Бессоюзное сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. Воспитательные:
- формировать их личностную позицию;
- воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elena_russkiy.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении
Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. Воспитательные:
- формировать их личностную позицию;
- воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока (средства обучения):
Структура урока:
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания
- Сообщение темы урока и постановка целей.
- Работа с эпиграфом к уроку.
- Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
I Ход урока
I. Организационный этап
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Добрый час, ребята! А знаете ли вы, что в старину пожелание « В добрый час» употреблялось не только при прощунии, но и напутствие на какое-нибудь важное дело. Итак, в добрый путь!
II. Проверка домашнего задания
Начнем урок с проверки домашнего задания. Вы должны были выполнить опорные конспекты по теме «Сложные предложения». Они помогут вам актуализировать имеющиеся знания. (слайд 2 таблица)
1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель: Итак, что мы знаем о сложных предложениях. Пожалуйста ответы.
Знаю | Хочу узнать | Узнал (-а) |
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. | Что такое сложные бессоюзные предложения? |
|
Все сложные предложения состоят из нескольких простых. | Из чего они состоят? |
|
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. | Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
|
|
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. | При помощи каких знаков в них соединяются простые? |
|
III. Новая тема
Мы продолжим изучение темы и получение новых знаний.
Откройте тетради, выполним записи: пишем число и тему урока.
« Понятие о бессоюзном сложном предложении»
На уроке ознакомимся со сложными предложениями с бессоюзной связью, найдем различие между союзным и бессоюзным предложениями.
Слайд 3. Работа с эпиграфом к уроку
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
Всё ли вам понятно? Может есть непонятные слова?
Слайд 4. Словарная работа
Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.
Слайд 5. эпиграф (читают)
Сформулируйте главную мысль стихотворения ?
(С доброты человек начинается)
Да. С доброты.
1. Обратите внимание на написание слова,
Доброта . Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?
По словарю Ожегова : доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро — всё положительное, хорошее, полезное.
А теперь подберите к слову «доброта» «единомышленников» значит синонимы и антонимы.
Подберите синонимы: доброта — отзывчивость, сердечность, душевность.
Подберите антонимы: доброта — злость, ненависть.
Слайд 6 Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
— Какое это предложение? ( сложное)
Мы знаем , сложные предложения соединяются союзами, а здесь их нет. Почему?
(потому что это бессоюзное предложение)
- Как связаны части сложного предложения? (знаком препинания) А именно двоеточием.
между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)
3.Понятие сложного бессоюзного предложения
Слайд 7.
Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Слайд 8.
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)
Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.)
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
- Работа с учебником
Откройте страницу 122. Упражнение 185. Прочитаем отрывок из очерка Максима Горького. (читает ученик)
Обратим внимание на выделенные предложения 1 текста и 2 текста. ( Выделенные предложения 1 тексте предложения являются бессоюзными, 2 тексте являются сложно сочинительными предложениями.)
Тренировочные упражнения.
1. Прочитать предложения. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Выписать 1, 6, 8 предложения и построить схемы этих предложений.
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.
2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.
3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.
5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.
6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.
8) Алешка поднялся — заря еще не занималась.
9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
Слайд10
Теперь свои умения применяем в выполнении заданий ГИА
1.Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)
Ответ: 1
2.Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)
Ответ: (4)
3. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)
Ответ(1)
7. Рефлексия
Слайд 11
Полученные знания | Открытие новых знаний | Узнал (-а) |
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. | Что такое сложные бессоюзные предложения? | БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией |
Все сложные предложения состоят из нескольких простых. | Из чего они состоят? | Все сложные предложения состоят из нескольких простых. |
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов. | Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений? | По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи) |
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов. | При помощи каких знаков в них соединяются простые? | . , ; :- |
IV.Подведение итогов урока
V.Домашнее задание
Составьте ССП, СПП, БСП и постройте схемы, используя следующие простые предложения:
Небо снова покрылось тучами.
Посыпался холодный дождь.
ССП | СПП | БСП |
[Небо снова покрылось тучами], и [посыпался холодный дождь].
[ ], и [ ]. ССП | (1Когда небо снова покрылось тучами), [2посыпался холодный дождь] (Когда...), [ ]. СПП
| [Небо снова покрылось тучами] - [посыпался холодный дождь].
[ ] – [ ]. БСП |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...