«Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
учебно-методический материал по теме
«Разработка содержания занятия в школьном музее»
Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя музыки и МХК МБОУ СОШ №2 г. Юбилейный Московской области Сдобновой Светланы Васильевны.
Тема работы: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
«Разработка содержания занятия в школьном музее»
Конспект открытого занятия на базе школьного музея (для учащихся 3-4 классов)
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы.
Цель: Познакомить детей с элементами традиционного быта крестьянина
Задачи:
1. Продолжить знакомство с традициями и обычаями русского народа, с народными умельцами и их промыслами;
2. Развивать и активизировать мыслительную деятельность учащихся;
3. Совершенствовать навык работы в микроколлективах.
Оборудование: карточки с опорными словами, возможно использование презентации или картинок, предметы быта, посуда, домашняя утварь прошлых времён.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Дети сидят за партами, разделены на 3 группы. Звучит русская народная музыка.
Учитель читает стихи на фоне музыки.
Вот вам русская изба…
В центре стол, печь, образа,
Люлька - нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.
2. Активизация знаний. - Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на уроке? (об избе, обрядах, традициях и обычаях русского народа)
На доске появляется заголовок «Русская изба»
-Представьте, что мы с вами в настоящей русской избе: стол, печь, образа,
люлька-нянчит малыша;
-Рассмотрите русскую избу
3.Загадки:
1. Белая старуха на одном месте сидит,
Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (печь) картинка-фото.
А какие обряды и обычаи были связаны с печкой на Руси?
варила | Готовили пищу, пекли хлеб |
сушила | Сушили вещи зимой, а летом и осенью зерно, грибы, ягоды |
грела | Обогревали помещение |
мыла | Мылись, парились, омывали новорожденного и умершего, сватали невесту, лечили, то есть заговаривали болезни |
Вторая загадка избы: Почему на крыше размещались геометрические орнаменты? Что они обозначали? ( Дождь. Небесные хляби. Облака.) Послушайте, что ещё про печь можно рассказать. (Возле печи докладчик с указкой)
4.Доклад: В старину с печью было связано множество поверий и обрядов и относились крестьяне к печи почтительно, заботливо. Называли её печка-матушка, кормилица, хранительница, защитница. Но важная особенность русской печки в том, что печная лежанка - верное средство от простуды. Полежишь на ней, погреешь бока и вновь как молодой, да здоровенький. Словно заново родился.
-Что нового о печи вы узнали? Что же: изба построена, печь сложена, но ведь в голых стенах жить не будешь, нужна мебель, или как говорили в старину ХОРОМНЫЙ НАРЯД.
-От какого слова произошло это слово? (хоромы)
- Где можно узнать толкование этого слова?
Четыре братца под одной крышей стоят (стол) - картинка-фото
-А какая роль отводилась в доме столу? (стоял в святом красном углу, перед образами, садясь за стол крестились, читали молитву)
-А что обязательно стояло возле стола? (лавка или скамья)-картинка-фото
-Чем отличается лавка от скамьи? (Лавка-ножки врыты в землю, стоят вдоль избы по стенам); (Скамья-передвижные, стоят возле стола).
Стол никогда не должен быть пустой. На нём всегда лежит хлеб, да солонка с солью. После обеда их покрывают рушником. Самое почётное место за столом занимал хозяин дома или дорогой гость.
Нельзя было сидеть на столе, стучать по столу, класть на него шапку, снятую с головы, а то в избе заведётся нечисть, злые духи, бесы.
В повседневной жизни нельзя было обойтись без посуды. Для разных целей и посуда нужна была разная: мелкая и глубокая, большая и маленькая
Сегодня мы будем говорить о посуде и другой домашней утвари, которой
пользовались крестьяне.
5.Учитель делит детей на 3 группы.Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание 1
1 группа:
Выберите из названий большие ёмкости для воды и солений, квашения (бочки, кадки);
2 группа:
Найдите мелкую утварь, которую подавали к столу (Кашники - маленькие горшочки из глины; корчаги, горшки, кувшины);
3 группа
Вид утвари для сбора грибов и ягод (Короба, туеса, корзины).
Задание 2
Рассказать о назначении предметов, которых использовали в быту
Для воды и солений: | Мелкая утварь: | Для сбора грибов и ягод: |
бочка | ложка | короб |
кадка | чашка | туесок |
Вёдра | миска | корзина |
квашня | кубок | Кошёлка |
Рассмотрите записи на доске, что объединяет эти предметы? -Что в них общего? -Из чего они изготовлены? (из древесины).
-А из чего ещё изготавливали крестьяне вещи, которыми пользовались в быту? (стекло, глина, металл)
-Какому материалу отводилось предпочтение? (дереву). -А почему? (ПРАКТИЧНОСТЬ, ДОЛГОВЕЧНОСТЬ).
-Теперь ещё одно свойство предписывают древесине наши современники – это…( ЭКОЛОГИЧНОСТЬ).
Древесина - самый экологически чистый материал, поэтому Русь славилась своими лесами с самых древних времён.
-Вспомните из уроков окружающего мира, что использовали крестьяне для того, чтобы деревянные изделия были прочны и долговечны? (варили льняное масло и покрывали изделия)
- Подумайте, как называют человека, который работает по дереву? (Мастер, Умелец, Творец, Краснодеревщик, Резчик). -А где? У кого учились этому мастерству? (друг у друга, от отца к сыну переходило ремесло, а значит мастера были из народа, то есть народные умельцы).
6. Пословицы о русской избе:
Избу ставят, Бога славят.
Во всякой избушке свои погремушки.
Своя избушка та же подружка.
Своя избушка - свой простор.
Изба детьми весела.
Изба красна углами, а обед пирогами.
Изба крепка запором, а двор - забором.
Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
7. Итог:
-Продолжаются ли у нас народные традиции?
-Можем ли мы стать народными умельцами?
-Что для этого нужно? ( Учится у своих предков традициям, передавать их по наследству).
Поставьте себе оценку за участие в уроке:
"3" - облачко с дождем;
"4" - солнышко заходит за облачко;
"5" - яркое солнышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание как активная форма организации учебно-воспитательного процесса.
Мастер-класс по проведению родительского собрания на заседании методического совета ГОУ НПО ПУ №16 г. Строитель Белгородской области....
«УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ НПО
Методические рекомендации для преподавателей в системе НПО....
Внеклассная деятельность как форма организации учебно-воспитательной работы в школе.
Статья и презентация выступления на школьном методическом обединении....
Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"
Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии. «Дорогу в будущее прокладывает ...
«Школьный музей как одна из форм организации учебно – воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
Музеи в школе...
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Презентация "Мастерская как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса"
Презентация знакомит с основами возникновения мастерской, её типами и приёмами обучения, раскрывает эффективную формулу воздействия данной формы работы на мышление обучающегося....