мягкая, обволакивающая.

  1. Среди данных предложений найдите предложение с обособленным приложением.
  1. Оставленный на окне сверток был плотно набит картошкой.
  2. Туча, еще более синяя, но уже не страшная для нас, ушла на другой конец неба.
  3. В городе Вознесенске мы, пассажиры, пересели на пароход.
  4. Планируя свое свободное время, необходимо выделить перерывы для отдыха.


В 5

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Бывало,(1) как досыта набегаешься внизу по зале,(2) на цыпочках прокрадешься наверх, (3) в классную,(4) смотришь – Карл Иванович сидит себе один на своем кресле и с спокойно-величавым выражением читает какую-нибудь из своих любимых книг. (По Л. Н. Толстому)

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Подъехав к лесу,(1) мы нашли там нашу телегу и,(2) к нашему великому удивлению,(3) еще одну лошадь,(4) неизвестно как здесь оказавшуюся.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Когда я учился в школе,(1) я считал,(2) что моя жизнь,(3) конечно же,(4) будет какой-то иной,(5) как бы в ином мире,(6) меня будет окружать совершенно другие люди.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Если у человека есть великая цель,(1) то она должна проявляться во всем – в самом,(2) казалось бы,(3) незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Наверное,(1) в эти минуты вспоминает мать о своих наказах Иванку,(2) когда она посылала бабушке холодное… Может быть,(3) вспоминает и о той народной мудрости,(4) которая учит: о душе человеческой заботься тогда,(5) когда ребенок лежит не вдоль,(6) а поперек кроватки… (По В. А. Сухомлинскому)

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Человек,(1) живя на земле,(2) должен поставить перед собой цель,(3) достигнуть ее,(4) и тогда он почувствует себя легче от того,(5) что в жизни он что-то сделал,(6) что внес определенный вклад в настоящее,(7) а,(8) может быть,(9) и в будущее нашего мира.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Конечно,(1) мы должны чувствовать ответственность за прошлое,(2) которое мы никогда не должны забывать. Ведь в то время жили такие же люди,(3) как и мы,(4) а люди,(5) на мой взгляд,(6) не изменились,(7) они остались такими же.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Если верно положение,(1) что литература обязана помнить тех,(2) кто создал ее,(3) то,(4) несомненно,(5) она обязана помнить и тех,(6) кто так или иначе способствовал  появлению и распространению литературных и научных произведений.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Уважающий себя человек окружен атмосферой порядка и чистоты,(1) он насыщает мир гармонией,(2) вокруг него не может быть грязи и суеты,(3) бардака и хамства,(4) и он,(5) естественно,(6) несовместим с нецензурной речью,(7) ложью и другими нечеловеческими состояниями.


В 6

Укажите количество грамматических основ в предложении.

  1. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.
  2. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок.
  3. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников.
  4. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять.
  5. Когда он заговорил, сразу показался старше, в звуке голоса послышалась неожиданная мужественность.
  6. Но радость встречи была омрачена известием о том, что мать продала соседней помещице, которую за жестокость прозвали Медведицей, «крепостную девку Лушку».
  7. Тряпка волочилась по мокрому асфальту, и невозможно было догадаться, для чего она предназначена.
  8. Я покосился на коленку с алой сургучной печатью и ощутил жутковатый холодок, который бывает, когда стоишь у края пропасти.
  9. Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сделанный из наволочки, может еще пригодиться.
  10. У него был такой решительный вид, что я забеспокоился, не заберется ли он на высокую крышу и не сиганет ли вниз, чтобы еще раз испытать парашют, который действует только в бездонном небе?
  11. Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком, что кивает головой из-под куста.
  12. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
  13. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
  14. А ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал – близоруких не берут, и космические корабли мне не водить.
  15. Недаром в 1838 году, на юбилее И.А.Крылова, поэт В.А.Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова.
  16. Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу.
  17. И случись это в другой день, когда еще были сбережения дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя до зарплаты тысяча, одна бумажка, на которую  предстояло прожить еще далеко не один день.
  18. То, что рассказывалось в этой повести, в свое время было так же обыкновенно и так же ни в ком не вызывало удивления, как то, что цыплята роют навоз, а лошади машут хвостами.
  19. Ролевые компьютерные игры, которых сейчас предостаточно, интересны человеку тем, что дают ему, сидящему перед экраном, иллюзию активных действий, наполненных различными эмоциями.
  20. Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.


В 7

1. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Какой номер соответствует запятой, разделяющей части сложносочинённого предложения?

В России испокон веков были такие люди,(1) которые куда-то шли. У них не было ни дома,(2) ни крова,(3) ни семьи,(4) ни дела,(5) но они всегда были чем-то озабочены.

2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Какой номер соответствует запятой, разделяющей части сложносочинённого предложения?

А он всё летел,(1) всё уменьшался. Вот он,(2 )подхваченный новым порывом ветра,(3) пролетел последний этаж большого дома,(4) и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед,(5) изумлённый неожиданным зрелищем.

3. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Какой номер соответствует запятой, разделяющей части сложноподчинённого предложения?

И я стоял,(1) задрав голову,(2) и смотрел,(3) и Алёнка тоже. И многие взрослые ,(4) наклоняясь назад всем телом,(5) смотрели,(6) как летит шарик.

4. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Какой номер соответствует запятой, разделяющей части сложноподчинённого предложения?

Мама,(1) вздохнув,(2) повела Славку в библиотеку. Там она отыскала старую книгу,(3) которая называлась «Морской  словарь».

- Читай,(4) разбирайся.

5. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Отец и мама,(1) мне кажется,(2) хотели бы,(3) чтоб я и вовсе не рос. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4)  чтоб я на всю жизнь им остался.

6.  В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Обследовав местность,(1) мы установили,(2)  что бельгийцы выбросили здесь всё лишнее имущество: спальный мешок,(3)  комплект верхней одежды,(4) поломанные санки.

7. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Отец говорил это радостно,(1) и свои восторги он,(2) как обычно,(3) заканчивает словами из песни:

- И в воде он не утонет,(4) и в огне он не сгорит.

8. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые.  Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Байкал,(1) вид которого открылся путешественникам,(2) выглядел величественным,(3) спокойным,(4) и мы не могли отвести взгляд от открывшегося  нам зрелища.


В 8

Упражнение 1.

1. Дом,  где я живу,  находится в новом районе,  который  недавно заселили.

2. Мы,  подбадривая друг друга,  добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер и взошла луна.

3. Собака, которая забежала к нам во двор,  словно просила, чтобы мы ее не прогоняли.

4. Глубокая и тихая вода так  блестела, словно в реку вылили масло, которое заполнило всё видимое пространство.

5. Отец учил меня, что никогда не следует возвращаться туда, где ты был счастлив.

6. На уроках истории нас учили, если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое.

7. Я жить хочу, чтобы у меня была возможность мыслить, чтобы не исчезла возможность страдать.

I. Среди данных предложений найти сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с однородным подчинением .  Укажите номер(-а) такого

(-их) предложения(-ий).

II. Среди данных предложений найти сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с неоднородным  последовательным подчинением.  Укажите номер(-а) такого(-их) предложения(-ий).  

III. Среди данных предложений найти сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с неоднородным  параллельным подчинением .  Укажите номер(-а) такого(-их) предложения(-ий).

Упражнение 2.

(1) Мы  редко встречаемся друг с другом. (2)У нас нет культуры постоянного общения. (3)И, несмотря на огромную данность разных технических средств, мы, по сути дела, привыкли жить каждый внутри себя.

        (4)Нам надо учиться общему языку. (5)Легко иметь общий язык со своими единомышленниками – трудно говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают. (6)Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, и совсем не требовать, чтобы они были похожи на нас.

        (7)Общество человеческое держится на различии между людьми, на том, что никто сам по себе не составляет даже части истины, а все мы вместе составляем путь к ней.

Из предложений 1-7 выпишите номер сложноподчинённого предложения с параллельным подчинением.

Упражнение 3.

        (1) Наружная оболочка цветочной пыльцы обладает удивительными качествами. (2) Именно благодаря этому, когда изучают пыльцу из древних пластов, можно делать выводы о том, какие растения цвели миллионы лет тому назад в этих местах. (3)А располагая этими данными, можно судить о том, какой климат тогда преобладал и даже какие полезные ископаемые имеет смысл здесь искать.

I. Из предложений 1-3 выпишите номер сложноподчинённого предложения с  однородными придаточными.

II. Из предложений 1-3 выпишите номер сложноподчинённого предложения  с параллельным подчинением.

Упражнение 4.

  1. Когда мы спустились с пригорка, неожиданно для себя увидели девушку, которая стояла по колено в воде и смотрела вдаль.
  2. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слёзы, возможность которых он не знал за собой.(Л.Н.Толстой).
  3. 17 августа 1812 года у села Царево Займище Кутузов, которого встретили общим ликованием, прибыл в армию, где офицеры и солдаты поздравляли друг друга, ободрённые этой новостью.
  4. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич всё еще стоял на крыльце и приглядывался, куда гость поедет.(Н.В. Гоголь)
  5. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и его лучи играют на стене. (В.Г.Короленко)
  6. Тут Чичиков вcпомнил, что если приятель приглашает к себе в деревню  за пятнадцать вёрст,   то в ней есть верных тридцать земель. (Н. В. Гоголь)
  7.  В «Новостях» сообщили, что надвигается ураган, поэтому надо заранее приготовиться.
  8. Он отгадал, кто был тот второй голос, о ком так нежно заботилась его сестра, как будто в нем была вся надежда.

I. Среди данных предложений найти сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с однородным подчинением .  Укажите номер(-а) такого (-их) предложения(-ий).

II. Среди данных предложений найти сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с неоднородным  последовательным подчинением.  Укажите номер(-а) такого(-их) предложения(-ий).  

III. Среди данных предложений найти сложноподчинённое(-ые) предложение(-ия) с неоднородным  параллельным подчинением.  Укажите номер(-а) такого(-их) предложений(-ий).


В 9

  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

 с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

  1. Этот человек не вписывался в компанию, да и желания подружиться с нами у него, видимо, не было.
  2. Но напрасно они вглядывались в темноту: в трех шагах ничего не было видно и даже лиц друг друга было не различить.
  3. Жизнь ее состояла из добросовестной учебы и невинных для здоровья развлечений: кино, театр, музей.
  4. Он понял, что все страшное позади, и  молча прижался к стене.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

1) Излишняя обидчивость  - признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. 2)Будьте умны. 3)Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. 4)На простую невнимательность, забывчивость обижаться не надо.

  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью.

1)Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне все очень понравилось. 2)Неожиданно быстро доехали до площади Революции. 3)Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. 4)Пора выходить.

  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

 с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  1. Заходящее солнце, вдоволь накупавшись в облаках, бросило на небосклон несколько лиловых мазков и, словно прощаясь с землею, медленно ушло за горизонт.
  2. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом, но дней на десять раньше, в природе везде царил еще зеленый цвет.
  3. Серое небо низко повисло над головой, и на земле было тихо и темно, потому что облака почти касались верхушек берез.
  4. Рыбакам известно, что на пути уходящей с отливом рыбы сети не ставят: течение очень сильное, сносит любые заграждения.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

с бессоюзной связью.

  1. Там, где воздух сухой и нет ветра, морозы переносятся легче.
  2. Встречающие поминутно смотрели на часы, и, когда поезд появился, толпа подалась ему навстречу.
  3. Ехать в бричке было приятно: теплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали путников, настраивали на отдых.
  4. Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

 с подчинительной и сочинительной связью.

  1. Дорога, поворачивавшая направо, шла через огромное поле, засеянное яровыми, и углублялась в лес, который темной стеной виднелся вдали.
  2. В эпоху мезолита одни животные, на которых охотился человек, исчезли, и им на смену пришли другие.
  3. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание человека, что отразилось и в искусстве.
  4. День начался обычно: выглянуло солнце, запел птицы и лес наполнился музыкой жизни.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

 с бессоюзной и подчинительной связью.

  1. Отсюда было видно все, что происходило вокруг: корабли, заходящие в гавань, люди, толкающиеся на берегу.
  2. Напрасно он вглядывался в темноту: в трех метрах ничего не было видно, так как тьма поглотила все.
  3. Закричали грачи, загалдели, и все в природе отозвалось им разнообразием звуков.
  4. Раненый тряхнул головой, убедился в том, что она не болит, и вспомнил, что находится в госпитале.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение

 с бессоюзной и союзной  подчинительной связью.

  1. В эти бесконечные темные ночи я испытывал полную затерянность в мире, и мне казалось, что обо мне никто никогда уже не вспомнит.
  2. Город, из которого мы выехали, скоро скрылся, нам предстояла долгая, унылая дорога.
  3. Село Константиново, где родился и вырос Сергей Есенин, стало давно уже местом паломничества, и тут немало сделано для создания мемориального центра.
  4. Громовые раскаты нарастали, и мальчишки, услышав их, схватили припрятанные в тени корзины с еще не высохшими от росы груздями и бросились бежать.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение с союзной сочинительной и починительной связью.
  1. Одной из больших потерь своей жизни я считаю то обстоятельство, что никогда не видел и не слышал Блока. (2) Я не слышал Блока, не знаю, как он читал стихи, но я верю поэту Пясту, написавшему маленькое исследование об этом. (3) Тембр голоса у Блока был глухой, отдаленный, равномерно спокойный. (4) Было в нем нечто магическое, настойчивое, как гул долго не затихающей струны.
  1. Среди данных предложений найдите сложное предложение с союзной сочинительной  связью.

1) Как дивное эхо давным-давно ушедших времен, завораживают взор творения Андрея Рублева, который открыл людям прелесть неяркой красы Руси: невозможно налюбоваться на просторы небес, золотые пажити полей, голубые глаза озер. 2) Вещий голос живописи Рублева доносится из глубины веков, и мы, слушая неспешный этот рассказ, ощущаем легендарную пору становления Отчизны. 3) Редкой красотой любы нам творения художника, потому что угадываем в них душу пращуров наших. 4) Любовь к ближнему, простосердечие – вот сила, которая подвигла Андрея Рублева на сотворение немеркнущих шедевров. (По И. В. Долгополову)


Ответы  к заданиям

А 3

Номер задания

Ответ

I

1

II

3

III

2

IV

4

V

3

VI

1

VII              А

6, 10, 15, 16, 18

                    Б

12, 17, 20

                    В

3, 4, 5, 9, 14, 19

                    Г

8, 11, 13

                    Д

1, 2, 7

А 4                                                

Номер задания

Ответ

1

2

2

3

3

1

4

1

5

2

6

1

7

3

8

4

9

4

10

2

А 5

Номер задания

Ответ

1

А

2

В

3

В

4

Б

5

В

6

Б

7

Б

8

А

9

Г

10

А

11

Б

12

Г

13

В

А 6

Номер задания

Ответ

1

А

2

В

3

А

4

А

5

В

6

Б

7

В

8

А

9

Б

10

В

11

Г

12

В

13

Б

А 7

Номер задания

Ответ

1

Г

2

Г

3

А

4

В

5

Г

6

А

7

В

8

А

9

Г

10

В

11

Б

12

В

13

В

14

Б

15

Г

16

Б

17

В

18

А

В 1

Номер задания

Ответ

1

Тащил

2

Положил

3

Возмущался

4

Раздавался

5

Вступил

6

Убил

7

Шептались

8

Кинулся

9

Дрожало

10

Заглянул

11

Думаю

12

Нищий, бедняк

13

Безделья

14

Быстрый

15

Исходив

16

Виднелись

17

Не выдержал

18

Глуши, захолустье

19

Горит

20

Замерев, застыв

В 2

Номер задания

Ответ

1       А

Листу клена

         Б

Сосуда из стекла

         В

Сад школы

         Г

Проблемы экологии

         Д

С картин старины

         Е

Капли дождя

        Ж

Памятников из бронзы

         З

Банок из металла

         И

У Мальчишек города

2       А

Машинными корпусами

         Б

Солнечный луч

         В

Птичья кормушка

         Г

Для дубового черенка

         Д

Подъемным приспособлением

         Е

Стеклянная теплица

         Ж

Сибирские леса

         З

Уральские горы

          И

Под ледяным слоем

          К

В деревянных домах

          Л

У пшеничных зерен

          М

К братскому подвигу

          Н

У российских певцов

          О

Золотая медаль

          П

В бабушкином доме

          Р

Трехэтажный дом

3        А

Беззвучно наблюдал

          Б

Радостно встречать

          В

Недоуменно слушать

           Г

Яростно хлестала

           Д

Грустно вздохнул

           Е

Бескорыстно поступать

          Ж

Нетерпеливо ждать

           З

Уверенно держались

          И

Смущенно рассказала

           К

Улыбаясь слушать

4        А

Оглянулась с удивлением

          Б

Рассказывать без спешки

          В

С восхищением воскликнуть

           Г

С уверенностью сказать

           Д

С нетерпением ждать

           Е

С тоской вспоминать

          Ж

С неприязнью посмотреть

           З

С уважением общаться

          И

С вниманием следить

           К

С уверенностью сказать

В 3

Номер задания

Ответ

1.

Все было в порядке

2.

Это будет подарок

3.

Надо уйти

4.

Видели

5.

Было дано согласие

6.

Прочти

7.

Хотелось помочь

8.

Просыпаться

9.

Не нужна была краска

10.

Герои - богатыри

11.

Я стану разговаривать

12.

Приласкали

13.

Нет

14.

Захотелось бежать

15.

Всыпали

16.

Мужья были живы и здоровы

17.

Полетишь

18.

Ты кажешься хитрым

19.

Перехватило дыхание

20.

Есть немало людей

21.

Привезли и поставили

22.

Делай

23.

Мы пошли

24.

Помню

25.

Эта книга была фантастическая

26.

Что открылось глазам

27.

Нашли

28.

Мы нагибались и ползали

29.

Люди бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными

30.

Жизнь  трудна и однообразна

31.

Совершила женщина

32.

Работать – значит мыть, чистить, бинтовать

33.

Нет

34.

Богатыри стали воплощением

35.

Было десять

36.

Никто не вспоминал

37.

Рыбки стали исчезать

38.

Существует зависимость

39.

Необходимо употреблять

40.

Спастись невозможно

41.

Катастрофа не за горами

42.

Грань становится зыбкой

В 4

Номер задания

Ответ

1.

2

2.

1

3.

3

4.

3

5.

4

6.

2

7.

1

8.

2

9.

4

10.

3

В 5

Номер задания

Ответ

1.

1

2.

2, 3

3.

3, 4

4.

2, 3

5.

1, 3

6.

8, 9

7.

1, 5, 6

8.

4, 5

9.

5, 6

В 6

Номер задания

Ответ

1.

2

2.

3

3.

3

4.

2

5.

3

6.

3

7.

3

8.

3

9.

3

10.

5

11.

6

12.

4

13.

4

14.

4

15.

4

16.

4

17.

5

18.

5

19.

3

20.

3

В 7

Номер задания

Ответ

1.

5

2.

4

3.

6

4.

3

5.

3, 4

6.

2

7.

1, 4

8.

1, 2

В 8

Номер задания

Ответ

Упр. 1          I

2, 7

                    II

4, 5, 6

                   III

1, 3

Упр. 2

6

Упр. 3           I

3

                     II

2

Упр. 4           I

5

                     II

2, 6, 7

                    III

1, 3

В 9

Номер задания

Ответ

1.

2

2.

3

3.

1

4.

4

5.

3

6.

2

7.

2

8.

2

9.

2

10.

1


Содержание

1. Введение……………………………………………………………………. 2

2. Задания части А   Г(И)А по русскому языку:

  • А 3…………………………………………………………..……………3
  • А 4………………………………………………………………..………6
  • А 5……………………………………………………………………......9
  • А 6……………………………………………………………………….11
  • А 7 ………………………………………………………………………13

3. Задания части В   Г(И)А по русскому языку:

  • В 1………………………………………………………………..……...16
  • В 2………………………………………………………………...……..17
  • В 3…………………………………………………………………...…..19
  • В 4…………………………………………………………………..…...21
  • В 5…………………………………………………………………...…..25
  • В 6……………………………………………………………………….27
  • В 7…………………………………………………………………….…30
  • В 8…………………………………………………………………….....32
  • В 9…………………………………………………………………….....35

4. Ответы  к тестам………………………………………………………..…..38

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения "Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка" (подготовительная группа)

Обобщить имеющиеся у детей знания о народных промыслах России, закреплять умение выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов, знать характерные особенности этих промыслов, в...

Подготовка учащихся начальной школы к итоговой аттестации по немецкому языку (Международная ярмарка педагогических инноваций г. Сарапул 2018 год)

      Для того чтобы сориентировать учащихся начальных классах в формате и требованиях единого государственного экзамена нужны были задания и упражнения, которые бы сбалансирован...

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н. «Организация музыкального воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования» на XIV Ярмарке социально-педагогических инноваций

Презентация проекта музыкального руководителя Волковой О.Н.«Организация   музыкального  воспитания  детей  с  ОВЗ в  условиях  дошкольного  обра...

Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций

В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....

Работа для участия в "Ярмарке инноваций" "Опорная система знаков в конструировании"

Работа для участия в "Ярмарке инноваций в образовании" 2014 год. 2 место. Для применения на уроках технологии в разделах: конструирование, моделирование, черчение...

Ярмарка социально-педагогических инноваций. Проект "Азбука финансовой грамотности"

Чагдурова Дарья Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Боцинская СОШ» Азбука финансовой грамотностиФинансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста &ndash...

Материалы Ярмарки социально-педагогических инноваций-2021. "Цифровая среда"- стр.104-106.

Проект "Ресурсный центр сетевого взаимодействия "Соел Туяа" опублиован в эл сборнике материалов Ярмарки на стр.104-106....