употребление деепричастных оборотов в речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
подобран рразнообразный материал для проведения урока на данную тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ В РЕЧИ.
Цель: 1) формирование навыка разграничения основного и добавочного
действия;
2) конструирование предложений с использованием деепричастных
оборотов для обозначения добавочного действия;
3) конструирование предложений с синонимической заменой;
4) преодоление ошибок в употреблении деепричастий;
5) расширение словарного запаса школьников за счёт включения
в речь деепричастий.
Оборудование: 1) раздаточный материал;
2) тексты художественных произведений.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя .
- Чтение стихотворения П. Чеснокова:
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похоже на глагол!
- Скажите, о какой же части речи мы с вами сегодня будем говорить?
(О деепричастии)
- Верно, конечно же, о деепричастии.( Таким образом учитель вводит тему урока)
- Беседа с классом.
- Напомните, как и когда появился термин «деепричастие».
Термин «деепричастие» введён М. Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Значение термина можно объяснить как «причастность к действию».
- Дайте определение деепричастию как части речи.
Деепричастие – часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым. (По учебнику В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы, М.: Просвещение, 1993)
- А что такое деепричастный оборот?
Деепричастие с зависимыми от него словами.
- Вы уже знаете кое-что о деепричастном обороте. Вы можете даже узнавать его в лицо. И для вас не тайна, что не только деепричастный оборот, но и одиночное деепричастие выделяется запятыми. Но сегодня я решила вас удивить. В книге В. Ивановой «Занимательно о русском языке» прочитала о коварстве деепричастного оборота и хочу, чтобы и вы это услышали. ( Выразительно читает заранее подготовленный ученик, текст лежит на каждой парте).
Коварство деепричастного оборота.
Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят… Он не понимал, почему они смеются.
- Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?
Олег молчал.
- Кто сидел у окна? – начинает помогать ему Лилия Ивановна.
- Я, - с недоумением отвечает Олег.
- Кто влетел в окно? – продолжает Лилия Ивановна.
- Воробей, - уже смелее отвечает Олег.
- Ребята, кто же сумеет объяснить Олегу его ошибку?
Как всегда вызвался Толя. Он сказал: « У тебя глагол и деепричастие имеют разные действующие лица, а ведь деепричастие обозначает добавочное действие, сопровождающее действие основного глагола, поэтому у него не может быть самостоятельного действующего лица».
- Молодец, Толя, логично! – похвалила Лилия Ивановна.
- А как же сказать правильно мою фразу? – не сдавался Олег.
- Я могу исправить, - сказала Таня. – Нужно её переделать в сложное предложение: Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей.
- Слово учителя.
- Не случайно мы прочитали эту сказку. Сформулируйте более точно тему нашего урока.
Употребление деепричастных оборотов в речи.
- Запишите тему урока.
- Работа по теме.
- Посмотрите на доску. Здесь записаны предложения. Проанализируйте и сделайте вывод, где и почему допущены ошибки.
- Он не думал, что совершает подвиг. Закрывая своим телом амбразуру.
( Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол – сказуемое, обозначающий основное действие, поэтому вторая часть предложением не является: в нём нет основы, деепричастие сказуемым быть не может).
- Скрестив руки и улыбаясь, зрачки Малюты, казалось, сжимались и расширялись.
( Деепричастие обозначает действие того же лица или предмета, что и сказуемое. Получается: зрачки сжимались и расширялись, они же скрестили руки, они же улыбались).
Вывод ( учитель вместе с учащимися делает вывод): когда конструируешь деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее).
- Перед вами лежит карточка № 333, нам необходимо доказать, что деепричастные обороты употреблены неверно, исправить и записать в исправленном виде.
- Придя в лес, солнце село.
- Проходя мимо памятника, чувство гордости охватывает нас.
- Не успев моргнуть глазом, налетела туча.
- Вернувшись на стройку, было ещё темно.
- Улетая из города, температура была под ноль.
- Не каждого, покупая траву в аптеке, посещала мысль о том, как трудно её собирать.
- Окончив школу, перед каждым встаёт вопрос о выборе профессии.
- Учителя должны работать в содружестве с семьёй. Заглядывая в прошлое и мечтая о школе будущего.
- Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям.
(Учащиеся исправляют предложения и под руководством учителя записывают в исправленном виде).
- А теперь обратимся к рассказу А.П. Чехова «Жалобная книга», выразительно прочитаем его. ( Текст рассказа у каждого ученика)
Жалобная книга.
Лежит она, эта книга, в специально построенной для неё конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера?!»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я – морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
«Кто писал, не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо, а также и насчёт жандарма Клятвина который меня грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает моё поведение. Конторщик Самолучшев».
«Никандров социалист!»
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка…(зачёркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущён до глубины души следующим… (зачёркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачёркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М.Д.».
«Господа! Тельцовский шулер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай, жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Д ьякон Духов».
«Лопай, что дают»…
«Кто найдёт кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Добродетелью украшайтесь».
«Катенька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
«Хоть ты и седьмой, а дурак».
1884
- Найдите место, где автор неправильно употребляет деепричастный оборот.
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
- С какой целью, по-вашему, писатель неправильно употребляет деепричастный оборот?
В произведении Чехова комический эффект создаётся неправильным употреблением деепричастного оборота.
- Работа с доской. На доске написано высказывание Чарльза Диккенса.
Один из героев Чарльза Диккенса отличался своеобразным юмором. Вот образец его высказывания: «Сначала дело, потом удовольствие!» - так сказал Ричард 3,убив дядю и принимаясь за племянников. В русском переводе юмор передаётся так: добавочное действие, выраженное деепричастием, оказывается важнее основного, что и даёт всему высказыванию неожиданный поворот. Попробуйте продолжить в том же духе! Глагол сказать замените синонимами.
- «Молодым везде у нас дорога!» - (сказал) Волк,…
- «Люблю козлика!» - (сказала) бабушка,…
- «Ни дня без строчки!» - (сказала) тётя Варя,…
- «Будет хлеб, будет и песня!» - (сказал) артист,…
- «Возьмём языка!» - (сказали) разведчики,…
(Ученики самостоятельно выполняют задание, а потом проверяют вместе с учителем).
- Работа в группах – редактирование сочинения.
(класс делится на 6 групп, каждой группе предлагается текст сочинения, задание: найти и исправить все ошибки, записать в исправленном виде. Впоследствии работа проверяется под руководством учителя)
Сочинение
Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоём в виде озера. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав её и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно.
- Работа с текстом стихотворения Р. Саути «Воды Лодора».
А сейчас я вам прочту стихотворение Р. Саути «Воды Лодора». У вас на партах оно тоже есть.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Как вы думаете, какую роль играют деепричастия в данном тексте?
При помощи деепричастий автор передаёт дополнительные действия падающей воды.
- Какие звуки использует автор?
Дрожащие, свистящие, шипящие. Этот приём называется аллитерацией. Поэт передаёт звуки воды.
- Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?
Количество слогов в строке, расположение слов в тексте – всё это напоминает срывающийся с высоты, всё более нарастающий поток воды.
Вывод: проанализировав данное произведение, мы приходим к выводу, что деепричастие имеет большое значение в речи человека.
- Подведение итогов урока.
- Почему при употреблении предложений с деепричастными оборотами встречается очень много ошибок?
- Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок?
- Какова роль деепричастий в речи?
- Перед вами отрывок из сочинения «Первый раз в первый класс!». Прочитайте его.
«Первый раз в первый класс!»
Я прекрасно помню тот день, когда я впервые пришла в школу. Когда я проснулась утром, я сразу спросила: «Мама, уже 1 сентября? Уже можно в школу»? И мы пошли. Когда мы вошли в школьный двор, то сразу оказались в весёлой пёстрой толпе таких же «первоклашек» с букетами, как и я. Когда я увидела это море цветов, я сразу подумала, что школа – это что-то очень красивое. Мы подошли к учительнице с плакатом «1-А» в руках. Когда я увидела, какое у неё доброе лицо, я ещё больше захотела учиться.
- Понравилось ли вам это сочинение?
Предполагаемый ответ: не понравилось.
- Почему?
Автор сочинения использовал одни и те же синтаксические конструкции.
- Использование однотипных синтаксических конструкции – речевая ошибка, которая называется синтаксическая бедность. Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.
Дома вы попробуете отредактировать данное сочинение, включив деепричастные обороты.
- Домашнее задание.
Отредактировать сочинение, включив деепричастные обороты.
Литература
- Т.Я. Служевская. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. – Санкт-Петербург: Тускарора, 1994
- Б.Н. Головин. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988
- С.Н. Цейтлин. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
- Г.В. Александрова. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург, Тригон, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.
Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...
Ошибки в употреблении деепричастного оборота
Презентация к уроку по теме: "Употребление деепричастного оборота"...
Причастные и деепричастные обороты в речи.
Причастия и деепричастия имеют книжную стилистическую окраску и употребляются преимущественно в стилях книжно-письменной речи.Именно этому и был посвящён урок...
Тема: Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи
Презентация - одна из возможностей использовать богатый, интересный материал, пробуждает любовь к учению. При работе над темой "Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи" необходима....
Употребление деепричастного оборота
Данный материал содержит информацию о правилах употребления деепричастного и причастного оборотов, а также упражнения повторительного характера, связанные с орфоэпическими нормами, нормами управления ...
Нормы употребления деепричастных оборотов.
В презентации представлены нормы употребения дееричастных оборотов. Материал поможет повторить тему, подготовиться к ЕГЭ....
Презентация по теме "Ошибки в употреблении деепричастного оборота", 7 класс
Презентация по теме "Ошибки в употреблении деепричастного оборота", 7 класс...