Тексты диктантов для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Тексты диктантов для 5 класса на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_po_russkomu_yazyku.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к рабочей программе
по русскому языку
для 5 класс.
Входной контроль. Диктант №1
В деревне.
Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнышка. Небо прозрачное, с легкой прозеленью, будто морская вода.
А потом набежит ветерок дохнет прямо в лицо свежим печеным хлебом.
Вот и дымок синей ленточкой потянулся из труб. Настало утро в деревне.
Петя и Вася с удочками и ведерком для рыбы вышли на крыльцо. Мешкать нечего, нужно бежать на речку.
Миновали деревню. По узенькой стежке вышли в высокий конопляник, будто в густые зеленые джунгли. По кладышкам возле мельницы перебрались на другой берег, в луга.
(По М. Пришвину)
(85 слов)
Грамматическое задание:
Сделать фонетический разбор слов: ленточкой, стежке
Контрольный диктант №2
На опушке.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.
(82 слова)
Грамматическое задание:
Графически объяснить написание безударной гласной в корнях глаголов.
Синтаксический разбор предложения « Отсюда она направляется в далекий путь»
Разобрать слова по составу: молодого, цветочки
Подобрать однокоренные слова к слову «удивительных».
Контрольный диктант №3.
В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за шишками.
В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опенки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.
Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.
Шустрая белка – самый веселый и проворный зверек в наших лесах.
(По И. Соколову-Микитову )
(83 слова)
Грамматическое задание:
Синтаксический разбор последнего предложения
Разбор трех словосочетаний (на выбор)
Административная контрольная работа.
Диктант №4.
Дуб.
Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли.
(109 слов)
Грамматическое задание:
1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».
2. Морфологический разбор слова «кормятся»
3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»
Диктант №5
Весна.
Небо над головой весеннее, голубое. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землей кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат веселые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Проснись, поиграй с нами, река».
Идет весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, теплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лед. Солнце забирается в трещины, и них вспыхивают голубые, зеленые, желтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Все живое, все растения приветствуют весну.
Грамматическое задание:
Морфологический разбор слова «в полях» (из 2 предложения)
Синтаксический разбор предложения «В полях бегут шумные и говорливые ручейки».
Контрольный диктант №6.
Фомка и Барин.
По дороге топал еж. Он меня заметил и свернулся клубком. Закатил я колючего зверька в кепку. Принес домой и назвал Фомкой.
В комнате Фомка развернулся, громко забарабанил ножками по полу. Вскоре гость нашел за печкой старый валенок и забрался в него. А на том валенки любил дремать рыжий кот Барин. Всю ночь до рассвета кот гулял, а утром прыгнул за печь. Вдруг Барин выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. А из валенка выкатился колючий клубок. Со страху кот прыгнул на шкаф, и я подумал: «Теперь тебе, Барин, спокойной жизни не будет». Но через неделю еж и кот уже частенько ужинали вместе. (103 слова)
Грамматическое задание:
Выпишите 5 слов, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Синтаксический разбор предложения «Закатил я колючего зверька в кепку».
Морфологический разбор слова «Фомкой».
Разобрать слова по составу «рассвета», «колючего», «закатил».
Промежуточная итоговая аттестация. Диктант №7
Ольха.
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.
Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней. (99слов)
Грамматическое задание:
Разобрать слова по составу «переносится», «длинные», «посещают».
Морфологический разбор слова «(в) парках».
Синтаксический разбор предложения «Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах».
Фонетический разбор слова «сережки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к ведению тетрадей по русскому языку. Объем текстов диктантов для 5-9 классов.
Требования к соблюдению орфографического режима в тетрадях по русскому языку. Методические рекомендации по оценке устных ответов и письменных работ учащихся....
Тексты диктантов для итогового контроля в 5-8 классах
Материал содержит тексты разных стилей для проведения итогового контроля в 5-8 классах с грамматическими заданиями к ним...
Сборник текстов, диктантов и изложений на экологические темы для 5-7 классов.
Сборник предназначен для проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку с 5 по 9 классы общеобразовательной работы и составлен с учетом современных действующих программ. Сборник охватыва...
Текст диктанта "У ворот Дании" 9 класс
Диктант в 9 классе по теме "Повторение изученного в 9 классе...
Тексты диктантов и проверочных работ для учащихся 5 класса
Тексты диктантов и проверочных работ предназначены учителю в соответствии с программой коррекционной школы 8 вида.В сборнике представлены разнообразные виды диктантов.В темы сборника включ...
ПОДБОРКА ТЕКСТОВ ДИКТАНТОВ ИЗ ФРАГМЕНТОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. 8 класс
Представленный материал сгруппирован по темам в соответствии с программой курса за 8 класс средней школы по русскому языку.Данная подборка текстов предназначена для организации промежуточного и...
Текст диктанта (или изложения) об Илье Муромце в 7 классе.
Изучение в 7 классе сведенй об Илье Муромце целесообразно на уроках как литературы, так и русского языка....