"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskie_priznaki_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"
Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных
Ход урока
(Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц:
Бык - бычиха, | петух - петушиха, | индюк - индиха (индейка), |
Баран - баранка, | медведь - медведиха, | |
Кабан- кабаниха, | гусь - гуська, | волк - волкушка |
2. Образовать единственное число мужского и женского рода от следующих существительных:
- Индейцы (индеец, индианка)
- Казахи (казах, казашка)
- Финны (финн, финка)
- Индийцы ( индиец, индианка)
- Французы (француз, француженка)
- Поляки (поляк, полька)
- Китайцы (китаец, китаянка)
- Австралийцы (австралиец, австралийка)
3. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово:
Досуг - свободное от работы время.
Квартал –
1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами;
2) четвертая часть отчетного года.
Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
По лексическому значению определить слово:
- (Ходатайство) - Официальная просьба.
- (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов.
- (Айсберг) – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
- (Брошюра) – небольшая книжка.
- (Жокей) – профессиональный наездник на скачках, бегах.
- (Изморось) – очень мелкий дождь.
- (Лексикон) – запас слов и выражений человека.
- (Сувенир) – памятный подарок.
- (Очертание) – линия, дающая представление о форме предмета.
- (Кафтан) – русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами.
4. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки.
- Говорил он, между прочим:
- “Красивее, мы так хочем,
- Досуг, квартал, хвоя, щавель.
- Кремень, партер и шинель,
- Ходатайство посылаем,
- Эксперт звонит каждый день”.
5. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются
только в ед. числе | только во множ. числе | и в ед. и во множ. числе |
досуг | квартал | |
хвоя | область | |
щавель | шинель | |
партер | день |
Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки.
Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки – кроссовка.
Исправить грамматические ошибки; “Тот, кто живет в шкафу” (устно)(карточки с текстом лежат на столе)
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.
Он съел жилетку кунью,
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора Время –
Вот кто живет в шкафу.
7. Исправить речевые ошибки:
На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у).
8. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь,
тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма.
Д/з:образовать от неодуш.соб. сущ. нар.одуш.сущ. муж. и жен. рода ед. и мн. числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка, Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка.
Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфологические признаки имени существительного
Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе. Её можно использовать при повторении изученного в 4 класс, в начале изучения имени существительгого и в заключение темы при морфол...
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"
дана разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...
Авдеева Л.И. "Особенности изучения морфологических признаков имени существительного"
В презентации дается сравнительная характеристика УМК по русскому языку, в том числе и УМК начальной школы, в аспекте изучения морфологических признаков имени существительного....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Морфологические признаки имени существительного
Морфологические признаки имени существительного...
Морфологические признаки имени существительного
Урок повторения в 5 классе по теме "Морфологические признаки имени существительного"...