Дифференцированный подход в обучении.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Тарасова Ольга Николаевна

Одна из серьезнейших проблем школы - снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. В классах, где я работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль текста, свертывать информацию до ключевых слов. Опыт работы показал, что именно дифференцированный подход в обучении формирует самостоятельность и активность учащихся в учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podkhod_v_obuchenii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный  подход в обучении.

     Одна из серьезнейших проблем школы - снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. В классах, где я работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль текста, свертывать информацию до ключевых слов. Опыт работы показал, что именно дифференцированный подход в обучении формирует самостоятельность и активность учащихся в учебной деятельности.

     Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

     Понятно, что такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей, хороших результатов.

     В чем сущность инновационного опыта?

     Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников.

     В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

     Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

     Третью группу образовали ученики “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

     Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

     Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:

1) уроки общего разбора темы;

2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

3) уроки-практикумы;

4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).

     Критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:

•        наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

•        использование проблемных творческих заданий;

•        применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

•        создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

•        сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

•        обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

•        стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

•        оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;

•        отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;

•        при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

     В процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.

      Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

     Данный опыт имеет общеметодический уровень практической направленности. Его результаты имеют большую практическую значимость при организации учебно-воспитательного процесса.

Результаты использования дифференцированного обучения на уроках русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....