Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Союзы сочинительные и подчинительные (7 класс).(авторМ. Баранов)
Цели урока:
Учебные.
- Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, с основными функциями союзов.
- Показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.
Развивающие.
- Расширение знаний о союзах.
- Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".
Воспитательные.
- Воспитание бережного отношения к матери, интереса к изучению русского языка
Ход урока
- Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдёт вам впрок.
Постараемся всё понять -
Будем грамотно писать.
Запись числа
классная работа
-.2. Фронтальный опрос.
– Какие служебные части речи вы знаете?
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)
- Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)
- Какие бывают союзы по составу? (слайды2, 3)
Само слово "союз" мы пишем и произносим одинаково? Сделаем транскрипцию и сравним, чем отличается написание и произношение слова "союз".
Союз1.
Вывод:
- Интересно: 4 буквы, но 5 звуков., почему? Да, русский язык – это загадка.
историческая справка:
"Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО- со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)".
Разбор по составу слова "союз"2.
Учитель:
- Так и рождаются находки.
Скажите, а зачем нам нужны союзы, какова их роль в языке?(ответы)
Послушайте, что сказал М.В. Ломоносов о союзах. (слайд)
- мне понравилось высказывание М.В. Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно:
"Союзы не что иное, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.
И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".
Чудесно сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная).
Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.
3. Новая теме
- Итак, союзы по составу бывают простые и составные, а по значению-соч, и подчинит. тема нашего урока?.. Союзы сочинительные и подчинительные"(слайд 1)
- По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы.
-Назовите однокоренные слова к словам «сочинительный» и «подчинительный». Сочинительный – сочинить, сочинение. Подчинительный – подчинить, подчинение.
- Что значит сочинение и подчинение в словаре? Обратимся к толковомусловарю (зачитываются)
Сочинительные союзы связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь. Такие предложения называются ССП
Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи. Такие пр-я называются СПП.
Сравним предложения, записанные на доске:
[Ярко светит солнце], и [тает снег]. [Тает снег], (потому что ярко светит солнце).
- В каком из них простые предложения равноправны, в каком одно подчиняется другому? 1 предложение сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное. Обращается внимание на различие в оформлении схем.
А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (слайд) Читает ученик.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его..
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)Многосоюзие – литературный прием, который замедляет фразу, придаетпр-ю плавность, благозвучие, усиливает выразительность речи.
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
Этот союз самый часто употребляемый в речи.(С.Михалков «А что у вас?»)
Работа по учебнику (стр. 149, теоретические сведения)
4.Закрепление.
Работа с пословицами(карточки). Сам-но. Понаблюдаем за союзами в тексте.
- Что объединяет эти пословицы? Какова их тема?
Вывод: Пословицы и поговорки о маме наполнены чувствами любви, доброты, уважения.. Каждый из нас ценит мать. Так было и тысячу лет назад и сейчас. С именем мама ложится и просыпается каждый малыш. Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам жизнь. Мама – самый любимый и дорогой человек на свете.
5. Работа по учебнику.упр. 362(по вариантам)проверка
6.упр. 363
- А как отличить ССП и СПП?
- Для чего они служат?
- Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?
- Подведение итогов урока.
Сделаем в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных.
- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе нового?
(-Придаёт фразе плавность.
- Делает речь благозвучной.)
- Какая информация была новой для вас?
(Понятие о многосоюзии)
- Оцените свою деятельность на уроке, закончив одно из предложений (слайд)
Теперь я могу… (определять роль союза в предложении)
(легко написать сочинение по картине)
Я бы хотел… (написать красивое сочинение по картине)
Было трудно… (исправить грамматические ошибки)
Было интересно… (проводить эксперимент со стихами Пушкина)
(исправлять ошибки в предложениях)
-ОцениваниеОтметку за работу получит каждый. Ведь сегодня был урок-практикум.
-Озвучу я их чуть позже.
Наш урок подошёл к концу. Но впереди у вас - учебный день.
- Вот что гласит легенда.
- Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял.
Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.
Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь.
Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт.
И вдруг всё понял.
Горизонт всюду. На каждом шагу.
- Какую мораль содержит эта легенда?
(Вокруг нас много того, чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.)
-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, т.е. постигайте и узнавайте новое.
Домашнее задание. (Слайд)
Выписать из худпроизведений 6 предложений с сочинительными и подчин. союзами. Начертить схемы.
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Самоанализ урока русского языка.
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Союзы сочинительные и подчинительные»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Задачи урока:
Образовательные:
1)познакомить с союзами сочинительными и подчинительными, с их основными функциями.
2)показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.
Развивающие:
1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,
2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.
Воспитательные:
1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,
2)воспитывать уважительное отношение к матери.
3)воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи урока реализовывались:через разные виды работ
1. образовательные цели - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений;
2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные цели - через подбор дидактического материала.
Метод урока по типу познавательной деятельности:
частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),
осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.
На данном занятии использовались технологии:
здоровьесберегающие технологии,
технологии коллективного сотрудничества,
технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Устный опрос(повторение теоретического материала).
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
5. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.
Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «союзы сочинительные и подчинительные». Научились видеть их в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...