«Правописание приставок пре- и при-»
методическая разработка по русскому языку на тему

Преснякова Тамара Владимировна

 Урок совершенствования знаний, умений и навыков,

-обобщить знания о правописании приставок пре- и при-; расширить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;

- развивать орфографическую зоркость, вырабатывать умения применять правила на практике, делать обобщающие выводы, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

-воспитывать положительное отношение к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pre_-_pri.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку .

        Автор : учитель русского языка и литературы

МБОУ Долматовская ООШ №16

Преснякова Тамара Владимировна

Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цели:

-обобщить знания о правописании приставок пре- и при-; расширить понимание условий правильного выбора букв е , и в приставках пре-, при-;

- развивать орфографическую зоркость, вырабатывать умения применять правила на практике, делать обобщающие выводы, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

-воспитывать положительное отношение к знаниям.

Планируемые результаты

Личностные: воспитание интереса и уважения к родному языку; ценностного отношения к слову; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе.

Предметные: уметь находить слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при», правильно писать слова с данной орфограммой

Метапредметные: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования (выборочным, ознакомительным), находить информацию в разных источниках (текст, схемы, таблицы), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

формы обучения: частично-поисковый; индивидуальный, групповой, коллективный

Ссылки на информационные источники:

1. Гришина С.В. Методическая разработка урока русского языка (6 класс). «Правописание приставок пре- и при

2. Иванова И.С. Диктанты, занимательные материалы, творческие задания (для 5–8-х классов).

3. Недорезова М.Г.Интерактивный тест по русскому языку «Правописание приставок при- и пре-». 6 класс. 4. Сценирование уроков русского языка и литературы на основе системно – деятельностного подхода.

Структура урока

Технология проведения

Деятельность ученика        

Деятельность учителя        

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД        

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель: создать доброжелательную атмосферу, мотивировать на учение, ситуацию успеха.

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.        

Учитель проводит инструктаж, настраивает учеников на работу.        

Задачи: создать условия для положительной мотивации усвоения новых знаний

- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Учитель создаёт психологическую комфортность. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

II этап. Актуализация знаний.

Цель: повторение орфоэпических норм, умение определять на слух виды предложений, строить схемы; подвести к восприятию новой темы; уметь распознавать настроение человека

Трое учащихся работают по карточкам (карточки с различной мотивацией учащихся)

Учитель организует работу и обеспечивает контроль за выполнением задания.

Задачи: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи.

              На доске записаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть Пр..шить,пр..клеить, пр..бить Пр.. школ ьный, пр.. дорожи ы й Пр.. открыть, пр.. гореть, пр.. добрый, пр. .милый, преградить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему? Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (первые две строчки)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ-

Приближеиие = близко Присоединение = друг к другу Расположение вблизи = около Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень Пре = пере-

преградить – перегородить,

преступить – переступить,

             прервать – перервать.

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

              А теперь послушайте занимательное стихотворение:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из Вселенной

-Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ - обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

Начертите схемы предложений.

«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт

Орфоэпическая разминка

ЖалюзИ, звонИт, украИнский, мЕльком, каталОг, квартАл, кремЕнь, газопровОд, обеспЕчение, фОрзац, танцОвщица, цепОчка, тУфля, баловАть, слИвовый,закУпорить

Графический диктант

1. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. 2. Птичьи голоса звенели всюду: в поле, в лесу, в роще.3. Силы покидали льва, смелость наполняла его сердце. 4.Трава появилась там, где сильнее пригревало солнце         

Принцип деятельности.

УУД

Личностные: уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Познавательные: понимать предметное содержание знания; уметь применять знания, умения и навыки, изученные ранее; устанавливать причинно-следственные связи.

Постановка учебной задачи.

Цель: определение темы и целей урока

Работать с информацией, представленной в форме текста.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Учитель организует обсуждение проблемных вопросов.

Задачи: Способствовать развитию умения формулировать тему урока, определять учебную задачу с помощью логических подсказок.

На доске текст.

            Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и призадумался. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»

- Ребята, посмотрите на выделенные слова, что их объединяет? (приставки пре- и при-)

Формулирование темы и целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Правописание приставок пре- и при-» Эта тема новая для вас?

-Какова же цель нашего урока?

(Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при-)        

- Кстати, интересно, как надо писать приступим или преступим?

- По-моему приступим, потому что приступ.

- А, по-моему, пре, потому что преступник.

- Нет – нет, мы оба не правы, потому что приставки при и пре не проверяются ударением.

- А как же их проверять?

- Надо хорошо знать правило и проверять по правилу!

- Какое это правило?

- Надо писать при во всех словах, которые обозначают приближение: пришел, приехал, прибежал, прискакал, прикатился, примчался, принесся.

- Притащился, приволокся, приполз, приплелся.

Надо писать еще приставку при обо всем, что присоединяют: привинчивают, приклеивают, придвигают.

- Прицепляют на спину бумажку или пририсовывают усы на фотографии девочки

- Да –да, но есть и еще один случай : при надо писать о том, что делается , но не до конца

- Солнышко меня припекло но я не совсем испеклась. А в каком случае пишется пре?

- Вот здесь нужно запомнить 2 правила: приставка пре- похожа на слово очень: прескверный – очень нехороший человек.

- Это он?

- Зато ты прекрасная: прекрасные уши, прекрасный нос – просто очень красные, как помидор.

Пре- нужно писать еще и в тех словах, где приставка похожа на пере-

- Например, что – то перегораживает твой путь.

Принцип творчества

УУД

Личностные: нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка

Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

-Организовать взаимопроверку учащимися своих решений по эталону,

работа в парах,

Учащиеся осуществляют самоконтроль, учатся анализировать текст, аргументировать свой ответ, проверяют, подводят итог, участвуют в диалоге с учителем.        

Учитель организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания, проводит инструктаж по проверке

Задачи: 

-Организовать деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством самостоятельной работы.

-Содействовать развитию у детей умения общаться; развивать у школьников диалогическую и монологическую речи. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

           

            Пр…морский парк, пр…шить пуговицу, пр…удивительная история, пр…следовать врага, пр…градить путь, пр…нести тетрадь, пр…возносить заслуги, пр…лететь на самолете, пр…остановить движение, пр…расти к дереву.

            Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа в группах.

Задачи: 

-Организовать деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством работы в группах.

-Содействовать развитию умения общаться; обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Карточка

            1)пр..бить, 2)пр..скромный, 3) пр..крепить, 4)пр..усадебный, 5) пр.лечь, 6) пр..ехать , 7) пр.спокойно, 8)пр.умолкнуть, 9) пр..градить, 10)пр..тормозить

Группа «Редакторы»

Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок

Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на придорожный камень. Презадумался.

Группа учащихся

Задание: Назвать сказку и автора, вставить пропущенные слова; объяснить правописание приставок

Вдруг о полночь конь заржал...

Караульщик наш __________,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Здравствуй, князь ты мой _____________

Что ты тих, как день ненастный?

Лишь игрушка-горбунок

У его вертелся ног,

Хлопал с радости ушами

Да _______________ногами.

Раз он в море закинул невод, —

____________невод с одною тиной.

________________к заставе гости;

Князь Гвидон зовет их в гости,

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не _______________

Пирожок лишь разломила

Да кусочек ____________________.

Группа учащихся

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить значение приставок:

Приставка при-

Приставка пре-        

Другие орфограммы

 Пр..забавный

 Пр..школьный

 Пр..ломление

 Пр..нести

 Пр..стиж

 Пр..близиться

 Пр..з        

 Пр..великий

 Пр..колоть

 Пр..вычка

 Пр..градить

 Пр..задуматься

 Пр..милый

 Пр..успеть        

 Пр..стол

 Пр..остановить

 Пр..рода

 Пр..зидент

 Пр..интересный

 Пр..тупился

 Пр..ключение

Группа учащихся

Задание: объясните значение фразеологизмов, правописание приставок, составьте предложения

Превозносить до небес, придержать язык, прирастать корнями, прибрать к рукам, преклонить колено.        

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.        

     

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей        

Учитель проводит инструктаж        

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Учащиеся осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...