урок русского языка в 5 классе Правописание безударных гласных после шипящих
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Правописание безударных гласных после шипящих" составлена с учетом требований ФГОС. Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Личностные : воспитание стремления к грамотной речи и самоопределению; осознание грамотности, как показателя общей культуры человека.
Метапредметные:
а)формировать коммуникативные УДД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;
б) формировать УДД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала;
в) формировать регулятивные УДД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.
Предметные:
а) ознакомление с особенностями правописания о//ё после шипящих в корне;
б) формирование умения выбора, умения обосновывать выбор о//ё после шипящих в корне слова;
в) повторение правописания а,и,у после шипящих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_bityutskoy_n.m.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Битюцкой Натальи Михайловны, учителя русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа №6
г. Алексеевки Белгородской области
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учебник для образовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012;
Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для образовательных учреждений/ А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией А.Ю. Купаловой - М.: Дрофа, 2012.
Тема урока: Правописание гласных после шипящих
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание стремления к грамотной речи и самоопределению; осознание грамотности, как показателя общей культуры человека.
Метапредметные:
а)формировать коммуникативные УДД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;
б) формировать УДД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала;
в) формировать регулятивные УДД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.
Предметные:
а) ознакомление с особенностями правописания о//ё после шипящих в корне;
б) формирование умения выбора, умения обосновывать выбор о//ё после шипящих в корне слова;
в) повторение правописания а,и,у после шипящих.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ЭОР |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к уроку. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: повторение изученного материала | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. 1.Теоретическая разминка по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» 2. Учитель предлагает словарно-орфографическую работу по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»: Организуется взаимопроверка в парах | Дети задают друг другу вопросы. (Фронтальная работа) Выполняют задание в тетрадях, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности. Учащиеся графически комментируют изученную на прошлых уроках орфограмму | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические) | Слайдовая презентация «Эталон для взаимопроверки» |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. | 1.Предлагает детям прочитать скороговорки, а затем ответить на вопросы. У Саши нос в саже, скажи об этом Саше. Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу. В живом уголке жили ежи и ужи. Волки рыщут, пищу ищут. На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? Какая орфограмма встречается в словах? 2.Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Работа у доски и в тетрадях. Вставьте букву: ж…лище жилище ч…йник чайник ш…рина ширина ч…до чудо ш…пот шёпот ш…рох шорох ж…нглёр жонглёр Учитель задаёт вопрос, будут ли данные слова подчиняться одному правилу. | Учащиеся читают скороговорки, отвечают на вопросы и формулируют тему урока. Учащиеся записывают слова. Учащиеся приходят в затруднение: не только и, а, у могут писаться после шипящих, но и другие гласные. Выстроим в строчку слова с гласными О - Ё после шипящих , добавим похожие. Например, щётка, крыжовник, чёлка. Шёпот, шорох, жонглёр, щётка, крыжовник, чёлка. Понаблюдаем, что общего? (После шипящих в корне слова.) Учащиеся ставят цели урока: Выбирать гласную О или Ё после шипящих в корне слова. | Целеполагание ( Р) Постановка вопросов ( К) Самостоятельное формулирование цели , темы (П – общеучебное) Формулирование проблемы ( П – логическое) | |
4. Построение проекта выхода их затруднения Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | 1. Слова с гласными О – Ё записывают в 2 столбика: Ё О шёпот шорох щётка жонглёр чёлка крыжовник Рассматривают 1 столбик. Находят общее. Отвечают на вопрос, что командует этими корнями. (Ударение. Ё всегда ударная) Отвечают на вопрос: Может, во 2 столбике О безударная? Проверяют ударением. (Не всегда.) Делят на 2 столбика Под уд. Без уд. шорох жонглёр крыжовник 2. Изучение материала параграфа 41. 3. Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм) Алгоритм 1. Определю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение. 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если исключение, напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения Е. 7. Если не чередуется, О. | Планирование( Р) Прогнозирование ( Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ( П - моделирование) Сотрудничество в поиске и выборе информации ( К) | Слайдовая презентация «Алгоритм проверки орфограмм» |
5. Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. | 1.Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления: упражнения 422, 424, 425. 2.Учитель организует физминутку. | 1.Учащиеся решают типовые задания с проговариванием орфограмм вслух. Работают в парах. Поочерёдно в парах комментируют эталон. 2. Дети читают слова-исключения: Ряд 2 скандирует: Шорох,шорты и крюшон, Шорник,шомпол,капюшон, Жор,прожорливый,боржом. Ряд 1 скандирует: Шов и шоу, шоры, жом, Шок, крыжовник и мажор, Шоркать, джонка и вечор. Ряд 3 скандирует: Трущоба, чопорный, обжора, Жостово, ужо, Печора- И чокнуться, с судьбой не споря, В северной реке Ижоре. | Контроль ( Р) Оценка ( Р) Коррекция ( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач ( П – общеучебные). Управление поведением партнёра. (К) | Слайдовая презентация «Слова-исключения» |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: контроль знаний | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа . Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Работают в группах. 1 группа Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово. а) жолтый б) решотка в) чёрточка г) жёнглёр д) жокей е) шорох ж) крыжовник з) шопот код: а б г з 2 группа Вставить пропущенную букву. Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вош..л. Хозяин улыбался поч..тному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: ш..лковые ткани и игрушечные ж..кеи на лошадях, вкусные ж..луди из ш..колада и даже ч..рный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и деш..вой расч..ски: денег у него не было. 3 группа Упр. 426 - Запишите скороговорки и подчеркните орфограммы. Самопроверка. | Контроль (Р) Коррекция (Р) Выделение (Р) Самоопределение (Л) | |
7. Рефлексия деятельности Цель: закрепление и коррекция способов действия. | 1.Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Учитель даёт задание на дом. | 1.Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 2.Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение после урока. Объясняют, изменилось ли их настроение в течение урока. Дети выбирают варианты ответов: -чувствую себя очень хорошо - чувствую себя очень плохо -ничему не научился -многому научился
Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала:
| Умение выражать свои мысли ( К) Рефлексия ( П) Смыслообразование ( Л) | Слайдовая презетация «Рефлексия», «Домашнее задание» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: "Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже"
Цели:Обобщить знания об окончаниях существительных 1, 2 и 3- го склонения в дательном падеже.Развивать навык правописания имён существительных в родительном падеже, развивать творческое мышление...
Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"
1. Организационныйы момент2. Работа с пословицей (настрой детей на работу).3. Постановка проблемы урока (вопросы, помогающие детям определить тему урока).4. Беседа по вопросам учителя.5. Работа над те...
Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных
Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...
Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...
Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс
данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Конспект урока...
Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...