Орфографическая работа на уроках русского языка в 6-9 классах.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Материал для работы на уроках русского языка по повторению орфографических правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfografiya.pptx | 304.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правописание сложных слов с корнем пол-, полу-. Запомните: сложные слова могут быть образованы соединением корня пол- (половина) и существительного в родительном падеже. После корня пол- ставится дефис: а) перед всеми гласными и согласной л; б) перед прописными (заглавными) буквами. Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно. Вставьте пропущенные буквы. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Новосибирска, исходить (пол)России, быть (пол)года в экспедиции, об..ехать(пол)мира, обойти (пол)города, скосить (пол)луга, исп.. сать (пол)листа, проплыть (пол)Оби, отстать на (пол) очка, (пол)жизни провести в пут.. ше .. ствиях , сделать (полу)оборот, уч .. ствовать в (полу)финале.
Приставки пре- и при-. Пр..осторожно, пр..остановить, пр.. ступник , пр..искусный кузнец, пр.. граждать дорогу, пр..одолеть все пр.. пятствия , все пр..грады, пр..обладающая отр .. сль хозяйства, пр.. непр .. ятное известие, пр.. чудливые формы, пр.. сутствовать на встрече, таинственные пр.. ключения , старенький пр.. ёмник , пр..вокзальная площадь, пр..добрый дедушка. Пр..делать крючок к вешалке, пр..открыть ворота, пр..озёрный край, мягкое пр.. земление , пр..соединиться к группе детей, пр..мыкающий к школе сад, пр..вскочить от радости, пр..щурить глаза, сделать пр.. вивку , дать пр.. сягу , искатели приключений. Не пр..увеличивайте опас .. ность , пр..исполниться радостью,пр ..рвать б.. седу , пр..одолеть трудности, непр .. одолимое желание, пр..возмочь недомогание, пр..бывать в тоске и страхе, пр..даваться восп .. минаниям , пр.. граждать путь, пок ..рать пр.. дателя , бе ..пр.. рывные дожди, странное пр..вращение, не пр.. небрегайте с.. ветами врача, пр..занятой человек, пр..красный день, пр..рвать б.. седу , пр..сечь ссору, пр..сер.. ёзное занятие.
Корни с чередующимися гласными. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните правописание. Соб .. ру яблоки, бл ..стать успехами к.. саться рукой, выт.. реть доску, заж .. гательный танец, лёгкое пр..к.. сновение , подб .. ру книги, оп.. реться о стену, изл ..гать свои мысли, зам.. рающие звуки, пол..жить в ящик, бл .. стеть на солнце, пр..к.. саться к цветам, сг ..рели дотла, заг ..рели на солнце, уг .. рный газ, подобрали ог ..рок, утренние з .. ри , увидеть з .. рево , встречать з .. рю , наблюдать з .. рницы , оз.. рённый луной, р.. стительность , сл.. жение , сл.. гаемое , подр .. сла , бл ..стать, р..сток, предпол ..гать, прил.. гательное , соб .. раться , расст .. лать , пост..лить, зам..рать, изл .. жение , перел ..жить, разд..рать, зар .. сли , водор .. сли , р..сточек, выр .. щивать , разж .. гал , зап .. реть , прот ..рать, зеп .. реть , Р.. стов,отр .. сль , Р.. стислав , отр .. слевой . Выделить грамматические основы 4, 5, 8, 12 предложений. 1. Солнце к.. снулось края степи.( Сераф .) 2. Прик .. снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал (Л.Н.Т.) 3. Муму едва пр..к.. салась мордочкой до кушанья (Т.) 4. Солнечные лучи к.. саются деревьев. 5. Он почувствовал пр.к.. сновение дружеской руки. 6. Аппарат мчался по к.. сательной . 7. Мы к.. снулись трудного вопроса. 8. А восток всё г.. рит , разг.. рается (Ник.) 9. Хворост заг .. релся от искр. 10. Девочка к.. сается ногами пола. 11. Ярко г..рели листья. 12. Я в.. сной вз ..шла, летом выр .. сла , по з .. рям цв .. ла , в полдень вызр .. ла .
Буквы о, ё ( е ) после шипящих и ц . 1.Бараш_к, галч_нок , девч_нка , книж_нка , овраж_к , пирож_к , реч_нка , рубаш_нка , руч_нка , снеж_к . 2. С багаж_м , с открытой душ_й , кирпич_м , зачерпнуть ковш_м , крыльц_ , под крыш_й , с Кузьмич_м , луж_й , украсить парч_й , плащ_м , пляж_м , рощ_й , этаж_м ниже. 3. Алыч_вое варенье, глянц_вый , грош_вый , груш_вый , камыш_вый , морж_вый , парч_вый , плюш_вый , свинц_вый , холщ_вый , горяч_ спорить, свеж_ . 4. Круглолиц_й девочки, куц_го хвоста, лучш_й доли, могуч_й силы, небольш_го куска, рыж_й лисы, хорош_го отношения, чуж_го человека. 5. Беч_вка , ж_лтый , ж_лудь , ж_лоб , ж_кей , капюш_н , крыж_вник , прич_ска , пощ_чина , прож_рливый , прош_л , пч_лы , реш_тка , сч_т , щ_тка , трещ_тка , чащ_ба , ч_лка , ч_рствый , ч_рт , ч_порный , чеч_тка , ш_лк , ш_рстка , ш_в , ш_кировать , ш_колад , ш_мпол , ш_ссе , ш_тландец , ш_фер , щ_лочь .
Буквы о, ё ( е ) после шипящих и ц . Возмущ_нный , запрещ_н , зараж_н , затуш_вывать , кипяч_ный , напряж_нный , ноч_вка , облиц_ванный , обожж_нный , окольц_ванный , опустош_н , отраж_нный , пританц_вывать , просвещ_нный , ретуш_р , сгущ_нка , стаж_р , танц_вать , увлеч_нный , уч_ный . Волч_нок , вооруж_нный , с врач_м , горош_к , деш_вый , дириж_р , душ_нка , ж_ваный , ж_рдочка , ж_сткий , зажж_нный , замш_вый , зач_т , истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый , лучш_го ученика, маж_рный , моч_ный , солнечным луч_м , обж_ра , облиц_вать фасад, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н , печ_нка , письмец_ , полотенц_ , Пунц_вый , прыж_к , распаш_нка , расч_ска , ситц_вый , с большим стаж_м , трущ_ба , туш_нка , тяж_лый ож_г , хорош_ , ч_лн , ч_рточка , чуж_й вещи, ш_пот , ш_винизм , ш_рох , ш_рты .
Н, нн в именах прилагательных. Листве… ая аллея, костя… ая ручка,экскурсио … ое бюро; гуси… ый клюв; серебря… ый портсигар; журавли… ый клин; оловя … ый солдатик; стекля… ая бутылка; ветре… ый день; масля… ая краска; румя … ое лицо; искре… яя радость; пенсио … ый возраст; таинстве… ая улыбка; обветре … ые руки; бездо … ая пропасть; лимо … ый сок; ра … ий рассвет; каме … ая ограда; песча … ая почва.
Правописание сложных имен прилагательных. ( Девяносто) летний юбилей; (светло) зеленая ткань; (ярко) красный ситец; (бледно) голубой небосклон; ( хлопко ) уборочный комбайн; (древне) русский памятник; (сизовато) голубой дым; (четырех) комнатная квартира; (глубоко) водная рыба; (англо) русский словарь; (мало) известный зверек; ( учебно ) воспитательная работа; (полу) метровая глубина; (черно) глазая девушка; (красно) синий карандаш; (тускло) серые глаза; (иззелена) синяя крапива; (темно) синий шарф; ( вагонно ) паровозное депо.
Не с именами прилагательными. ( Не) обыкновенный талант; (не) стерпимая боль; (не) значительная сумма денег; (не) разлучные друзья; почуять (не) доброе; (не) уклюжие выражения; (не) навистный человек; (не) сокрушимая сила; (не) доступные вершины; отнюдь (не) прочный материал; подарку (не) рад; (не) веселый, а грустный взгляд; (не) подкупная честность; (не) уклюжий щенок; (не) ряшливая каморка. ( Не) рушимая клятва; бормотал что-то (не) внятное; (не) длинный рассказ; (не) правильный вывод; (не) должен унывать; путь (не) близок, а далек; далеко (не) легкая задача; (не) доступная территория; (не) преложное правило; (не) вежливое обращение; (не) подкупная совесть; (не) объятные просторы; (не) угомонный характер; ветер (не) восточный; (не) знакомый человек.
О, е после шипящих в суффиксах имен прилагательных. Камыш…вые заросли; еж…вые рукавицы; кумач… вая скатерть; ключ… вая вода; пищ …вой блок; грош…вый труд; устойч … вая погода; придирч …вый командир; кварц…вый песок; перц …вый пластырь; вещ…вой рынок; неуживч …вый характер; доверч … ый человек; парч … вая скатерть.
Н, нн в именах прилагательных. История таинстве…а; песе … ый мотив; тума … ый день; глиня … ая посуда; мужестве… ый поступок; свяще … ый долг; карма… ый фонарь; петуши … ый крик; утре… ий свет; искре… яя радость; операцио … ый блок; стекля… ая ваза; маши… ая вязка; кожа… ый диван; повесть дли…а; щеки румя … ы ; звери… ый крик; обветре … ое лицо; станцио … ый подъезд; багря… ая осень.
Приставки при- и пре-. Пр…творить окна; пр…бить к потолку; пр… нципиальное решение; пр… старелый человек; пр… ключенческая литература; пр…ехать в Пр… амурье ; пр …терпеться к боли; пр… вратиться в лед; пр…горело на сковородке; пр…щурить глаза; пр…тоненькие ножки; достичь пр… мирения ; пр …следовать противника; пр… зирать трусов; пр…вокзальная площадь; пр…ходящая няня; пр…падать к плечу; пр…манить рыбешку; столовый пр…бор; пр… зирать негодяя; пр…усадебный участок; пр… граждать дорогу; пр…близиться на шаг; пр…катить на велосипеде; радиопр … емник отца; быть камнем пр… ткновения ; пр …хлопнуть муху; пр…творить окно; пр…небрежение к товарищам; пр… влекательная женщина; сидеть в пр… зидиуме ; пр … ветливый юноша; пр…фронтовая полоса; пр…творить дверь; непр … станные ссоры; пр…одолевать все преграды; пр…коснуться к цветку; пр…данный друг; пр… лежный ученик.
Правописание приставок , оканчивающихся на з - и с-. Без… нициативный помощник; вз … гравшее самолюбие; под… тожить сказанное; без… скусный рассказ; рассказать пред… сторию романа; из… скать возможности; пред… дущий отчет; от… грать первый период; сверх… мпульсивный пациент. Ужасная (не) дотрога ; приятная (не) ожиданность ; войска (не) приятеля; (не) истовство бури; (не) попугай, а орел; (не) счастье товарища; таинственный (не) знакомец; сказал явную (не) правду.
Не с именами прилагательными. ( Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант; (не) проглядная ночь; (не) большая программа; очень (не) приветливый вид; (не) исправимый дефект; (не) сбыточные мечты; (не) правдоподобное объяснение; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) обходимые данные; (не) терпеливый тон; очень (не) интересный тип; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) угомонный ребенок; (не) дешевая вещь.
Правописание суффиксов имен прилагательных. Оловя … ая ложка; време … ное явление; сви … ая кожа; кожа… ый пиджак; песча … ый пляж; ути … ое яйцо; каме … ая лестница; осли … ое упрямство; льня… ая скатерть; румя … ая заря; весе…ее солнце; деревя … ый дом; соломе… ая шляпа; легкомысле … ый поступок; пчели … ое жало. Изредка навед … ваться ; проб… вать на вкус; оправд … вать твой поступок; облиц … вать здание; присутств … вать на уроке; погляд … вать в щелку; завед … вать библиотекой; опис … вать картину; рассматр …вал в бинокль; ноч … вать у костра; похлоп … вать по плечу; ступеньки поскрип …вали; обыск… вать преступников.
Правописание сложных имен прилагательных. ( Контр) адмиральские погоны; (тридцати) градусный мороз; ( близо ) рукий юноша; (синие) пресиние глаза; ( плодово ) овощная база; (густо) изумрудное море; (лилово) розовый тон; (фабрично) заводские рабочие; (здраво) мыслящий взгляд; ( северо ) западный ветер; ( электронно ) вычислительный прибор; (дальне) восточный климат; (матово) бледное лицо; (розовато) желтые плоды; (бело) курый ребенок; (железно) дорожная насыпь; (синевато) голубое небо; (васильково) синие глаза; (научно) фантастическая литература .
Правописание наречий. 1. За чашку вина платится в_пятеро , в_шестеро больше, чем в кабаке. [Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома] 2.Нужно видеть мир по_новому . [Ю. Олеша . Записки писателя] 3.Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк . Дурной товарищ] 4.Звонит в парадное крыльцо: фигура аристократическая, костюм, взятый на_прокат , приличный. [В. Гиляровский. Москва и москвичи] 5.Связи прерваны, секрет на_всегда утерян... тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя] 6.Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история] 7.Все шлюпки разбило в_дребезги , в щепки, растрепало по небу и по морю последние остатки. [Б. Житков. Урок географии] 8.А мы ждали тебя до семи часов, потом решили, что ты не приедешь во_все . [А. П. Чехов. Калека] 9.Во_вторых было куда более важно, чем во_первых . (Э. Лимонов. )
Правописание числительных. 1. Испанский художник Гойя за свою жизнь создал 700 картин. 2. П. М. Третьяков в 1892 году передал в дар Москве 1925 произведений искусства. 3. В некоторых городах из-за чумы в 14 веке погибло 56,3 % населения. 4. По энциклопедии это известный русский гистолог, уволенный в 1914 году из Московского университета реакционным министром просвещения Кассо . [Д. Гранин . Зубр (1987)] 5. Я уверен, что вы встретите об_их сестёр. 6. Он вышел из дома с 300 рубл_ 7. Город меняет метрику пространства, и вы согласитесь со мной, что 150 шагов — не одно и то же в городе и в деревне. [Б. Хазанов. Город и сны (2001)] 8. На гербе нашей страны изображён дву_главый орел.
Правописание корней с чередующимися гласными. Бл .. стящий , бл ..стающий, разр ..внять поверхность, ур ..внять в правах, неср .. внимые величины, выг ..рать, подг .. ревший , наск .. чить , ск ..куны, ск .. чок , з .. рницы , оз.. рять , з ..ревой, з .. рянка , распол ..гать, распол .. жение , скл .. ниться , покл .. ниться , притв .. риться , тв .. рение , м.. кать в сметану, пром .. кательная бумага, вым .. кнуть до нитки, вым .. кать лужу тряпкой, выр .. сли , выр ..стали, выр ..щенный, р.. сточком мал, подр .. стковый возр .. ст , ср.. щение , изб.. ратель , соб .. рет , зан .. маться предприн .. мательство м .
Правописание корней с чередующимися гласными. Соб ..рать, зап ..рать, отп .. реть , оп.. раясь , соч..тать, предпоч ..тать, поч .. тный , поч .. таемый , бл .. стеть , бл ..стающий, пробл .. сковый , зам..рать, зам.. рший , прид .. раться , зан .. маться , з .. ря , оз.. ренный , з .. рянка , з .. рничный вым .. кать лужу тряпкой, вым .. кнуть , разр ..внять дорогу р.. внение в строю, ур ..внять в правах, р.. вноденствие , уг .. реть , подг .. ревший , г.. релка , г.. ристый , приг .. рюнился , подск .. чить , ск .. чите быстрее, ск .. чок , неук.. снительно , соприк .. саться л.. ктями , благотв .. рительный , стихотв .. рение , напом .. нать , пл.. вучий , пл.. вец , пл.. вники , пл.. вниковый .
Правописание корней с чередующимися гласными. Разб .. раться , нат .. реть , соб ..рать, изб.. ратель , раст .. рание , проб.. рет , выж .. гает , прир .. щение , подр .. сли , подр ..стали, отр .. слевой , р..сточек, дог..рать, заг ..рать, заг .. релый подросток, з .. рница , з ..ревой, оз.. рённый , з .. рянка , оп.. раться на п..рила, п.. ровать , п.. рьевой , п.. рочинный , непром .. каемый , пром ..кашка, к.. совица трав, к.. согор , прик .. сновение , к.. сательная , р.. внение на передовых, пор.. вняться , подр ..внять волосы, ср.. вняться в выработке, пл.. вучий , пл.. вец , попл .. вок .
Правописание союзов 1. И что_бы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал… (А. Чехов) 2. При_чем сон повторился два или три раза, как будто прокручивали одну и ту же пленку (Е. Шкловский). 3. И в то_же время было заметно, что там, в лавке, тайная торговля водкой уже идет (А. Чехов). 4. Тогда выезжал и старик Цыбукин , что_бы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару (А. Чехов). 5. В его уединенную комнату никогда не заглядывала богатая ливрея, при_том в такое необыкновенное время (Н. Гоголь). 6. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за_точасто присылал с земляками гостинцы и письма (А. Чехов). 7. И для Анисима отыскали то_же красивую невесту (А. Чехов). 8. В деревне такой уж обычай: сын женится, что_бы дома была помощница (А. Чехов). 9. Но дураком меня Господь Бог то_же не уродил: я белое черным не назову; я кое-что то_жесмекаю (И. Тургенев).
Правописание союзов 10. Я-то при_чем здесь? (В. Шукшин). 11. Я их то_же , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит (И. Тургенев). 12. Понимаю так_же и то, что не почитай она себя при смерти, – не подумала бы она обо мне (И. Тургенев). 13. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, и в то_же мгновенье, в нескольких шагах от меня, раздался крик (И. Тургенев). 14. То_же был помещик, и богатый, да разорился (И. Тургенев). 15. Не одним состраданием дышало ее лицо тогда: оно пылало так_же ревностью (И. Тургенев). 16. Он хватает эти нервные руки и, что_бы успокоить их, сжимает в своих ладонях (М. Кундера ). 17. Древние гностики чувствовали это так_же хорошо, как и я в свои пять лет (М. Кундера ). 18. Я понимаю, что товарищу Валикову нанесен материальный ущерб, но объективно я тут ни при_чем (В. Шукшин).
Правописание союзов 19. Все так_же будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега (Н. Клюев). 20. Того ради смотри прилежно, когда что хочешь о других говорить, опасайся, чтобыпри_том слуг и служанок не было (Н. Лесков). 21. Невзлюбила его сноха: а вот за_то , что он никакой не ответственный, не руководитель (В. Шукшин). 22. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что_бы такое приятное сделать снохе (В. Шукшин). 23. Можно допустить так_же , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу (В. Шукшин). 24. Я оставался при_том , что имел (А. Битов). 25. Ах, если так, он в прах готов упасть, что_бы вымолить у друга примирение (А. Пушкин). 26. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за_то время он не издал ни одного звука (В. Шукшин).
Правописание частиц с другими словами. 1. И всякий, выбрав что_нибудь из смеси, Уйдет домой, спасибо вам сказав. (Гёте) 2. Страшно подумать, какой богатой почвой послужило_бы все это для тысячи слабостей, телесных и душевных. (Л. Стерн) 3. Пойду_ка я скорее за священником, пусть он изгонит беса. (Вольтер) 4. Но жизнь течет все в тех_же угрюмых берегах, а огни еще далеко. (В. Г. Короленко) 5. Хотя я невежда и старосветский помещик, а все же_таки , негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями… (А. Чехов) 6. Гостья, принужденная любоваться семейною сценой, сочла нужным принять в нейкакое_нибудь участие. (Л. Н. Толстой) 7. А главное, поди_тка послужи. (А. С. Грибоедов) 8. Он сказал, что вернется, и_таки вернулся! (Из газет) 9. – Ну_с , добрейший доктор, – воскликнул отец шутливо, ибо душевные состояния сменялись у него с непостижимой быстротой (Л. Стерн) 10. Гоненье на весь мир вам все_ж не помешало, Хоть гнусен род людской и так уж вам постыл, Найти в нем кое_что , чем он и вас прельстил. (Ж.-Б. Мольер) 11. Но после этих слов едва_ли есть сомненье, Которому из двух он дарит предпочтенье. (П. Корнель) 12. Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала_де дурно, но что ей_де теперь легче, и что она_де сейчас придет в гостиную. (А. С. Пушкин)
Правописание частиц с другими словами. 14. Хоть она и тайна сила, а все ж_таки девка. Ну, а он парень. (П. Бажов) 15. Меня совершенно не устраивала советская мораль – мне_дескать надо совершить подвиг или какое_нибудь там открытие, чтобы народ запомнил мою личность и потом с этим самымоткрытием_бы и отождествлял. (А. Матвеева) 16. Но завтра я кое_с_кем поговорю, и у тебя больше не будет никаких неприятностей. (К. Грэм ) 17. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все_таки быть счастливым... (Л. Н. Толстой) 18. Обыкновенное времяпрепровождение нашего человека – смотреть, как_бы чего не свистнули, другие – наоборот, и оба заняты. (М. Жванецкий) 19. – Ну_ка , как вы из этого выйдете? – сказал он. (Л. Н. Толстой) 20. Впереди была пустыня, по которой кое_где шевелились кучки наших разъездных казаков. (Л. Н. Толстой) 21. Что_бы я стал с ним делать, если_бы подписавший его нарушил условия? (А. А. Фет) 22. Он давно уже собирался отплатить ему кое_за_что и теперь не хотел упустить случая. (Ф. М. Достоевский)
Правописание частиц с другими словами. 23. – Нет_с , я ничего_с , – подскочил вдруг с виноватым видом штабс-капитан. (Ф. М. Достоевский) 24. Вопрос состоял в том, решится ли он когда_либо расстаться с княжной Марьей и отдать ее мужу. (Л. Н. Толстой) 25. Так как в русском языке почти уже не употребляются фита, ижица и звательный падеж, то, рассуждая по справедливости, следовало_бы убавить жалованье учителям русского языка, ибо с уменьшением букв и падежей уменьшилась и их работа. (А. П. Чехов) 26. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто_то стоит тут за ширмами, в темном углу. (Л. Н. Толстой) 27. Иностранцы возникают потому, что бизнесмены из силовиков никудышные, а бизнесом_таки надо управлять. (Ю. Латынина ) 28. Так_то , граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки. (Л. Н. Толстой) 29. Был, знаете_ли , такой случай. (А. П. Чехов) 30. – Я, правда, говорил, что настоящий порох не так составляется, но это ничего-с, можно итак _с . (Ф. М. Достоевский)
Правописание предлогов Еще бы – публика в_течени_ трех часов следила, как Руслан любит Людмилу, и вдруг под занавес выясняется, что он ее вовсе не любит и разыскивает не ее, а какую-то Таню. (Владимир Высоцкий. О жертвах вообще и об одной в частности) Не_смотря ее пятьдесят лет, в волосах ее не заметно было седины. (А. Фет. Вне моды) Четвертый вопрос, в_завершени_ отведенной для пресс-конференции пятиминутки, задал невзрачный, лысеющий, похожий на бухгалтера, репортер в поношенном журналистском жилете. (А. Проханов . Господин Гексоген ) А на_счет того, что наши горы оскудеть могут, у меня и думки не бывало. (П. Бажов. Рудяной перевал) Вернувшись домой, я узнал, что необходимые средства поступили на мое имя от одного из институтов, заинтересованных в_завершени_ работ, и, таким образом, этот пакет оказался ни к чему. (Б. Левин. Инородное тело) Жили эти супруги очень дружно в_продолжени_ шести лет. (Н. Тэффи. Ревность) Вскоре я услыхал выстрел и в_след за тем голос зовущего меня генерала… (А. Фет. Каленик )
Правописание предлогов Во все время моих скитаний по тюрьмам я старался строго держать себя в руках и никогда не позволял себе в_заключени_ трех вещей: спать днем, валяться на кровати, когда не спишь, и затем – отдаваться этим порывам разнеженности , когда к ним соблазняло одиночество, тоска и порой расстроенные нервы. (В. Короленко. Искушение) В_течени_ семейной жизни генерала Епанчина наступал очевидный переворот. (Ф. Достоевский. Идиот ) Из-за угла на_встречу Семену выходит только что закончивший совещание Сталин. (В. Пелевин. Реконструктор ) Правда, в_отличи_ от многих ему повезло, вернулся, хоть и с нажитым в лагере туберкулезом. (В. Быков. Народные мстители) Катя купила географическую карту и воткнула булавку в_место , где кровь проливает знакомый юнкер. (А. Толстой. Простая душа) – Товарищи, имейте в_виду , остались только пятнадцатые и шестнадцатые номера! (Г. Горин. Что-то синее в полосочку ...)
Правописание предлогов В_место скафандра они уносят на своём брюшке большой пузырь воздуха, которым дышат под водой. (И. Соколов-Микитов. Пауки) «Значит, так, товарищи писатели, – сказал нам генерал в_завершени_ этой короткой сцены. – Завтра вы вылетаете на Сааремаа ». (В. Аксенов. Негатив положительного героя) Смело можно утверждать, что дарование, какое бы оно ни было, явление совершенно случайное в_роде Сусликовых. (Д. Григорович. Капельмейстер Сусликов) В_продолжени_ года она сделала такие успехи во французском языке, что просто невероятно! (И. Панаев. Барышня) Этот хозяин постоянно обирает бедного Карпа, который в_следстви_ того всегда одет весьма плохо. (А. Фет. Контракт) В_виду исключительной важности объекта, мы здесь никого не ставили в известность, положились на ваше содействие. (Г. Владимов . Не обращайте вниманья, маэстро) Они ткали превосходные одежды из шерсти, и умели записывать мысли по_средствомизображения предметов, – это знание они вынесли в крови, как древнее воспоминание исчезнувшей цивилизации. (А. Толстой. Аэлита )
Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С. 1. Посреди леса, на ра_чищенной и ра_работанной поляне, во_вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника») 2. Дверь совершенно бе_шумно ра_пахнулась , и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце») 3. Офицер, ра_горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио … (А. С. Пушкин, «Выстрел») 4. Я _хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра_каялся . (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени») 5. Попробуй в_глянуть на молнию, когда, ра_кроивши черные, как уголь, тучи, не_терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим») 6. Во_вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в_помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра_мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка») 7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе_надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, « Вий ») 8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе_умным лицом, и_царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Правописание разделительных Ь и Ъ. 1. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз_яснения , сделанные в ходе беседы. (А. и Б. Стругацкие, «Дикие лебеди».) 2. Утром учен_е , манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. (А.С. Пушкин, «Выстрел».) 3. Маша окуталась шал_ю , надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо. (А. С. Пушкин, «Метель».) 4. Еще с него, свин_и , портрет рисовать! (Н.В. Гоголь, «Портрет».) 5. Не легче ли два раза в год с_ездить в Миргород? ( Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».) 6. Картины большей част_ю были писаны масляными красками. ( Н. В. Гоголь, «Портрет».) 7. Недавно женился на Lise Мейен , ад_ютант Кутузова, он будет нынче здесь. (Л. Н. Толстой, «Война и мир».) 8. Галки, вороб_и и голуби по-весеннему весело чирикали. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».) 9. У вас, господа, чут_я нет! (И. С. Тургенев, «Новь».) 10. Меланхоликам у нас не жит_е , а масленица! ( Салтыков-Щедрин, «В больнице для умалишенных».) 11. - А ну, к обочине! - скомандовал полицейский с недовольным лицом. – И пред_явите документы. (А. и Б. Стругацкие, «Дикие лебеди».)
Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих. Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин) На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь) Это точ_-в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова . («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский) Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь) Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой) Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой) И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих. Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой) Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой) Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский) Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский) Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Написание безударных окончаний глаголов. 1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_т испытания года… (Л. Толстой) 2. Так гений радостно трепещ_т , Свое величье познаёт, Когда пред ним гремит и блещ_т Иного гения полёт. (Н. Языков) 3. Страшно стан_т , а тут, – точно как будто заслыш_шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_т … (Ф. Достоевский) 4. Вникн_м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин) 5. Одича_шь , зна_те , буд_шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь) 6. Они скоро знакомятся, и не успе_шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь) 7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)
Правописание Н и НН в прилагательных. 1. Снизу донесся нарастающий, поднимающийся гул, сбоку - стук костя_ных шаров через стекля_ную перегородку, за которой мелькали встревоженные лица. (М. Булгаков « Дьяволиада ») 2. Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалты _ного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек завхоз уворовал. (М. Булгаков «Собачье сердце») 3. Затем кровя _ное солнце со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видал. (М. Булгаков « Дьяволиада ») 4. Ути _ный нос побледнел, и Турбин сразу понял, что он ошибся, схватил не того, кого нужно. (М. Булгаков «Белая гвардия») 5. Машина, провернув первые застоявшиеся волны, пошла ровно, тысячеголовым, льви _ным ревом и звоном наполняя пусты_ные залы Спимата . (М. Булгаков « Дьяволиада ») 6. Орли _ным взором окинув позицию, Коротков поколебался мгновение и с боевым кличем: "Вперед!" - вбежал в бильярдную. (М. Булгаков « Дьяволиада ») 7. Но женщина осталась непрекло _ной и печальной. (М. Булгаков « Дьяволиада »)
Правописание окончаний имен существительных. 1. Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печал_ ? (А. Пушкин) 2.«Эй , пастухи, бегите сюда, бейте меня, лупите!» Пастухи с дубьем на волка, волк — от них. Бегут пастухи, диву даются. С ума спятил волчищ_ , сам бежит и сам кричит: «Догоняйте!». ( Чингиз Айтматов, Белый пароход) 3.Опять я на большой дорог_ , стихи_ вольной – гражданин, опять в кочующей берлог_ я думу думаю один. (П. Вяземский) 4.Нет жалост_ к тоске моей глубокой. (Е. Баратынский). 5.В памят_ моей уж не было подруг_ прежних дней. (Е. Баратынский) 6.Он медленно поднялся по лестниц_ , медленно вошел в комнату среди почтительно расступившейся публик_ и, здороваясь со знакомыми, вопросительно обвел комнату глазами. (И. Бунин) 7.«Обручается раб Божий Виктор рабе Божией Натали_ », — еще громче, почти запев, провозгласил отец Василий и, сняв кольца с их рук и перекрестив их, надел каждому свое. (Сергей Бабаян, Господа офицеры) 8.Счастлив тот, в ком жизн_ цвет холод жизн_ не погубит. (И.Клюшников)
Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных . 1. "Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_ный и вместе обрадова_ный взгляд. (Лев Толстой, «Анна Каренина») 2.Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа _ное предположение… (Лев Толстой, «Анна Каренина») 3.Ну , гость неприглаше _ный , Быть может батюшка войдет! Прошу служить у барышни влюбле_ной ! (А. С. Грибоедов, «Горе от ума») 4.Ей ленты алые вплели В две русые косы, Цветы , наряды принесли Невида_ной красы. (Н. А. Некрасов, «Русские женщины») 5.Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; Дверь отперта для зва_ных и незва_ных … ( А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК. 1. Два месяца он отлично раз_грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь) 2. Ну что, до_грался ?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь) 3. У черных есть определенная контр_гра на ферзевом фланге. 4. Раздражали меня пуще всего эти без_мянные письма. (Ф. М. Достоевский) 5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_нтересное . 6. Ему, впрочем, небез_звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский) 7. Вот тот пиджак, что вы раз_скиваете , посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь) 8. Посему письма сии показались мне не совсем без_нтересными . (Ф. М. Достоевский) 9. Они как-то очень странно видо_зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
Правописание безударных гласных в корне Благ ..сл..вить на подвиг, воплотить мечту в реальность, задр...жать от страха, изображать в произведении, насл .. ждение искусством, неприм...римый противник, страшная н...щета , обв...нять во всех грехах, обн...жать недостатки, обл...чать пороки, обог .. щение новыми материалами, обст...ятельства жизни, объед .. нение предприятий, оч...ровать соб … седника , пок...рать преступника, пок...рить обаянием, посв .. тить стихи, эпоха Просв ... щения , просл...влять победителя, волосы разв...вались на ветру, промышленность быстро развивалась, раздр...жать по пустякам, р...скошный прием, угр...жать войной, ум...лять заслуги, ум...лять о помощи, упл...тить долги, упл...тнить сроки сдачи строительства.
Согласные в приставках и корнях слов ... беречь, ...дать, ...делать, ...жечь, ...писать, ... дание , ... доровье , ... десь , не видно ни ... ги , ис...ледовать , и...чезать , ра...крыть , распустить, рас...читывать , рас...чет , ни...ходить , ни...вергать , ни...провержение , чересчур, и...подтишка . Звонкие и глухие согласные в корне слова Ве ... ти дрова, ве...ти беседу, изморо...ь моросит, изморо...ь морозит (на деревьях), сва...ьба,ше...ствовать над школой, мокрая варе...ка , занимательная ска...ка , ги...кий шланг, ме...кое определение, блестящая пря...ка , мелкий вори...ка , искус...ная наез...ница , модная стри...ка .
Двойные согласные 1. Агрес ...ор, аккуратный, ан...отация , ап...ел...яция , ап...арат , ассоциация, ат...естат , бар...икада , беллетристика, им...унитет , коллоквиум, кристал ..., оккупация, пар...ал...ель , пассивный, програм...а , проф...ес...ия , режис...ер , тер...итор...ия , тон...а , цел...юл...оза , эф...ект . 2. АЛ...ЮМИНИЙ, гал...ерея , дес...ант , пятитон...ка , диф...ирамб , драм...а , кар...икатура , кор...идор , рес...урсы .
Сложные слова 1. Ави ...почта, газ...фикация , агр...промышленный , общественно (политическая), (общественно) полезный, ( лиро ) эпический, тысяч...летний , электр...станция , электрификация, сорок...километровый , сорок...ножка , (пол) километра, (пол) озера, (полу) тьма, (полу) кеды, (время) исчисление, (вице) президент, (выставка) продажа, (двухсот) (пяти) (десяти) летие , ( ред ) коллегия, (Ростов) (на) Дону, (школа) интернат, (блок) схема, (жар) птица.
Буквы ь и ъ Безеядерный , меж...ярусный , под...езд , с...экономить , сверх...естественный , трех...язычный,от...явленный , бул...он , трел...яж , об...ективный , с…язвить, об...язан , дет...ясли , об...емный , фортеп .. яно , шампин...он , грузопод...емник , кинос...емка , жнив...е , лос...он , неот...емлемый , ин...екция , бар...ер , ар...ергард , п...едестал , под...ем , из...ян , бур...ян , фел...етон .
Правописание н и нн в разных частях речи Авиацион ... ый , агитацион...ый , конституцион...ый , коллекцион...ый , информацион...ый , реакцион...ый , телевизион...ый , единствен...ый , жизнен...ый , художествен...ый , обыкновен...ый , правительстве...ный , ветрен...ый , искусствен...ный , многочислен...ый , существен...ый , ответствен...ый , естествен...ный , дружествен...ый , торжествен...ый,письмен...ый , величествен...ый , нравствен...ый , умствен...ый , мужествен...ый , безветрен...ый , песчан...ый , нефтян...ой , водян...ой , ржан...ой , ледян...ой , землян...ой , кожан...ый , глинян...ый , серебрян...ый , полотнян...ый , шерстян...ой , деревян...ый , стеклянный, оловян...ый , иностран...ый , карманный, буран...ый , холстин...ый , постоян...ый,времен...ой , стремен...ой , семен...ой , соловьин...ый , лебедин...ый , мышин...ый , тополин...ый .
Правописание местоимений ( Кое) что, кое (у) кого, (кто) нибудь , (от) (кого) нибудь , (не) (к) кому, (какой) нибудь , (с)(кем) то, (ни) (с) (кем) то, (не) (кое) кто, (не) кто, (не) (у) кого, (ни) (у) кого, (не) который,(от) (кого) то, (не) кий, (н...) кем заменить, (н...) (во) что положить, (н...) (из) чего пить, (н...) (для) чего делать, (н...) (про) кого спрашивать, (н...) (за) чем стремиться, (н...) кому (н...) говорить, (н...) (во) что верить, (н...) с (кем) посоветоваться, (н...) (о) (ком) переживать, (н...) (про) кого (н...) думать, (н...) кого послать, (н...) (с) кем поговорить, (н...) (с) чем пить чай, как (н...) (в) чем (н...) бывало, (н...) (с) кем это (н...) случалось, (н...) (в) чьих интересах, (н...) (на) чем остановиться, (н...) (про) кого вспомнить, (н...) (в) кого (н...) влюбляться, (н...) чему (н... ) удивляться, (н.„) (с) кем соперничать, (н...) кому (н...) верить.
Правописание числительных Пят ... надцат ..., пятьдесят..., один...адцат ..., восем....десят ..., вос...м...десятый , девятисот, девят...сотый , двадцать (пять), двадцать (пятый), девят ... (сот) (сем...) десятый, (пятнадцати) тысячный, (двух) миллионный.
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ Тронуться в путь (по)прежнему направлению, тосковать(по)настоящему делу, (по)настоящему отдохнуть, воспринимать (по)своему исчезнуть (по) немногу , расти (по)прежнему хорошо, идти (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, приветствовать (по)дружески, (по)зимнему пути, одеться (по)зимнему, говорить (по) английски , ( по )настоящему испугаться, идти (по)весеннему снегу, (по)праздничному пестрые флаги, (по)праздничному городу, жгло (по)вчерашнему, (по)вчерашнему прогнозу погоды, тепло (по)летнему, разряженный (по)осеннему лес, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по) пластунски , разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.
Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...
Творческие работы на уроках русского языка в 5-6 классах
Сегодня проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.Мы знаем, что в школе часто обучение ведётся как воспроизведение, запоминание, копирование. Постепенно ...
Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
Статья " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарно-орфографическая работа, так как проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность...
Орфографическая работа на уроках русского языка
Работа со словарными словами на уроке русского языка...
Выработка орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
Статья посвящена формированию орфографического навыка у обучающихся 5-6 классов...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5-6 классах
В статье даются рекомендации для проведения уроков на развитие орфографической зоркости обучающихся 5-6 классов...