Контрольная работа по русскому языку и культуре речи за I полугодие
методическая разработка по русскому языку на тему

Нуретдинова Гульназ Наримановна

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи за 1 полугодие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_za_i_polugodie.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Контрольная работа по русскому языку и культуре профессиональной речи за I полугодие

                                                      I вариант

1. Исправьте  в предложениях ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

1) Досуг – это…

А) любимое занятие;

Б) свободное от работы время;

В) безделье;

Г) развлечения

4. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

5. Вставить пропущенные буквы в словах .
Отр..стить, прик..сновение, прил..гательное, ул..жить, р..сток, кас..тельная,. предпол..гали, р..стительность, р..стений

6 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка                                                       3) переплывая

2) прослушавший                                         4) обещание

 7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?

1) законный, загородный                            3) залежь, заземленный

2) заикаться, замша                                      4) занозить, закадычный

Контрольная работа по русскому языку и культуре профессиональной речи за I полугодие

                                                     II вариант

1. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

2) Язык не поднимается говорить об этом.

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

 Раритет – это…

А) вспомогательная деталь чего-либо;

Б) предмет, который защищает от несчастья, его носят суеверные люди;

В) редкая ценная вещь

4.Вставить пропущенные буквы в словах .
Пол..жить, прик..саться, пол..гаться,  р..стовщик, зар..сли, прил..жение, выр..щенный, зап…реть, расст… лать

5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) исцарапанный                                         3) надолго

2) придумывая                                             4) выходец

6.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?

1) надпись, надежность                              3) надуманный, надоедать

2) надрез, надомник                                    4) надрубка, надкусить

7. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

1)«Спешите делать добро!» - этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу, истинному христианину Фёдору Петровичу Гаазу (так все называли его в Москве).

(2)В 1828 году к нему обратился князь Голицын, набирая состав московского «Комитета попечительства о тюрьмах». (3)Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем. (4)У него началась совсем другая жизнь.

(5)Для того чтобы понять, за что уже не одно столетие поминает  Фёдора Петровича Гааза вся громадная Россия, надо знать положение тюрем того времени. (6)Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

(7)Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь. (8)Путь каторжан совершался в особых кандалах: на толстый железный прут надевалось до 10 наручников, замыкающихся на руках арестантов. (9)Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей. (10)Нанизанные на прут арестанты сбивались с ног, не поспевали друг за другом, слабые тяготили сильных, крепкие негодовали на немощных. (11)С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.

(12)Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута. (13)Следующим по этапу арестантам он раздавал книги, бельё, тёплую одежду, купленную на свои деньги. (14)Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных. (15)Часто выкупал у помещиков целые семьи, чтобы они могли уйти на поселение вместе с осуждённым. (16)После его смерти оказалось, что он выкупил 74 семьи крепостных.

(17)Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18)А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».

(19)Никого не удивляло, когда видели, что вместе с партией шёл высокий старик во фраке. (20)Все знали, что это – «Фёдор Петрович», «святой доктор» и «Божий человек», так привык звать его народ.

(21)Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

(По В.К. Константиновой)

                                     Задания к тексту.     I вариант

А1.  Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему громадная Россия уже не одно столетие поминает Ф.П.Гааза"?»

1) Ф.П. Гааз был главным врачом московских тюрем.

2) Ф.П. Гааз всю свою жизнь делал добро, относился с  состраданием ко всем людям, даже к тем, кто был преступником.

3) Ф.П. Гааз выступал за ужесточение наказания преступникам.

4) Ф.П. Гааз хотел прославиться и поэтому совершал благородные поступки.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жизнь» (предложение 4).

1) особая форма существования и движения материи, возникшая на определённой ступени её развития

2) физиологическое существование человека, животного

3) деятельность человека в тех или иных её проявлениях

А3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (3)Гааз горячо откликнулся на призыв и был назначен главным врачом московских тюрем.

(4)У него началась совсем другая жизнь.

 

2) (6)Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым
деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

(7)Ещё ужаснее было положение ссыльных на этапе в Сибирь.

 

3) (11)С таким положением вступил в борьбу Ф.П. Гааз и вёл её почти 25 лет, до самой кончины.

(12)Но главный подвиг совершил Ф.П. Гааз, когда добился отмены прута.

 

4) (17)Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18)А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

   В2. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

С.Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту.

                                                  Задания к тексту.     II вариант

А1. Почему жизнь арестантов была невыносима?

1) Арестантам не давали еды.

2) Арестантам не оказывалась никакая медицинская помощь.

3) Арестанты жили в мрачных, сырых камерах, путь по этапу они совершали нанизанные на железный прут, поэтому часто сбивались с ног…

4) Арестантам не давали видеться со своими родными.

A2. Как характеризует Ф.П. Гааза информация, заключённая в предложении 1?

1) Ф.П. Гааз был настоящим христианином, стремился спасти ближнего, облегчить его страдания.

2) Ф.П. Гааз был требовательным человеком и никому не прощал проступков.

3) Ф.П. Гааз считал, что не все люди достойны милосердия.

А3. Укажите предложение, в котором содержится АНТИТЕЗА

1) Мрачные, сырые камеры, лишённые чистого воздуха, с земляным или гнилым деревянным полом ниже уровня земли, окна с выбитыми стёклами.

2) Прут соединял различных по возрасту, здоровью, росту, походке и силам людей.

3) Разговаривал, ободрял, обещал побеспокоиться о родных.

4) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

С.Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту.

  Ответы             к        контрольной работе по русскому языку за I полугодие

                                                      I вариант

1. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Он любого способен провести  вокруг пальца.(обвести)

2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой. (камень)

3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.(до отвалу)

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

1) Досуг – это…

А) любимое занятие;

Б) свободное от работы время;

В) безделье;

Г) развлечения

4. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

5. Вставить пропущенные буквы в словах .
Отр..(а)стить, прик(о).сновение, прил.(а).гательное, ул.(о).жить, р..(о)сток, касс(а)..тельная,. предпол(а)..гали, р(а)..стительность, р(а..стений

6 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка                                                       3) переплывая

2) прослушавший                                         4) обещание

 7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ?

1) законный, загородный                            3) залежь, заземленный

2) заикаться, замша                                      4) занозить, закадычный

       Ответы             к        контрольной работе по русскому языку за I полугодие

                                                     II вариант

1. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.( своё последнее слово)

2) Язык не поднимается говорить об этом.(не поварачивается)

3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.(бежать со всех ног)

2.Что обозначает данное слово? Выберите правильный ответ.

 Раритет – это…

А) вспомогательная деталь чего-либо;

Б) предмет, который защищает от несчастья, его носят суеверные люди;

В) редкая ценная вещь

4.Вставить пропущенные буквы в словах и составить с ними словосочетания. Выделить изученные орфограммы.
Пол.(о).жить, прик(а)..саться, пол(а)..гаться,  р.(о).стовщик, зар.(о).сли, прил(о)..жение, выр.(а).щенный, .зап(е)реть, расст(и) лать

5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) исцарапанный                                         3) надолго

2) придумывая                                             4) выходец

6.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?

1) надпись, надежность                              3) надуманный, надоедать

2) надрез, надомник                                    4) надрубка, надкусить

7. Выпишите слова, которые не имеют антонимов.

Жизнь, добро, коллекция, радоваться, ромашка, утро, восемь, карбюратор, здоровье, апелляция, дельтаплан, сын.

                           Ответы к заданиям к тексту.     I вариант

А1.  Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему громадная Россия уже не одно столетие поминает Ф.П.Гааза"?»

2) Ф.П. Гааз всю свою жизнь делал добро, относился с  состраданием ко всем людям, даже к тем, кто был преступником.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жизнь» (предложение 4).

3) деятельность человека в тех или иных её проявлениях

А3. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

4) (17)Всё это вызвало недовольство, раздражение и ироническое отношение людей, считавших, что арестанты не заслуживают сострадания. (18)А Фёдор Петрович говорил: «…Пусть они грешные, пусть есть преступные и даже злодеи, но все они люди… Крещёные люди».

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

набирая

   В2. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

1,2,3

II вариант

А1. Почему жизнь арестантов была невыносима?

3) Арестанты жили в мрачных, сырых камерах, путь по этапу они совершали нанизанные на железный прут, поэтому часто сбивались с ног…

A2. Как характеризует Ф.П. Гааза информация, заключённая в предложении 1?

1) Ф.П. Гааз был настоящим христианином, стремился спасти ближнего, облегчить его страдания.

А3. Укажите предложение, в котором содержится АНТИТЕЗА

4) Во все времена года на этой могиле и сейчас лежат цветы – не официальные венки, а живые, чаще всего скромные букетики ландышей, ромашек.

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

набирая

В2. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.    3

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие

контрольная работа по русскому языку за 1 полугодие в 5 классе...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за I полугодие

Проверка знаний по изученным разделам русского языка...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за I полугодие

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе за I полугодие...

Анализ контрольных работ по русскому языку и развитию речи

Анализ контрольных работ и развитию речи 6-7классы в соответствии с ФГОС...

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 6 классе за 1 полугодие

Контрольная работа распечатывается для каждого ученика.1этап .Контрольное списывание.2 этап. Задание по словообразованию имен существительных.3 этап. Морфологический разбор существительного 4 этап. Вы...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе за I полугодие.

В контрольной работе представлены задания по таким темам, как: "Фонетика", "Морфемика", "Лексика", "Орфография"....

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Тесты по русскому языку и культуре речи могут использоваться для текущего контроля знаний обучающихся...