"Склонение сложных и составных числительных"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему
Разработан по программе Е.В.Бунеева Руский язык 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_slozhnykh_i_sostavnykh_chislitelnykh.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать информацию из таблиц, перерабатывать эту информацию в другие формы (текст, схему), устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.
Знание о языке как основа речевой деятельности: склонять сложные и составные имена числительные, а также числительное полтораста, выделять окончания в формах этих числительных.
Умения различныхвидов устной и письменной деятельности: правильно употреблять разные формы имен числительных.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Языковая разминка с элементами актуализации изученного.
- Прочитайте текст к.№1. Что интересного из него вы узнали?
- Выпишите из него словосочетания с именами числительными (числительные пишите буквами).
Вольфганг Амадей Моцарт, когда ему было 4 года, ещё не умея писать, уже сочинял мотивы. В 12 лет он создал свою первую оперу.
Феликс Мендельсон написал 3 квартета для фортепиано, скрипки и виолончели, когда ему ещё не было 12 лет.
Франц Шуберт в возрасте 18 лет написал одну из самых популярных своих пьес «Лесной царь», которую набросал быстро, только 2 раза прочитав стихотворение.
Никколо Паганини играл на скрипке с 8 лет и в этом же возрасте написал сонату. Михаил Лермонтов начал писать поэму «Демон», когда ему было около 15 лет. В 21 год он создал драму «Маскарад».
- Назовите имена числительные, в которых есть орфограмма на изученное правило.
- Как вы дома представили это правило в виде схемы? (вспоминаем схему-опору с предыдущего урока). Воспроизведите это правило.
III. Постановка основного вопроса урока.
-Посмотрите, пожалуйста, на числительные 6 и 600
- Что общего между числительными 6 и 600? (корень)
- Чем они отличаются? (простые и сложные)
- Какие из этих числительных мы уже умеем склонять? (простые, целые)
- Просклоняйте числительное 6 устно.
- А теперь употребите числительное 600 в форме Р. и Т. падежей (два ученика у доски)
Возникают разночтения
-Какой проблемный вопрос возникает?
Как склоняются сложные числительные? (Записываю проблемный вопрос на доске.)
-Какое по составу получится числительное, если сложить числа 600 и 6? (составное)
-Из каких числительных оно состоит? (сложное и простое)
-Как вы думаете, оно будет совмещать в себе особенности склонения простого и сложного числительных или будет склоняться как-то по-особенному?
-Нам нужно это проверить.
-Тогда что необходимо добавить в проблемный вопрос?
Как склонять составные числительные?
-Сформулируйте цель урока
НАУЧИТЬСЯ СКЛОНЯТЬ СЛОЖНЫЕ И СОСТАВНЫЕ количественные числительные.
-Сформулируйте тему урока
СКЛОНЕНИЕ СЛОЖНЫХ И СОСТАВНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
-Вернемся к нашему числительному 600.
Откройте карточку №2
- Какие по составу представлены числительные? (все сложные)
- Почему у приведенных в таблице числительных выделено окончание? (это части изменяются, значит это окончания)
- Встречалось вам такое раньше? (нет)
-Попробуйте проверить, изменится ли что-то в других сложных словах, например, сложное существительное ЛУНОХОД, СОРОКОНОЖКА, СИНЕГЛАЗКА…
ВЫВОД: Числительное – единственная часть речи в русском языке, которая имеет в одном слове два окончания. В этом ее необычность и уникальность.
-Сравните свои выводы с текстом правила на стр.117 (верхнее).
Попробуйте составить схему этого правила
50-80
200, 300, 400 склоняются обе части
500-900
-Какие окончания у этих числительных? (как у простых, входящих в их состав)
– Обратите внимание на изменение числительного сто в составе сложного слова. Оно изменяется не как простое числительное сто, а как существительное ср.р. село во мн.ч. (сёл – -сот, сёлам – -стам, сёлами – -стами, о сёлах – -стах).
V.Развитие учебно-языковых и правописных умений.
Упр. 204 – развивается умение правильно образовывать формы сложных числительных, выделять корни и окончания, сравнивать их с данными в таблице; употреблять образованные формы в речи.
Выполняется устно.
Упр. 205 – развивается умение употреблять в тексте формы сложных имён числительных с корнями -десят- и -ст-, правильно писать окончания количественных числительных, обозначать орфограмму в них.
Письменно записываются только формы числительных.
-Запишите словами числительное 250
-Какое это числительное по составу? (составное)
-Попробуйте его просклонять (устно)
-Какой вывод можно сделать?
У СОСТАВНОГО ЧИСЛИТЕЛЬНОГО СКЛОНЯЮТСЯ ВСЕ СЛОВА
-Проверьте свои предположения в учебнике (стр.117)
Упр. 206 – развивается умение склонять составные имена числительные. Ученики работают в группах (каждая группа склоняет одно числительное).
– Сделайте вывод о склонении составных числительных.
Чтение текста в рамке после упр. 206.
Упр. 207 – развивается умение правильно образовывать формы составных числительных, выделять окончания, употреблять их в составе словосочетаний. Выполняется письменно.
Упр. 209–210 – знакомство с количественным числительным полтораста, его склонением; умение склонять числительное полтораста с существительными.
Выполняется устно.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова темы. (Имена числительные, сложные
50–80, 200, 300, 400, 500–900, два окончания, составные, полтораста.)
– Укажите особенности их склонения.
– Чему научились на уроке, какие умения развивали?
– Какие трудности встретились?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?
– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).
VII. Домашнее задание.
1. Выучить по таблицам склонение сложных числительных; представить в виде схемы склонение изученных на уроке числительных (сложных и составных).
2. Упр. 211.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Простые, сложные и составные числительные" (6 класс)
Презентация к уроку в 6 классе "Простые, сложные и составные числительные" по программе В.В.Бабайцевой...
Методическая разработка урока по теме "Склонение сложных и составных количественных числительных" (6 класс, Образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока по технологии проблемно-диалогическгого обучения...
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Презентация урока русского языка в 6 классе по теме "Простые, сложные и составные числительные"
"Простые, сложные и составные числительные" (презентация)...
Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)
Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...
Разработка урока по русскому языку по теме "Склонение сложных и составных числительных"
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цель:повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи....