Урок по развитию речи. "Деловое письмо. Объявление"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок развития речи. Деловое письмо.
Тема: «Объявление»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obyavlenie.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Урок развития речи. Деловое письмо.
Тема: «Объявление»
по программе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Цель урока: научить составлять и записывать объявления.
Задачи:
Образовательные:
1.познакомить с композиционными и языковыми особенностями различных видов объявлений;
2.научить отличать объявления от других видов деловых бумаг;
3.тренироваться в составлении и записи различных объявлений;
Коррекционно-развивающие:
1.коррекция слухового восприятия на основе упражнений на внимание;
2.коррекция динамичности восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;
3.коррекция связной речи и фонематического слуха;
Воспитательные:
1.воспитание мотивации к учению.
2.гуманистическое воспитание через любовь и сострадание к животным;
Оборудование:
1.АРМ учителя; проектор, смарт-доска, объявления, презентация, видео (фрагмент м/ф «Двенадцать месяцев», «Крокодил Гена»), аудио (песня В.Шаинского «Пропала собака»), А.М.Шехирева тетрадь по деловому письму для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Словарь: объявление.
План урока:
1.Орг. момент
2.Актуализация опорных знаний и умений.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление.
5.Итог.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята!
-У нас сегодня не совсем обычный урок. Я думаю, что посмотрев на пособия , которые лежат на Ваших столах, вы догадались о чем пойдет речь.
-Итак, сегодня у нас урок делового письма. Мы с вами уже проводили такие уроки.
_Что мы уже научились делать?
Сегодня у нас тоже интересная тема.
-Сейчас я включу песню, а вы прослушайте и попробуйте угадать тему нашего урока.
(звучит фрагмент из песни В.Шаинского «Пропала собака»).
-Вы догадались, какая тема нашего урока.
- А сейчас проверим, верно ли вы догадались.
(коррекционное задание на развитие зрительного гнозиса)
Посмотри на доску, название темы у меня зашифровано. Если вы правильно соотнесете геометрические фигуры, то узнаете название нашей темы.
-Верно, это тема нашего урока. Какие геометрические фигуры изображены? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Какие? Сколько?
2.Актуализация опорных знаний и умений.
-А как вы догадались, что речь идет об объявлении?
-Докажите.
-А где мы встречаемся с объявлениями? (мы их видим, слышим, читаем).
Они повсюду, они вокруг нас. Мы уже не представляем свою жизнь без объявлений.
-Ребята, а как же раньше людям сообщалась необходимая информация, когда ничего не было?
-Давайте посмотрим (ТСО м\ф «Двенадцать месяцев»).(фрагмент , где глашатые читают указ)
-Это были глашатые. У нас в Москве тоже есть такое место. С него раньше читали указы. Где оно находится и как называется? (Лобное место на Красной площади).
-А кто может писать объявления? (люди, организация).
-Скажите. А нравится ли вам, когда объявлениями обклеено все вокруг? Где нужно расклеивать объявления? (на стенде, доске объявлений).
-И у нас в классе есть такая доска. Внимательно посмотрите. Возьмите ручку и листок и запишите номера тех документов, которые, по вашему мнению, объявлениями не являются.
-Почему вы так решили?
3.Изучение нового материала.
Работа в тетрадях:
-Открываем тетради, записываем число и тему урока. Словарь (объявление – звукобуквенный анализ)
Значит объявление – это краткое извещение о чем-либо. А раз это вид деловой бумаги, то оно пишется по определенному плану (НА ДОСКЕ ОБРАЗЕЦ ОБЪЯВЛЕНИЯ).
Вместе составляем план.
ПЛАН:
1.Заголовок.
2.Содержание объявления (мероприятие – время, место, дата)
3.Дополнительные сведения.
4.Адрес или телефон.
-Открываем папки по деловому письму и записываем тему и план.
-Теперь, мы с вами знаем, что должно быть в объявлении. Давайте еще раз вернемся к нашей доске объявлений.
-Мы с вами решили, что здесь остались только объявления. Выберите номера тех объявлений. Которые, по вашему мнению, написаны не совсем верно или в них чего-то не хватает.
-Ребята, а как вы думаете, что нужно, чтобы на ваше объявление обратили внимание, (оно должно быть ярким интересным, читаемым).
-Какие слова чаще всего встречаются в объявлениях?
-Теперь давайте представим, что мы работаем в издательстве журнала про животных. Здесь печатают различные объявления про животных.
-А какие еще журналы вы знаете?
-В интернете, сейчас много различных сайтов про животных, давайте посмотрим.
Сейчас мы с вами поработаем редакторами журнала и составим объявление о животном.
-Но сначала подготовим руку к письму.
4.Физ. минутка.
Устно мы проговорили,
Объявленье, как писать.
А, теперь нам очень нужно.
Наши пальчики размять.
Кто-то, что-то покупает.
Кто-то, что-то продает.
Кто-то с песней выступает,
Кто-то на концерт зовет.
Много разных объявлений существует на земле.
И одно из них составить предстоит тебе и мне.
Объявления писать мы научимся на «5».
Открываем доску и вместе составляем и записываем объявление. (папка по деловому письму)
Объявление.
28 ноября в районе метро Царицино пропала собака.
Порода: мостино. Отзывается на кличку Рэм. Окрас рыжий.
Особые приметы: красный ошейник с цепочкой.
Помогите вернуть друга.
Павлик.
Т: 987-56-43
5.Закрепление изученного:
-Мы с вами вместе составили и записали объявления. А теперь вы сами составите объявления.
1.Первое объявления принесла старенькая бабушка. Она потеряла очки и сделала много ошибок. Давайте поможем ей исправить ошибки.
Подарю, черного, с хвостом, пушистым красивого, длинными котенка, усами, зелеными глазами.
.мисочку, Дам, корм,и.
Петровна, Марфа
-т. 87-345-45
2.Для второго объявления, сотрудники приюта принесли нам фотографии животных, у них нет хозяев. Все они попали к ним в приют по разным причинам.
Помогите им, от Вас зависит судьба этих животных!!!
(включите описание животного, чтобы человек, читающий ваше объявление, захотел иметь его дома).
Ребята составляют и записывают объявления.
-Потом зачитываются некоторые из них.
6.Итог урока:
-Давайте проверим ваши знания по этой теме. Один молодой и очень красивый джентльмен написал объявление. Давайте проверим, верно ли оно написано.
(ТСО м/ф «Крокодил Гена»).(фрагмент, где Гена пишет объявление)
7.Задание на дом;
Сделать все задания по теме «Объявления». (см. рабочую тетрадь А.М.Шехирева «Деловое письмо» стр.18-31).
Самоанализ урока.
Тема по деловому письму выбрана не случайно. Она является одной из самых сложных для детей с нарушением интеллекта, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.
А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами очень важны для интеграции и социализации детей в обществе.
В основе урока лежит принцип коррекционно-развивающего обучения, (т.е. обучения, направленного на исправление дефекта с одновременным развитием механизма компенсации).
Поэтому в урок включено достаточно коррекционных заданий, направленных на практическую подготовку детей, способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.
Тема урока соответствует тематическому плану.
Дидактическая задача определяет тип урока (урок изучения нового материала).
Коррекционные задания несут развивающую функцию.
1 «Сложите из букв кличку» - развитие аналитико-синтетической деятельности.
2. «Соотнеси заголовок» - коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание.
В достаточной мере осуществляется смена видов деятельности, реализация охранительного режима обучения.
Наглядность стимулирует интеллектуальный компонент (ТСО коррекция слухового и зрительного гнозиса).
Соблюдается практическая и коррекционная направленность урока. Отбор материала, необходимого для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе.
Практическая работа осуществляется с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.
Приложение 1.
Разноуровневые задания. (для учащихся II и III уровней).
1.Объявление.
Отдам в хорошие .
Маленькую, пушистую
Цвета, с ушками и глазками. Она
добрая и ласковая.
Очень любит и косточки. Надежный и верный помощник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»
Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....
Элективный курс "Деловая речь. Деловое письмо" 10 класс
Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо» рассчитан на 35 ч и предназначен для учащихся 10-ых классов. Данная программа составлена на основе авторской программы И.Н.К...
Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»
Предлагаемая программа элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо" направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ...
Письмо и развитие речи. Деловое письмо
Конспект по развитию речи...
Т3/31.10.2020/русский язык и культура речи/Деловые бумаги. Деловые письма
Выполнить задания...
Презентация к уроку по развитию речи "Объявление".
Материал к уроку представлен в виде презентации....
Рабочая программа элективного учебного предмета "Деловая речь. Деловое письмо"
Цель учебного курса «Деловая речь. Деловое письмо» – познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составля...