Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Кузичева Людмила Александровна

Цели урока:

  • учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
  • развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
  • воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.

Форма урока: урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторение по теме

«Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:

  • учебная: проверить знания и умения учащихся по синтаксису и пунктуации;
  • развивающая: выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;
  • воспитательная: учить школьников культуре речи и поведения.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: ватман с контуром волшебной страны, карточки с названиями терминов, жетоны для участников, раздаточный материал, жетоны с изображением настроения.

Ход урока

1. Организационный момент, объявление темы урока и его целей.

Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации.

Чтобы решить эту трудную задачу, мы разделимся на 3 команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Победит та команда, у которой будет наибольшее количество жетонов. Важным условием будет соблюдение дисциплины. Всем понятно? Итак, мы начинаем!

2. Работа по вопросам (повторение теоретического материала). По мере того, как ученики отвечают на вопросы.

  1. Что изучается в синтаксисе?
  2. Какими бывают предложения по наличию грамматических основ?
  3. Какие предложения мы называем простыми?
  4. Какие предложения мы называем сложными?
  5. На какие группы делятся сложные предложения по способу соединения простых предложений?
  6. При помощи чего связаны простые предложения в БСП?
  7. На какие группы делится сложное союзное предложение?

3. Задания для повторения.

Задание 1.

 Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Выпишите именное и глагольное словосочетание. Укажите главные и зависимые слова

 Задание 2.

Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Чем выражено подлежащее и сказуемое?

Смелость города берет.

Город украшает парк.

Что стряслось у них?

Совесть контролер наших поступков.

В каком предложении нужно поставить запятую? 

3. Словарная диктовка.

  (по одному человеку от каждой команды).

Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение,  беседовать., издалека, восклицательный, увлекаться, потому что, до свидания, извините, благодарю.

Задание 4

 Какими бывают предложения по цели высказывания? Что они выражают? Найдите все виды предложений.

Правда – воздух, без которого дышать нельзя.

Найди себе идеал мужества и неотступно следуй за ним.

Как исправить ошибку?

Задание 5

Разберите по членам предложение.

И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

 Физкультминутка.

 Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.

Задание 6

Назовите основные признаки второстепенных членов. Расставьте знаки препинания в предложениях, составьте проверочные схемы.

Листья шуршат  скребутся  лопочут  скачут и качаются на паутинках.

Вздохнула вся земля дома и рощи люди и поля.

Капель на землю падает и сердце радуется весне.

Задание 7

Что такое обращение? Чем оно отличается от подлежащего? Расставьте знаки препинания в предложениях.

Спи младенец мой прекрасный баюшки – баю…

Уж зачем ты алая заря просыпалася?

Наедине с тобою брат хотелось мне побыть.

Задание 8  

 Расшифруйте схемы предложений.

  1. [ ], а [ ].
  2. [ ],(когда …).
  3. А: “П”.
  4. “П”, - а.
  5. [О, …]!

Подсчитываются жетоны. Подведение итогов.

  1. Проверка знаний. Тест по теме “Синтаксис. Пунктуация” (взаимопроверка). /2/

 На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки учитель открывает на доске.

Вариант 1

 1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): 

  • А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
  • Б) Сад отцветал и темнел.
  • В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
  • Г) Лучи солнца греют лицо и руки.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно: 

  • А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
  • Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
  • Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
  • Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно: 

  • А) Музыка в траве приутихла.
  • Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
  • В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
  • Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.

4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены): 

  • А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
  • Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
  • В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.
  • Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?

Вариант 2

 1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены): 

  • А) Река была неглубокая и широкая.
  • Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
  • В) Веселые шутки и смех разносились по долине.
  • Г) Лес пахнет дубом и сосной.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом: 

  • А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким ледком.
  • Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
  • Г) Веселые шутки и смех разносились по долине.
  • Д) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно: 

  • А) Лес пахнет дубом и сосной.
  • Б) Я шагал в соседнюю деревню.
  • В) Герасим запирал каморку на ключ.
  • Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка.

4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены): 

  • А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?
  • Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.
  • В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.
  • Г) Баулин подошел к Леонтьеву и сказал уходите в лес, к озеру.

Ключ написан на доске:

1 вариант - В, Б, Б, Г

2 вариант - Б, Б, Б, В.

Оценка: “5” – 4 ответа,

“4” – 3 ответа,

“3” – 2 ответа.

9. Подведение итогов.

  1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
  2. Что вызвало затруднения?
  3. Над чем еще надо поработать?

Учитель просит каждую команду подсчитать количество жетонов. Побеждает та команда, участники которой набрали большее количество жетонов.

10. Рефлексия. Изобрази настроение.

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В ....

Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

План-конспект урока обобщения материала в 5 классе «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»...

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

«Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» для 5 класса общеобразовательной школы

Тип урока: урок – практикум.Форма урока: групповая.Технология: деятельностного подхода....

Задания для повторения и обобщения темы "Синтаксис и пунктуация" в 6 классе

Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме "Синтаксис и пунктуация" в 6 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для...

Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация"

Материал для закрепления пройденного материла по теме "Синтаксис и пунктуация". содержит задания для закрепления...

Разработка открытого урока в 5 классе. Тема: "Повторение и обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация".

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела "Синтаксис и пунктуация". на уроке были учтены  возрастные и психологические особе...