Дело о пропавшей бандероли
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Зайнуллина Галина Файзулловна

конспект урока русского языка по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delo_o_propavshey_banderoli.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Дело о пропавшей бандероли»

Морфологический разбор существительного

Цели урока: Закрепление умений в распознавании и написании имен существительных.

Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.

Ход урока.

1. Орг.момент.

- приветствие.

- проверка всего необходимого на уроке. Показать учебник, тетрадь, ручку, карандаши, дневник.

2.

- Сегодня мы с вами станем настоящими детективами. Майор Томин с Петровки,38 отправил с лучшими спецагентами важную сверхсекретную бандероль Шерлоку Холмсу. Но профессор Мориарти не дремал, и трое его бандитов захватили суперагентов и завладели ценным грузом. Нам предстоит решить несколько головоломок, разоблачить похитителя и выполнить ответственное поручение майора Томина: помочь его спецагентам доставить секретную бандероль.

- Как же мы будем искать злодеев? Чем отличаются иностранцы? (Акцентом)

- Совершенно верно, иностранцы говорят по-русски неправильно.

А) Орфоэпическая разминка.

- Найдите ошибки в произношении и исправьте их.

алфАвит, воротА, звонИт, инженЕры, килОметр, нАчать, полОжил, столЯр, углубИть, цЕмент.

Проговорить правильный вариант хором.

Б) Орфографическая разминка.

- Писать правильно они тоже не умеют. Выберите проверочное слово, подчеркните его, обозначьте орфограммы.

Уд_вительно (диво, дева), м_нять (мина, замена), л_пить (липко, лепка), подч_щать (честь, чисто), л_нивый (лень, линька), скр_пучий (скрепка, скрипка), м_стерить (мост, мастер).

- Нам дали только одну подсказку: главарь похитителей – Имя существительное. Как же его узнать? Сегодня мы составим фоторобот бандита, чтобы безошибочно его опознавать.

- Для начала мы должны одеться как спецагенты.

Заполнить таблицу Одеть-надеть (устно)

ШЛЯПА, БРАТ, ПАЛЬТО С ПРИПОДНЯТЫМ ВОРОТНИКОМ, ПЕРЧАТКИ, КУКЛА, СЕСТРЕНКА, ТЕМНЫЕ ОЧКИ

- какая грамматическая категория имени существительного помогла нам правильно выполнить это задание и одеться как настоящие спецагенты? (Категория одушевленности-неодушевленности)

- Дальше мы должны отправиться туда, где последний раз видели похищенных.

Суперагенты майора Томина договорились встретиться в кафе снежинка  неподалеку от гостиницы космос. Один в руках должен был держать  газету правда, другой – газету труд.

- Найдите и исправьте допущенные ошибки. В чем они заключаются? Что нужно знать, чтобы эти ошибки исправить? (Собственные-нарицательные существительные)

- Нам открылась следующая примета главаря похитителей – нарицательное-собственное.

- Спецагентов видели в гостинице «Космос». Смотрите, в гостиничном номере запертый шкаф, из которого доносится шум. Надо добраться до ключа.

(устно, по цепочке) Плющ?, рож?, трудных задач?, много туч?, смерч?, меч?, полноч?, ключ?.

Что нам нужно сделать в этом задании? (Определить, где Ь пишется, а где – нет.)

С помощью какой приметы мы смогли добраться до ключа? Склонение

В шкафу связанные суперагенты, поможем им.

Бандиты снова от нас ускользнули, но оставили надписанную упаковку для бандероли. Какой коварный план: неправильно подписать бандероль, чтобы она не дошла по назначению. Подпишем правильно, заодно и вспомним правила оформления корреспонденции.

1 вариант Куда: бейкер-стрит, 221-б лондон, англия,

Кому: мистер шерлок холмс

2 вариант Откуда: петровка, 38, москва, россия

От кого: майор томин

Кто быстрее, оба варианта.

Итак, суперагентов мы спасли, адрес исправили, теперь нужно перехватить бандитов и забрать у них бандероль. Мы потеряли много времени. Займемся делом! Посмотрите, как изменяется слово «дело», какие признаки существительного открываются в этом задании? (падеж, число)

  1. Дело шуток не любит. (И.п.)
  2. Дело знай, а правду помни. (В.п.)
  3. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
  4. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
  5. По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
  6. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
  7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

Спецагенты, пока были в плену, подслушали коварный план похитителей, на границе они разделятся, настоящая бандероль будет в руках у злого Имени существительного, двое других злодеев будут просто отвлекать.

Подозрительные личности пытаются проникнуть за границу в составе туристических групп.

1. Зло не остается безнаказанным.

2. Его лицо зло.

3. Он посмотрел зло.  Записать в тетради

Во-первых, определим, какое грамматическое значение имеет слово зло в каждом предложении.

1. (Что?) Зло не остается безнаказанным. (Предмет)

2. Лицо (каково?) зло. (Признак предмета)

3. Он посмотрел (как?) зло. (Признак действия)

Во-вторых, определим, какие морфологические признаки оно имеет, как изменяется?

1. что? злО, чего? злА, чему? злУ

Слово среднего рода, 2 склонения, изменяется по падежам.

2. Лицо злО. Улыбка злА. Лица злЫ.

Слово изменяется по родам и числам.

3. посмотрел злО; посмотрела злО; посмотрели злО.

Неизменяемое слово, окончания не имеет. –О – суффикс.

В-третьих, определим его роль в предложении.

1. Подлежащее.

2. Сказуемое.

3. Обстоятельство.

Вывод:

1. Зло – имя существительное.

2. Зло – имя прилагательное (краткое)

3. Зло – наречие.

Посмотрите на слайд, полный ли это фоторобот существительного?  О чем мы еще сказали в рассуждении? Каким образом мы можем объединить признаки существительного?

Поймали бандитов, но бандероль у них в кейсе с шифром. Чтобы открыть, надо списать предложения, раскрыв скобки, и указать, какой частью речи являются однокоренные слова.

Он сделал это (на)зло мне.

(На)зло нельзя отвечать злом.

Итак, для каждого слова в нашем языке мы можем составить фоторобот, по которому точно установим, какой частью речи слово является.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

I. ЧАСТЬ РЕЧИ. ВОПРОС. ОГЗ.

II. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: начальная форма (И.п., ед.ч.); собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение; падеж, число.

III. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

  • 1. Зло – сущ. (что?)
  • 2. Н.ф. – зло; нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в вин.п.
  • 3. Отвечать (на что?) на зло.

Индивидуальные задания на карточках.

Рефлексия. Оцените свои знания по теме «Морфологический разбор существительного». Заполните лист самоконтроля, если вы умеете определять перечисленные признаки существительного поставьте «+», если иногда возникают затруднения – «+-« ,  не умеете определять признак «-«.

Кстати, вы хотите узнать, что же было в бандероли, которую мы помогли доставить? Праздничный торт! 125 лет назад английский писатель Артур Конан Дойль написал свой рассказ «Этюд в багровых тонах», в котором впервые появился знаменитый детектив. Поздравляем знаменитого детектива с Днем рождения!

 

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

В поисках пропавших предков

"В поисках пропавших предков" - так назывался сайт, посвященный генеалогическим исследованиям. Исследование своих "корней", своей семьи сейчас очень востребовано и актуально. может быть, кому-то мой м...

Тайна пропавшего пирога.Клуб выходного дня

Сценарий проведения Клуба выходного дня «Тайна пропавшего пирога» (посвященного чествованию осенних именинников) Ход проведения Звучит фонограмма «Песенки крокодила Гены» (или другой д...

урок английского языка "Дело о пропавшем животном"

Разработка урока предназначена для 4, 5 или 6 классов в зависимости от степени их подготовки. Это урок-обобщение по темам "Внешность" и "Животные". На уроке использованы следующие современные педагоги...

Тема урока СБО: 1. Виды бандеролей. Порядок их отправления. 2. Упаковка. Заполнение бланка.

Тема урока СБО: Виды бандеролей. Порядок их отправления. Упаковка. Заполнение бланка....