Разработка урока: Буквы О и А в корне -ГОР- -ГАР-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мясникова Лариса Валерьевна

Цели и задачи урока:

 

Обучающая: познакомиться с правилом написания гласных О и А в корне –ГОР-

-ГАР-;  учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.

 

Развивающая: развивать способность внимательного отношения к значению слов и

                           их употребления в устной и письменной речи, развивать способности

                           сознательно использовать выразительные средства языка в собственных

                           высказываниях.

 

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka._bukvy_o_i_a_v_korne_-gor-_-gar-.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 9  города  Кинеля

городского округа Кинель Самарской области

Разработка  урока:  Буквы О и А в корне  -ГОР-  -ГАР-

                      Автор: Мясникова Лариса Валерьевна,

                                  учитель    русского  языка и  литературы ГБОУ СОШ № 9

   г. Кинеля Самарской области

Кинель 2014

  Цели и задачи урока:

Обучающая: познакомиться с правилом написания гласных О и А в корне –ГОР-

-ГАР-;  учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.

Развивающая: развивать способность внимательного отношения к значению слов и

                           их употребления в устной и письменной речи, развивать способности

                           сознательно использовать выразительные средства языка в собственных

                           высказываниях.

Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: карточки с заданием.

Ход урока

  1. Мобилизующий этап.
  2. Повторение изученного.

На доске написаны слова:

  1. Предпол …жить, предпол…гать, загар;
  2. Возр…стной, гореть, отр…слевой;
  3. горелый, прик…сновение, к…сание.

Учитель:

      Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам

одновременно.

      Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нем можно выделить и почему?

      В первом ряду можно выделить слово загар. Это имя существительное , а остальные- глаголы. В словах предположить, предполагать безударная гласная

пишется в корне –лож- -лаг-, а в слове загар- в корне -гар.

      Расскажите о написании безударной гласной в корне –лож- -лаг-. В качестве примеров используйте слова первого ряда.

      Назовите слова второго ряда. Какое слово можно выделить и почему ?

      Слова второго ряда : возрастной, гореть, отраслевой. Из них можно выделить слово гореть. Это глагол, а остальные- имена прилагательные. В словах возрастной,

отраслевой безударная гласная пишется в корне –раст- -рос-. В слове гореть-

в корне гор-.

      Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Среди слов 3 ряда : горелый, прикосновение, касание – можно выделить слово

горелый. Это имя прилагательное. Остальные - имена существительные. В словах

прикосновение, касание безударная гласная пишется в корне –кос- -кас-, а в слове

 горелый- в корне – гор.

      Расскажите правила о правописании безударной гласной в корне –кос- -кас-.

Используйте для примера слова 3 ряда.

  1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель:

       Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите , какие гласные и

в какой части слова в них пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

       Мы выделили слова загар, гореть, горелый. В корне этих слов пропущены

гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока- «гласные О и А в корне

-гор- -гар».

Учитель пишет тему урока на доске.

  Учитель:

  Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

  Цель урока : познакомиться с правилом написания гласных О и А в корне –гор-

-гар-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

   Напишите в строчку выделенные в начале урока слова: горелый, гореть, загар.

Выделите в этих словах корень.

   Скажите, какое лексическое значение имеют эти слова?

   Слово горелый означает обожженный огнем, жаром, но окончательно ими не

 уничтоженный.

    Слово гореть означает уничтожаться огнем.

    Загар- это смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца.

    Мы видим, что корень –гор- -гар- имеет значение поддаваться воздействию

огня, жара. А , теперь поставьте в словах ударение. Определите, отчего зависит

чередование гласных О и А в корне -гор- -гар-. Сформулируйте вывод.

    Вывод:

    В корне с чередованием –гор- -гар- в безударном положении пишется буква О,

под ударением- А.

    Правило повторяют два, три ученика. Затем дети читают правило по учебнику.

    Стр. 62, параграф 30.

  1. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1.

  1. Прог…рел, выг...рел;
  2. заг…р, уг…р;
  3. заг…релый, уг…релый.

      Справка:

Перег…рел, ог…рок, наг…рел, разг…р, обг…рел, перег…р, дог…релый, заг…рел,

приг…релый, наг…р, уг…рел.

      Учитель:

      Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание.Надо продолжить цепочки слов ,  используя слова из справки.

      Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить ,учитывая, к какой части речи относятся имеющиеся в них слова и какая гласная пишется в корне. Какие сло- ва можно включить в первую  цепочку? (В первую цепочку можно включить глаголы с гласной О в корне –гор- - гар-.

      Напишите эти глаголы. Объясните постановку буквы О в корнях слов.  (Ученики выполняют задание и вместе с учителем проверяют его.)

      Скажите , что есть общего во всех словах упражнения ? (Во всех словах есть корень – гор –гар – с чередующейся гласной О – А.

      Расскажите правило о правописании чередующейся гласной О – А в корне –гор – гар-.

Что ещё можете отметить  общего в словах упражнения? (Во всех словах есть приставка.)

      Расскажите о правописании приставок в этих словах, сгруппировав их по правилам написания. Ответ начните с группы, к которой относится меньшее количество слов.

      Назовите грамматические признаки  слов первой, второй и третьей цепочек.

            Упражнение 2 ( на карточках ).

          1. Лежать на печи, как на иголках, прибрать к рукам, не на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, выйти в люди, высоко летать, как правило, пропади пропадом.     

          2. Г…ри синим пламенем, как бог на душу пол…жит, много пол…гать о себе, не г…рит, нал…жить лапу, как на г…рящих углях, прол…жить дорогу, быльем пор…сло, пол…жить на лопатки, входить в пол…жение, сидеть сл…жа руки.

         Образец: лежать на печи – сидеть сложа руки. 

Учитель:

          Прочитайте фразеологические обороты  под цифрами  1 и 2 . Сформулируйте к ним задание в соответствие с образцом.

          К фразеологическим оборотам первой группы надо подобрать  подходящие по смыслу фразеологические обороты из второй группы.                                

          В одном из слов фразеологических оборотов второй группы есть чередующаяся гласная в корне . Полученные пары написать , вставить пропущенные буквы.

          Ученики выполняют задание сначала коллективно, затем индивидуально. Вместе

с учителем проверяют его. Повторяют правило.

           Упражнение 3.

           Рассвет тяжело разг…рался над гор…дом.

          В самом разг…ре стремительное лето.

          За …кном легко несутся …блака, солнце г…рячими пятнами лежит на куп…лах,

летает …бильный пух от …дуванчиков.

          Нева шла гр…мадой железной в…ды, волны грозно рок…тали около м…стовых,

в д…мах г…рели свечи.

         

          Первая зарисовка.

                                                                  ?

1. (      ).                                 2. (       ), (       ), (         ).

          Вторая зарисовка.

                                                                   ?

1. (      ).                                 2. (       ), (        ), (         ).

          Учитель: Прочитайте предложения внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.

          Из предложений надо составить две зарисовки. В каждую зарисовку должно

входить одно простое и одно бессоюзное сложное предложение. Зарисовки озаглавить.

          Учитель: Какие признаки помогут вам правильно выбрать предложения для

зарисовок?

          Предложения для зарисовок нам поможет выбрать их содержание, формы глаголов.

          Учитель: Кто полностью справился с первой зарисовкой?

          Первую зарисовку можно назвать «Рассвет над городом».

          Рассвет тяжело разгорался над городом.

          Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых,

в домах горели свечи.

          Учитель: Что вы можете сказать о второй зарисовке?

           Вторую зарисовку можно озаглавить «Разгар лета».

           В самом разгаре стремительное лето.

           За окном легко несутся облака, солнце горячими пятнами лежит на куполах,

летает обильный пух от одуванчиков.

           Учитель: Прочитайте еще раз свои зарисовки. Постарайтесь запомнить одну из них

и напишите ее по памяти.

          Расскажите о правописании таких слов из зарисовок, в которых пропущены буквы.

Объясните их по орфограммам.

          Найдите предложение , в котором есть самое большое количество слов, имеющих

в своем составе только звонкие согласные.

  1. Итог урока.

Учитель: С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке ?

Мы познакомились с правилом написания чередующихся гласных О и А в корне –гор-

-гар-.

Учитель: Расскажите правило о правописании гласных О и А в корне –гор- -гар-.

      Дети повторяют правило.

     

  1. Домашнее задание.

Учебник стр.62, параграф 30. Составить карточку из 10 слов для соседа по парте

на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...

Типичные ошибки в решении задания С1(потеря корней, появление «посторонних» корней)

В презентации для подготовки к ЕГЭ по математике представлены решения двух заданий (тригонометрических уравнений), где подробно рассмотрены возможности появления посторонних корней и  потери корн...

Авторские дидактические материалы. 8класс. Контрольная работа №3 по теме:Функция квадратного корня. Свойства квадратного корня.

Работа состоит из двух вариантов.Для учащихся среднего и слабого уровня подготовленности....