Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Русский язык 5 класс. Урок-открытие нового знания в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку
Тема урока: «ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я»
Класс: 5 «А»
Предмет: русский язык
Учитель: Балдина Ольга Александровна
Тип урока: открытие нового знания в условиях реализации ФГОС.
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).
УМК: Русский язык 5 класс под редакцией М.М.Разумовской
Цели урока:
Предметные:
- Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся.
- Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник, обобщающие таблицы, проектор
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проверяет готовность учащихся к уроку. 2. Создаёт эмоциональный настрой на урок, читая стихотворение Слайд 2-3 У алфавита миллиард прочтений, А букв всего лишь тридцать три. Он – разум истины и колыбель решений, Творит из букв свои следы. (Б. Сердюк) | Подготовка класса к работе. | Личностные: умение организовывать себя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. На прошлых уроках мы с вами начали рассматривать раздел русского языка, который изучает буквы и звуки (фонетика). б) Сколько букв в русском алфавите? г) Чем отличаются буквы от звуков? д) Сколько гласных букв в русском языке? А звуков? е) Почему гласных букв больше, чем звуков? 2. Сказка об упрямых звуках Слайд 4 | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися………….. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выдвигает проблему На какой вопрос вы не смогли ответить? Почему? Какова будет тема нашего урока? - Чему мы сегодня должны научиться? Задача: узнать, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука. 2. Построение проекта выхода из затруднения. Задание: Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры.
Совпадают ли ваши выводы с выводами учебника? Слайды 5-8 | Формулируют вопросы: -В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука? Делают вывод: тема урока…(коллективное формулирование темы урока). Двойная роль букв е, ё, ю, я. (Окончательный вариант темы записывается на доске и в тетрадях). Формулируют правило, сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике. Составляют алгоритм двойной роли букв е, ё, ю, я. (коллективное формулирование правила - алгоритма.)
| Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1. Сколько букв и сколько звуков в следующих словах? Слайд 9 -10 Юг, ясный, ем, вёз, вяз, поезд, каюта, лес, вьюга, люк, земля, чеснок, лёгкий, мясо. Задание 2. Контролирует выполнение задания В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук. Слайды 11 - 12 Ёжик, лень, шлюпка, люлька, юбка, споём, речка, вьюн, листья, село, семь, вёл, ёлка, юла, Люба, ель.. Физкультминутка Слайд 13 - Если в названных словах гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают один звук, то 1 команда хлопает один раз в ладоши, если два звука, то вторая команда топает два раза. Дождя, буря, вьюга, съезд, весна, лён, ружья, воробей, знания, метель, лес, каюта, съёмка, ярко, подъезд, юла Задание 3. Упражнение – загадки. Слайд 14 Отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг) Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь) | Работают по алгоритму. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.
Работа в группах Группы обмениваются работами, проводят взаимопроверку, исправляют ошибки Отгадывают загадки | Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: работа в группе, выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Личностные: оценивание усвоенного содержания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тест Слайды 15- 25 Организует деятельность по применению новых знаний. Предлагает выполнить тест | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Личностные: оценивание усвоенного содержания Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я). - Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков). -Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6). - Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука). -Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. |
| Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждый ученик сам выбирает, какие задания он будет выполнять ДМ № 1 Задание 1. Закончите начатые предложения. Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если находятся ______. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если находятся ___. Задание 2. Заполните таблицу.
Ёрш, ярко, костёр, маяк, шофёр, каюта, съел, вьюн, люди, ещё, пятна. ДМ № 2 Задание 1. Закончите начатые предложения. Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, если находятся ___. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если находятся _______. Задание 2. Прочитайте. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительных Ъ и Ь. Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих позициях? После тяжелого подъема останавливаемся на привал вблизи ледников. Солнце слепит и слепит глаза. Резкий, дующий с вершин ветер обжигает лицо. Обширная, неохватная глазом долина раскрывается внизу. В дымке тумана видятся голубая гладь озера, сплетения и узлы гор, зеленые склоны и пастбища, которые граничат с ледниками. Грандиозною, недоступною кажется сверху горная страна. Вершины и хребты гор накрыты вечными снегами. Опытный спутник и проводник с привычной распорядительностью устраивается на привал. Его не волнует, не трогает необычайная для нового зрителя чудесная панорама. Привычными руками расседлывает и стреноживает он усталых лошадей. Под навесом голой скалы синей струйкой взвивается дым костра. С необычайной быстротою наступает ночь в горах. (103 слова) (По И.С. Соколову-Микитову) | Выбирают задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....