Сжатое изложение по упр. 522 (О Чехове). 7 класс. М.Разумовская.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Данный материал поможет учителю приподготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» (текст упр. 522)
Тема: Характеристика человека
Цель: проверить умение писать сжатое изложение текста, включающего характеристику человека, научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.
Подготовка к сжатому изложению проводится в ходе коллективной работы и включает в себя следующие шаги: чтение и смысловой анализ текста, составление сложного плана. Затем каждый учащийся самостоятельно, опираясь на план, сжато передает основную информацию, опуская детали и подробности. При этом учащимся можно разрешить пользоваться исходным текстом. (Возможен, по усмотрению учителя, и другой вариант — сжатый пересказ по памяти.)
Примерный план
1.Любовь к «многолюдству».
1)Гостеприимство.
2) Артельность.
3) Неугомонная веселость.
2.Стремление к созидательному преобразованию жизни.
1) Склонность к озеленению земли.
2) Самоотверженная общественная деятельность.
1. Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове». Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера. Напишите сжатое изложение по этому тексту.
Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу...
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...
Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело.
А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.
Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями...
Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.
2.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?
3.Объясните значение слова магнат. Проверьте себя по толковому словарику.
Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове» (текст упр. 522)
1. Прочитайте отрывок из книги К. И. Чуковского «О Чехове». Каким предстаёт перед нами Чехов-человек? Расскажите об особенностях его характера. Напишите сжатое изложение по этому тексту.
Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.
Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу...
И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.
Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними...
Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами — и Мелихово зазеленело.
А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.
Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями...
Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.
2.Как вы понимаете смысл выделенной фразы?
3.Объясните значение слова магнат. Проверьте себя по толковому словарику.
Как писать сжатое изложение.
Памятка.
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
- Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.
- Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
- Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Смысловое сжатие текста предполагает:
Сохранение последовательности в развитии событий
Наличие предложений, выражающих мысль для каждой смысловой части.
Использование грамматических форм, отличных от авторских.
Установление смысловой связи между предложениями.
Использование уместных языковых средств.
Речевые приёмы сжатия текста:
1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
5) перевод прямой речи в косвенную;
6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Сжатое изложение
1. Особенности сжатого изложения
По отношению к объекту текста различаются подробные и сжатые изложения.
Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,
отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
Для сжатого изложения подойдет не всякий текст, а только тот, в котором есть что сжимать. Объем текста для сжатого изложения должен быть больше, чем для подробного.
Краткий пересказ – прием, неорганичный для детской природы. И если специально не учить, задача пересказать текст кратко, для многих учащихся абсолютно не выполнима. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения :
- умение отобрать в исходном тексте основное и существенное;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно и логично излагать свои мысли;
- умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
2. Способы и приемы сжатия текста
Выделяются три способа сжатия текста:
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетание исключения и обобщения.
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное обучающее сжатое изложение" конспект урока в 9 классе
«Устное обучающее сжатое изложение"....
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Обучение сжатому изложению в 7,8,9 классах
С первым заданием, с которым выпускники сталкиваются при сдаче ОГЭ, является изложение. И не просто изложение, а изложение сжатое. Когда я столкнулась непосредственно в выпускном 9 классе с проблемами...
Подготовка к написанию сжатого изложения с элементами сочинения 7 класс
Презентация содержит материал по региональному компоненту...
Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе
Урок позволит повторить теорию о способах компрессии текста, закрепить навыки выполнения данной работы. Работа в группах - основа эффективности занятия....
Сжатое изложение как вид текста,7 класс
Урок развития речи.Обучение написанию сжатого изложения...
Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классе
Подготовка к сжатому изложению. Урок-практикум в 9 классеЦель урока:создать условия для отработки умения сжимать текст с помощью разных приемов компрессииЗадачи:Повторить теоретические сведения по тем...