Деепричастие как часть речи
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Мазур Тамара Ивановна

Урок объяснения нового материала с использованием элементов технологии критического. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_kak_chast_rechi.docx48 КБ
Файл deeprichastie_kak_chast_rechi.pptx140.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Тема: Деепричастие  как  часть речи.   (Понятие о деепричастии)

Цель:

  1. Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
  2. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие  при  работе в парах);
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа. (слайд 2)

Используемые педагогические технологии:

  •  развитие критического мышления через чтение и письмо,

 Ожидаемые результаты:

  • ученик распознаёт  деепричастия и определяет их грамматические признаки
  • ученик отличает деепричастие от причастия и глагола
  •  ученик понимает роль  деепричастия в предложении

 Методы работы:

  • словесный;
  • метод самостоятельной работы с лексическим материалом;
  • исследовательский;
  • наглядный
  • практический
  • использование компьютерных технологий. (слайд 3)

Ход урока.

I. Стадия вызова.

 Запишите в строчку:

Красиво, вежливо, громко;

Открывать, разложить, прочитав;  (слайд 4)

-А  теперь поиграем.

Игра «Третий лишний».

- Что общего между словами в каждой строке? Подумайте.

-  Обсудите  с соседом по парте, какие морфологические признаки данных частей речи вы знаете, и заполните колонку «Знаю» таблицы (таблицы на каждой парте)

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1.Это наречия. Они не изменяются.

2. Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, спряжение, время

 

 

Проверка

-Какое слово во второй строке  лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.

Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

 1.Это наречия. Они не изменяются.

2. Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, время

Что общего у деепричастия с глаголом и наречием?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие, или какие морфологические признаки имеет? На какие вопросы отвечает?

 

II. Осмысление содержания.

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику §26 (предложен материал для самостоятельных наблюдений).

-Самостоятельное наблюдение (исследование). Работа в парах.

Сравните два предложения:

Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.

Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь.

-Проверка:

В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопрос к другому? (во втором)

В каком предложении выделенные слова обозначают: одно – главное, основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, а другое – добавочное, дополнительное при главном? (во втором)

Каким словом выражено добавочное действие? (улыбаясь)

Это деепричастие

Определите синтаксическую роль деепричастия. (Обстоятельство). Какие вопросы вы задавали?

Какое предложение выразительнее? Какова же роль деепричастий в речи?

Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.

Продолжая работу с учебником, заполните колонку «Узнал новое».

Проверка:

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

1.Это наречия. Они не изменяются.

2.Это глаголы, они спрягаются - изменяются по числам, лицам; у них можно определить вид, время

Что общего у деепричастия с глаголом и наречием?

Почему эта часть речи так называется?

Как изменяется деепричастие, или какие морфологические признаки имеет? На какие вопросы отвечает?

1.Образуется от глаголов;

2.Имеет вид;

3.Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

4. основное действие и добавочное относятся к одному и тому же лицу;

5.Не изменяется, как и наречие;

6. Выполняет  роль обстоятельства, как и наречие.

Вывод: Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются?

              Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются?

               Какова роль деепричастия в речи? (слайд 5)

Индивидуальное задание: составить кластер деепричастия

Пример составленного кластера (слайд 6)

III. Рефлексия

Деятельность учащихся.

Первичное закрепление нового материала.

Устно:

  • Какое слово является деепричастием? Объяснить выбор.  (слайд 7)

1) поглядывая                2) умевший

3) взлететь                      4) стремящийся.

  •  Какое деепричастие относится к несовершенному виду? Объяснить выбор.   (слайд 8)

1) окутывая                           2) набрав

3) одумавшись                      4) не услышав

  • Выберите деепричастие, которое имеет следующие морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное. Объяснить выбор.  (слайд 9)

Уткнувшись, распустив, освещая

Тренировочные упражнения.

Письменно.

  • I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида, II вариант –

 совершенного вида. Обозначить главное слово. (слайд 10 - 11)

1) ликуя от радости  I

2) набив ватой  II

3) дивясь ошибке  I

4) махая другу  I

5) выскочив раздетым  II

6) испекши булочки   II

Взаимопровека.

  • Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5.  (слайд 12 - 13)

1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале.

2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.

3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства.

4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.

5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.4

6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.

(шипя, пробили; опутав, повисла; одевшись, потребовал; села, вытянув ноги; ворча и оглядываясь, вошла; не глядя взял)

Самопроверка (слайд). Оцените себя:

  1. Нашел  правильно.
  2. Нашел  неверно.
  3. Вызвало затруднение.

Подведение итогов.  (слайд 14)

  1. Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
  2. Какие признаки глаголов и наречий  совмещают в себе  деепричастия?
  3. Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?

Общая самооценка обучающихся.

Индивидуальное оценивание.

IV. Домашнее задание . Инструктаж. (слайд 17 - 18)

§26  Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке.  

Подготовить  устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

3.Выполнить упражнение №159.

Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий.  (слайд 15 – 16)

  1. Не узнаешь горя – не узнаешь и радости.
  2. Изучаешь прошлое – поймешь настоящее.
  3. Посеешь ячмень – пшеницы не жди.

Для проверки.

Не узнав (сов.в., невозвр.) горя, не узнаешь и радости.

Изучая (сов.в., невозвр) прошлое, поймешь настоящее.

Посеяв (сов.в., невозвр.)  ячмень, пшеницы не жди.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как часть речи. Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления Мазур Т.И ., учитель русского языка г . Челябинск, 2014

Слайд 2

Цели урока : Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие при работе в парах); Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа.

Слайд 3

Используемые педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо Ожидаемые результаты: ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки ученик отличает деепричастие от причастия и глагола ученик понимает роль деепричастия в предложении Методы работы: словесный; метод самостоятельной работы с лексическим материалом; исследовательский; наглядный практический использование компьютерных технологий . Наглядность: Учебник «Русский язык 7 класс» авт. М. Т. Баранов и др. Компьютер (презентация)

Слайд 4

Запишите в строчку. Что общего между словами в каждой строке? Подумайте. Красиво , вежливо, громко ; Открывать, разложить, прочитав ;

Слайд 5

Вывод: Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются ? Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются? Какова роль деепричастия в речи?

Слайд 6

Пример кластера Деепричастиее Самостоятельная часть речи Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом ; От наречия: неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль От глагола: в ид , возвратность

Слайд 7

Какое слово является деепричастием? Объяснить выбор. поглядывая умевший взлететь стремящийся .

Слайд 8

Найдите деепричастие несовершенного вида. Объяснить выбор. окутывая набрав одумавшись не услышав

Слайд 9

Выберите деепричастие совершенного вида, невозвратное. Объяснить выбор. Уткнувшись распустив освещая

Слайд 10

I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида, II вариант – совершенного вида. Обозначить главное слово. ликуя от радости набив ватой дивясь ошибке махая другу выскочив раздетым испекши булочки

Слайд 11

Проверим: I вариант × II вариант × ликуя от радости × дивясь ошибке × махая другу набив ватой × выскочив раздетым × испекши булочки

Слайд 12

Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения № 5. 1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале. 2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой. 3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства. 4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед. 5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. 4 6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.

Слайд 13

Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения № 5. 1. Часы, шипя , двенадцать раз пробили в соседнем зале. 2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой. 3. Одевшись , он потребовал от денщика лекарства. 4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед. 5 . Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату . 4 6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки. *Нашел правильно. * Нашел неверно. * Вызвало затруднение.

Слайд 14

Подведение итогов (рефлексия) Какую задачу мы решали сегодня на уроке? Какие морфологические признаки имеет деепричастие? Какую выполняет синтаксическую роль? Каково значение в речи? Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?

Слайд 15

Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий. Не узнаешь горя – не узнаешь и радости. Изучаешь прошлое – поймешь настоящее. Посеешь ячмень – пшеницы не жди.

Слайд 16

Проверим: Не узнав ( сов.в ., невозвр .) горя, не узнаешь и радости. Изучая ( сов.в ., невозвр ) прошлое, поймешь настоящее. Посеяв ( сов.в ., невозвр .) ячмень, пшеницы не жди.

Слайд 17

Домашнее задание. Инструктаж. §26 Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке. Подготовить устный рассказ на тему «Деепричастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры). 3.Выполнить упражнение №159 .

Слайд 18

СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...