"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskie_priznaki_imeni_sushchestvitelnogo.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего урока по русскому языку по теме "Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"

Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных

Ход урока

 (Устно.) Исправить ошибки в образовании одушевленных существительных, называющих животных и птиц:

Бык - бычиха,

петух - петушиха,

индюк - индиха (индейка),

Баран - баранка,

медведь - медведиха,

Кабан- кабаниха,

гусь - гуська,

волк - волкушка

2. Образовать единственное число мужского и женского рода от следующих существительных:

  1. Индейцы (индеец, индианка)
  2. Казахи (казах, казашка)
  3. Финны (финн, финка)
  4. Индийцы ( индиец, индианка)
  5. Французы (француз, француженка)
  6. Поляки (поляк, полька)
  7. Китайцы (китаец, китаянка)
  8. Австралийцы (австралиец, австралийка) 

3. Лексическая работа. Дать лексическое значение следующим словам, определить многозначное слово:

Досуг - свободное от работы время.

Квартал –

1) часть города, ограниченная пересекающимися улицами;

2) четвертая часть отчетного года.

Партер - нижний этаж зрительного зала с местами для публики.

По лексическому значению определить слово:

  1. (Ходатайство) - Официальная просьба.
  2. (Эксперт) - Специалист, дающий заключение при рассмотрении каких-нибудь вопросов.
  3. (Айсберг) – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
  4. (Брошюра) – небольшая книжка.
  5. (Жокей) – профессиональный наездник на скачках, бегах.
  6. (Изморось) – очень мелкий дождь.
  7. (Лексикон) – запас слов и выражений человека.
  8. (Сувенир) – памятный подарок.
  9. (Очертание) – линия, дающая представление о форме предмета.
  10. (Кафтан) – русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами.


4. Орфоэпическая тренировка. Исправить речевые и грамматические ошибки. 

  1. Говорил он, между прочим:
  2. “Красивее, мы так хочем,
  3. Досуг, квартал, хвоя, щавель.
  4. Кремень, партер и шинель,
  5. Ходатайство посылаем,
  6. Эксперт звонит каждый день”.

5. Выписать из текста орфоэпической тренировки существительные, которые употребляются

только в ед. числе

только во множ. числе 

и в ед. и во множ. числе

досуг

квартал

хвоя

область

щавель

шинель

партер

день

Дополните столбики следующими словами: вермишель, макароны, щипцы, конфеты, торт, качели, консервы, молодёжь, прятки.

Образовать единственное число: валенки - валенок, туфли - туфля, ботинки - ботинок, манжеты -манжета, манжет, кеды - кед, коньки - конёк, кроссовки – кроссовка.

Исправить грамматические ошибки; “Тот, кто живет в шкафу” (устно)(карточки с текстом лежат на столе)

Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок
И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью,
И дедовский папах,
Персолем и шампунью,
Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
Но есть обжора Время –
Вот кто живет в шкафу.

7. Исправить речевые ошибки:

На прилавке лежало (и) 5 ножниц. Я приобрёл новую (ыв) тетрадь, пенал, ручку. Мать (на) одела на ребёнка новые кроссовки. Таня при встрече подала руку Евгению Яхнис (у).

8. Определить род существительных: Волга, Амур, Миссисипи, Таити, Осло, Сочи, Пенальти, ложь, .горечь, гуашь, сельдь,

тополь, эмаль, рояль, пианино, шампунь, домино, обезьяна, шимпанзе, пони, какаду, старикашка, Немченко, Гурвич, ателье, Саша, Даша, замарашка, кенгуру, Дюма.

Д/з:образовать от неодуш.соб. сущ. нар.одуш.сущ. муж. и жен. рода ед. и мн. числа: Например, Москва - москвичи, москвич, москвичка, Ижевск - ижевцы, ижевец, ижевчанка.

Псков (псковичи, пскович, псковитянка), Томск (томичи, томич), Пенза (пензенцы, пензец, пензенка), Санкт-Петербург (петербуржцы, петербуржец, петербурженка).Архангельск (архангелогородцы, архангелородец, архангелородка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологические признаки имени существительного

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе. Её можно использовать при повторении изученного в 4 класс,  в начале изучения имени существительгого и в заключение темы при морфол...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Авдеева Л.И. "Особенности изучения морфологических признаков имени существительного"

В презентации дается сравнительная характеристика   УМК по русскому языку,  в том числе и УМК начальной школы, в аспекте изучения морфологических признаков имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Морфологические признаки имени существительного

Морфологические признаки имени существительного...

Морфологические признаки имени существительного

Урок повторения в 5 классе по теме "Морфологические признаки имени существительного"...