Виртуальная экскурсия как одна из форм организации учебного процесса
статья по биологии на тему

Описание опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

«Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса»

Автор: Князева Евгения Валерьевна, учитель биологии

МБОУ СОШ № 7 «с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дзержинска Нижегородской обл.

г. Дзержинск 2014г.


Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса

Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. На экскурсии учащиеся учатся:

1)ориентироваться на местности

2)наблюдать

3)сравнивать

4)видеть нужные объекты

5)находить примеры взаимосвязи организма друг с другом и условия окружающей среды

Биологические экскурсии давно и прочно вошли в практику, так как они имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью можно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Но проведение экскурсий порой сопряжено с определенными неудобствами. Ведь достаточно часто в условиях города сложно выбраться на экскурсию для непосредственного наблюдения за живой природой в естественных условиях.

С внедрением новых информационных технологий в процесс образования, выход из этой ситуации оказался прост – это создание виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия – воображаемое посещение  изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. У виртуальных экскурсий  есть свои плюсы и минусы, однако их использование на уроке и во внеурочной деятельности, позволяют педагогу выполнять поставленные задачи. Возможно понятие «виртуальная экскурсия» в скором времени может прочно укрепится в методике преподавания.

Виртуальная экскурсия представляет собой объемный информационный проект, требующий сбора и ознакомления информации, анализа и обобщения фактов, разработки презентации. Обеспечить работу над виртуальной экскурсией позволит погружение в проект, организация и осуществление деятельности учащимися, презентация проекта. Структура виртуальной экскурсий, в целом, соответствует структуре реальных экскурсий. Подготовка к виртуальной экскурсии начинается с определения цели, места и времени ее проведения. При этом учитывается наличие необходимого оборудования : мультимедийный проектор, ЭОР. Также при подготовке к экскурсии можно использовать такие источники информации, как школьная библиотека, Интернет, краеведческий музей. Методический подход проведения и организации экскурсии учитель может выстраивать  в традиционной форме или по разному:

1)самостоятельная работа учащихся с использованием ЭОР, учитель руководит их деятельностью, консультирует;

2)учитель сам раскрывает содержание экскурсии, а затем организует самостоятельную по заданиям;

В конце проводится отчет об экскурсии. Учитель правильно оценивает, вносит коррективы. В заключении проводится беседа с анализом.

Например, особенно большой интерес вызывает у учащихся виртуальная экскурсия на тему «Лес- богатство человечества». Следующий кадр после обозначения темы показывал правила поведения в природе. Далее кадры знакомили с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождался голосами птиц, шумом крон деревьев. Меняя кадры ученики как бы передвигались по лесу от объекта к объекту в естественной среде. Созданная мультимедийным путем виртуальная природная среда создавала эффект присутствия.

От простой демонстрации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отличается интерактивностью, то есть возможностью самого ученика самостоятельно действовать в созданной природе. Интерактивный видеоролик отличается от обычного тем, что его можно остановить в любую секунду и получить учебную информацию, необходимую для выполнения заданий. Учащийся, управляя курсором, может приближать различные объекты, поворачиваться вокруг оси, наклоняться или поднимать глаза, и в соответствии с его действиями меняется картинка на экране.                  Создание полноценной виртуальной реальности предполагает использование дорогостоящих средств мультимедиа, но можно ограничиться и имеющимися компьютерными возможностями. Безусловно, после виртуальной экскурсии необходимо провести реальную экскурсию в природу (лес, парк, на территорию школы) с выполнением тех же заданий, но непосредственно в природе.

И хотя виртуальная экскурсия никогда не заменит настоящей, все же она имеет ряд преимуществ: возможность в любой момент вернуться к изучаемому объекту, повторить изученное, рассмотреть то, что в живой природе рассмотреть сложно (полет птицы, рост растения).

В любом случае, применение средств ИКТ на уроке- экскурсии позволяет проводить увлекательный и познавательный урок биологии, как для учащихся, так и для самого учителя.

Список литературы

1 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: Просвещение, 1979.-285 с.

2 Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. Биологические экскурсии. -М.: Просвещение, 1993.- 224с.

3 Пономорева И.Н. Общая методика обучения биологии: - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Дистанционное обучение как одно из условий доступного современного образования для школьников»Современные информационные технолог...

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в дополнительном образовании

Дистанционное обучение - это форма обучения, которая позволяет обучающимся получать знания через интернет под контролем педагога.В настоящее время дистанционное обучение может рассматриваться как...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из форм организации внеурочной деятельности по русскому языку"

  Развитие российского общества привело к изменению требований к образовательным учреждениям.  С целью разностороннего развития личности  была введена внеурочная деятельность, ко...