Разработка урока: Буквы О и А в корне -ГОР- -ГАР-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели и задачи урока:
Обучающая: познакомиться с правилом написания гласных О и А в корне –ГОР-
-ГАР-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.
Развивающая: развивать способность внимательного отношения к значению слов и
их употребления в устной и письменной речи, развивать способности
сознательно использовать выразительные средства языка в собственных
высказываниях.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka._bukvy_o_i_a_v_korne_-gor-_-gar-.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 9 города Кинеля
городского округа Кинель Самарской области
Разработка урока: Буквы О и А в корне -ГОР- -ГАР-
Автор: Мясникова Лариса Валерьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 9
г. Кинеля Самарской области
Кинель 2014
Цели и задачи урока:
Обучающая: познакомиться с правилом написания гласных О и А в корне –ГОР-
-ГАР-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.
Развивающая: развивать способность внимательного отношения к значению слов и
их употребления в устной и письменной речи, развивать способности
сознательно использовать выразительные средства языка в собственных
высказываниях.
Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: карточки с заданием.
Ход урока
- Мобилизующий этап.
- Повторение изученного.
На доске написаны слова:
- Предпол …жить, предпол…гать, загар;
- Возр…стной, гореть, отр…слевой;
- горелый, прик…сновение, к…сание.
Учитель:
Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам
одновременно.
Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нем можно выделить и почему?
В первом ряду можно выделить слово загар. Это имя существительное , а остальные- глаголы. В словах предположить, предполагать безударная гласная
пишется в корне –лож- -лаг-, а в слове загар- в корне -гар.
Расскажите о написании безударной гласной в корне –лож- -лаг-. В качестве примеров используйте слова первого ряда.
Назовите слова второго ряда. Какое слово можно выделить и почему ?
Слова второго ряда : возрастной, гореть, отраслевой. Из них можно выделить слово гореть. Это глагол, а остальные- имена прилагательные. В словах возрастной,
отраслевой безударная гласная пишется в корне –раст- -рос-. В слове гореть-
в корне гор-.
Что вы можете сказать о словах третьего ряда?
Среди слов 3 ряда : горелый, прикосновение, касание – можно выделить слово
горелый. Это имя прилагательное. Остальные - имена существительные. В словах
прикосновение, касание безударная гласная пишется в корне –кос- -кас-, а в слове
горелый- в корне – гор.
Расскажите правила о правописании безударной гласной в корне –кос- -кас-.
Используйте для примера слова 3 ряда.
- Формулирование темы и цели урока.
Учитель:
Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите , какие гласные и
в какой части слова в них пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы выделили слова загар, гореть, горелый. В корне этих слов пропущены
гласные О или А. Значит, тема сегодняшнего урока- «гласные О и А в корне
-гор- -гар».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель:
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Цель урока : познакомиться с правилом написания гласных О и А в корне –гор-
-гар-; учиться находить и правильно писать слова с этим корнем.
- Изучение нового материала.
Учитель:
Напишите в строчку выделенные в начале урока слова: горелый, гореть, загар.
Выделите в этих словах корень.
Скажите, какое лексическое значение имеют эти слова?
Слово горелый означает обожженный огнем, жаром, но окончательно ими не
уничтоженный.
Слово гореть означает уничтожаться огнем.
Загар- это смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца.
Мы видим, что корень –гор- -гар- имеет значение поддаваться воздействию
огня, жара. А , теперь поставьте в словах ударение. Определите, отчего зависит
чередование гласных О и А в корне -гор- -гар-. Сформулируйте вывод.
Вывод:
В корне с чередованием –гор- -гар- в безударном положении пишется буква О,
под ударением- А.
Правило повторяют два, три ученика. Затем дети читают правило по учебнику.
Стр. 62, параграф 30.
- Закрепление изученного материала.
Упражнение 1.
- Прог…рел, выг...рел;
- заг…р, уг…р;
- заг…релый, уг…релый.
Справка:
Перег…рел, ог…рок, наг…рел, разг…р, обг…рел, перег…р, дог…релый, заг…рел,
приг…релый, наг…р, уг…рел.
Учитель:
Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание.Надо продолжить цепочки слов , используя слова из справки.
Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить ,учитывая, к какой части речи относятся имеющиеся в них слова и какая гласная пишется в корне. Какие сло- ва можно включить в первую цепочку? (В первую цепочку можно включить глаголы с гласной О в корне –гор- - гар-.
Напишите эти глаголы. Объясните постановку буквы О в корнях слов. (Ученики выполняют задание и вместе с учителем проверяют его.)
Скажите , что есть общего во всех словах упражнения ? (Во всех словах есть корень – гор –гар – с чередующейся гласной О – А.
Расскажите правило о правописании чередующейся гласной О – А в корне –гор – гар-.
Что ещё можете отметить общего в словах упражнения? (Во всех словах есть приставка.)
Расскажите о правописании приставок в этих словах, сгруппировав их по правилам написания. Ответ начните с группы, к которой относится меньшее количество слов.
Назовите грамматические признаки слов первой, второй и третьей цепочек.
Упражнение 2 ( на карточках ).
1. Лежать на печи, как на иголках, прибрать к рукам, не на пожар, болеть душой, одержать верх, кануло в реку забвения, выйти в люди, высоко летать, как правило, пропади пропадом.
2. Г…ри синим пламенем, как бог на душу пол…жит, много пол…гать о себе, не г…рит, нал…жить лапу, как на г…рящих углях, прол…жить дорогу, быльем пор…сло, пол…жить на лопатки, входить в пол…жение, сидеть сл…жа руки.
Образец: лежать на печи – сидеть сложа руки.
Учитель:
Прочитайте фразеологические обороты под цифрами 1 и 2 . Сформулируйте к ним задание в соответствие с образцом.
К фразеологическим оборотам первой группы надо подобрать подходящие по смыслу фразеологические обороты из второй группы.
В одном из слов фразеологических оборотов второй группы есть чередующаяся гласная в корне . Полученные пары написать , вставить пропущенные буквы.
Ученики выполняют задание сначала коллективно, затем индивидуально. Вместе
с учителем проверяют его. Повторяют правило.
Упражнение 3.
Рассвет тяжело разг…рался над гор…дом.
В самом разг…ре стремительное лето.
За …кном легко несутся …блака, солнце г…рячими пятнами лежит на куп…лах,
летает …бильный пух от …дуванчиков.
Нева шла гр…мадой железной в…ды, волны грозно рок…тали около м…стовых,
в д…мах г…рели свечи.
Первая зарисовка.
?
1. ( ). 2. ( ), ( ), ( ).
Вторая зарисовка.
?
1. ( ). 2. ( ), ( ), ( ).
Учитель: Прочитайте предложения внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.
Из предложений надо составить две зарисовки. В каждую зарисовку должно
входить одно простое и одно бессоюзное сложное предложение. Зарисовки озаглавить.
Учитель: Какие признаки помогут вам правильно выбрать предложения для
зарисовок?
Предложения для зарисовок нам поможет выбрать их содержание, формы глаголов.
Учитель: Кто полностью справился с первой зарисовкой?
Первую зарисовку можно назвать «Рассвет над городом».
Рассвет тяжело разгорался над городом.
Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых,
в домах горели свечи.
Учитель: Что вы можете сказать о второй зарисовке?
Вторую зарисовку можно озаглавить «Разгар лета».
В самом разгаре стремительное лето.
За окном легко несутся облака, солнце горячими пятнами лежит на куполах,
летает обильный пух от одуванчиков.
Учитель: Прочитайте еще раз свои зарисовки. Постарайтесь запомнить одну из них
и напишите ее по памяти.
Расскажите о правописании таких слов из зарисовок, в которых пропущены буквы.
Объясните их по орфограммам.
Найдите предложение , в котором есть самое большое количество слов, имеющих
в своем составе только звонкие согласные.
- Итог урока.
Учитель: С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке ?
Мы познакомились с правилом написания чередующихся гласных О и А в корне –гор-
-гар-.
Учитель: Расскажите правило о правописании гласных О и А в корне –гор- -гар-.
Дети повторяют правило.
- Домашнее задание.
Учебник стр.62, параграф 30. Составить карточку из 10 слов для соседа по парте
на изученную орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок
урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...
Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.
Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»
Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....
Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"
Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...
Типичные ошибки в решении задания С1(потеря корней, появление «посторонних» корней)
В презентации для подготовки к ЕГЭ по математике представлены решения двух заданий (тригонометрических уравнений), где подробно рассмотрены возможности появления посторонних корней и потери корн...
Авторские дидактические материалы. 8класс. Контрольная работа №3 по теме:Функция квадратного корня. Свойства квадратного корня.
Работа состоит из двух вариантов.Для учащихся среднего и слабого уровня подготовленности....