Конспект урока "Обособленные обстоятельства" (технологии встречных усилий)
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему
Тема урока
«Обособленные обстоятельства»
Цель: 1) повторить известные сведения о деепричастии и деепричастном обороте; 2) уметь правильно находить деепричастный оборот, определить его границы; 3) закрепить умение правильно расставлять знаки препинания; 4) научиться правильно строить предложения с обособленными обстоятельствами.
Ход урока
0. Организационный момент
I этап: «Разминка»
1. Постановка вопроса и фронтальный поиск ответа в рамках выполнения упражнения «Отсроченная отгадка».
Запись на доске (не убирается на протяжении всего урока) | Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять. |
1 мин. | Фронтальный вопрос: Отчего человек оказался таким уродом? И как это связано с уроком русского языка? |
II этап: «Вызов»
Слово учителя: Ребята, перед вами два предложения. Прочитайте их, вдумайтесь в смысл:
2 мин. | а) Судить о человеке надо, наблюдая его повседневное существование. |
б) Солгав, ты потеряешь доверие людей. |
1. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях?
2. Каким членом предложения являются одиночные деепричастия и деепричастный оборот?
О чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетради.
Слайд
Выполните упражнение «Цель и цели»
Зная название темы урока, сформулируйте цели учебной деятельности. Что, по-вашему, можно узнать на уроке и чему научиться?
| Вывод: Вы правы, сегодня на уроке мы узнаем и научимся: |
1) в каких случаях обособляются обстоятельства? | |
2) будем правильно выделять обособленные обстоятельства; | |
3) будем правильно строить предложения с ними, не допуская грамматических ошибок. |
Этой теме мы посвятим 2 урока.
Слово учителя: Для осуществления этих задач нам необходимо вспомнить материал, изученный ранее и связанный с сегодняшней темой урока. Сделаем мы это с помощью приема:
Слайд: «Лови ошибку»
Ученица подготовила вам информацию о деепричастии, заведомо допустив в ней ошибки. Ваша задача «поймать» их и дать верное суждение.
Итог: Вы хорошо справились с этим заданием. Вы готовы к восприятию новой темы.
III этап: Сотворчество
Слайд «Знаю – не знаю»
Слово учителя: Ребята, перед вами на столе есть опорный конспект темы «Обособленные обстоятельства». Отметьте значками:
+ – материал, который вам известен, понятен;
– – то, что вы не знаете,
? – материал, требующий уточнения.
Фронтальное выполнение работы:
| По ходу урока корректируйте ваши пометки, если вы нашли ответы на вопросы. |
Слово учителя: К этому этапу урока подобран дидактический материал, к которому соответствует по смыслу следующий эпиграф:
Слайд (читает ученик):
Все правила поведения давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.
Блез Паскаль
Фронтальный вопрос: Каков смысл этого эпиграфа?
Слово учителя: Вы сегодня узнаете и запишите много полезных советов. Возьмите их на вооружение!
Новая тема
Слово учителя: Обратимся снова к анализируемым примерам. Сделаем первый вывод, отвечая на вопрос: В каком случае обособляются обстоятельства?
| Выполним задание: «Собери рассыпанные фразы». Составьте предложение, соединив по смыслу их части. Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, расставьте знаки препинания. |
| 1. Копая другому яму 2. Принимаясь за дело 3. Что имеем, не храним | соберись с духом потерявши плачем сам в нее попадешь |
Слайд: верные варианты. Проверка вариантов. Взаимопроверка
Слово учителя: Вдумайтесь в смысл полученных фраз. Как вы понимаете выражение: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Назовите обособленные обстоятельства в этом предложении. Почему оно обособляется.
Слово учителя: начинаем поиск ответа на вопрос: «Всегда ли обособляются обстоятельства?»
Слайд: Перед вами предложение, в котором нет ошибок:
Во время школьной перемены не беги в столовую сломя голову.
Задание для учащихся: Найдите в нем слово, которое по происхождению относилось к деепричастию, подчеркните его с зависимым словом как член предложения.
Фронтальные вопросы: Как вы думаете, почему это обстоятельство не обособляется? В чем особенность фразеологизмов?
Слово учителя: Народ в этих метких выражениях отразил свое понимание, как должен вести себя человек.
Задание для учащихся: Выпишите из данных предложений фразеологизмы. Давайте составим словарик фразеологизмов, чтобы знать их и не выделять запятыми:
1) Не надо кричать не помня себя
2) Отвечай на вопросы собеседника не мудрствуя лукаво
3) Нельзя сидеть сложа руки
4) Трудись не покладая рук, тогда добьется нужных результатов
5) Собеседника надо слушать затаив дыхание.
К обозначенным предложениям можно добавить: засучив рукава, скрепя сердце, не переводя дух, развесив уши, очертя голову, несолоно хлебавши, держа курс, не долго думая, принимая во внимание и др.
Фронтальный вопрос: Как пишется не с деепричастиями?
Слово учителя: А вот вам еще один полезный совет. Прочитайте его:
| 1) Читать, лежа на кровати, вредно. 2) Читать лежа вредно. | Учащийся вызвается к доске. Записи сделаны на обратной стороне доски. |
Фронтальные задания:
1) объясните постановку знаков препинания в первом предложении. Деепричастие можно заменить глаголом.
2) найдите обстоятельства во втором предложении, почему оно не обособлено? Какой частью речи является слово лежа. (Оно потеряло значение добавочного действия).
Слово учителя: Обратимся к опорному конспекту. Назовите, какие одиночные деепричастия могут перейти в наречия.
Слайд:
Стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не торопясь, не глядя, играя и др.
Учитель | Завершим эту часть урока, в которой мы узнали не только правила обособления, но и вспомнили правила поведения, чтением стихотворения Л. Мартынова «След». Подумайте, о каком следе идет речь в этом стихотворении? |
|
Чтение стихотворения с просмотром видеоряда.
Вывод учащихся: Каждый из нас след в памяти людей? Каков он будет – зависит от вашего поведения.
Выполнение самостоятельной работы: Расставить недостающие знаки препинания в прочитанном стихотворении. Графически объясните ваши действия..
Слово учителя: Мы изучаем тему «Обособленные обстоятельства» не только для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания, но и верно строить такие предложения. Ошибка в построении может привести к курьезным последствиям. Например, к таким:
Слайд:
Присев на скамейку, глаза девочки наполнились слезами.
Фронтальный вопрос: В чем суть ошибки?
Слово учителя: При построении предложения необходимо учитывать, что основное и добавочное действие должно относиться к одному действующему лицу. Другие виды ошибок указаны в папке «Предупреждение речевых и грамматических ошибок».
Слайд: Театрализация (звучит музыка)
Ученик в роли Ватсона: Дорогой Холмс, мне интересно, разгадали вы тайну пляшущих человечков?
Ученик в роли Холмса: Дорогой друг, эта тайна оказалась не такой уже сложной. Методом дедукции я нашел верное решение.
(Стук в дверь. Ватсон подходит к двери).
Ученик в роли Ватсона: Холмс, вам письмо. Видимо очередная загадка.
Ученик в роли Холмса: Да, вы правы, Ватсон, понять это письмо сложнее, чем разгадать тайну пляшущих человечков. Вот послушайте (читает письмо):
Дорогой Холмс!
Вчера, возвращаясь с охоты, шел дождь. Лья все сильней и сильней, он промочил нас до нитки. Мой пес и я, виляя хвостом, побежали в укрытие. По дороге я потерял ценный медальон. Помогите, пожалуйста, найти.
С уважением мистер Чейз
Фронтальный вопрос: А что есть такое слово: лья? Оно звучит нелепо. Учитель: Дорогой Холмс мы вам поможем.
Редактирование – работа в группах.
Отчет о работе: чтение верного варианта ответа.
IV этап: Рефлексия. Возвращение к загадке в начале урока.
Слово учителя: Предлагаю все свои мысли и чувства от урока, изучаемой темы выразить в пятистишие – синквейне.
Проверка выполненного задания.
Обстоятельство.
Точное, важное.
Распространяет, уточняет, украшает.
В речи оно необходимо.
Обстоятельность.
Домашнее задание по уровням: 1 уровень – выполнение упражнения базового уровня содержания учебного материала; 2 уровень – выполнение задания частично поискового характера (выписать 10 предложений из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» с обособленными обстоятельствами и определить их роль в тексте); 3 уровень – выполнение творческого задания: составление кластера на тему «Обособленные обстоятельства».
Учитель объявляет отметки за урок.
Вчера, когда мы возвращались с охоты, начался сильный дождь. Он промочил нас до нитки мы с псом побежали под укрытие.
Урок окончен. Спасибо за сотворчество!
Приложение к уроку.
«Лови ошибку» (необходимо обнаружить ошибки в суждениях):
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Например: рисуя (что делая?), нарисовав (что сделав?)
2. Деепричастие бывает настоящего и прошедшего времени: выучив, читая.
3. Деепричастие – неизменяемая часть речи, как и наречие.
4. Деепричастие совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида (смотря).
5. Деепричастие в предложении является обстоятельством, например: космонавт, улыбаясь, рассказывает о полете.
6. Деепричастие с зависимым словом образует деепричастный оборот, который выделяется запятыми, например: выучив уроки, брат пошел гулять.
7. Деепричастие можно образовать от любого глагола: гадать – гадая, сделать – сделав, быть – будучи, лить – лья.
8. Действия, выражаемые глаголом – сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному лицу (предмету).
9. Одиночные деепричастия никогда не выделяются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обособленные обстоятельства | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....
Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"
Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...
Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...
Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"
В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...
Технология встречных усилий как один из системных методов преподавания в условиях ФГОС.
Методическая статья ,которая кратко знакомит с особенностями, структурой и возможностями технологии встречных усилий,актуальной в условиях введения ФГОС....
Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)
Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...
конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"
Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий...