Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Перетятько Лилия Юрьевна

Содержится материал, помогающий выстроить систему подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Перечислены возможные варианты форм и методов работы, предложена таблица мониторинга качества обученности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку

Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

    Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

 Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя-словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена – обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.

Отсюда и актуальность подготовки учащихся к ЕГЭ. С целью эффективной подготовки выпускников к государственной аттестации по русскому языку  создана система подготовки выпускников к государственной аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ;

Задачи:

- Разработать программы курсов ПДОУ для учащихся 10-11 классов;

-Создать серию мультимедийных уроков (тексты, тесты, презентации);

- Организовать работу постоянно действующей онлайн- консультации, направленной на повышение уровня знаний, умений, навыков учащихся;

- Разработать систему мониторинга для отслеживания уровня сформированности знаний, умений, навыков;

- Разработать совместно с учащимися индивидуальные маршруты для самостоятельной работы;

- Составить список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, ознакомить с ним учащихся;

Внедрение системы подготовки выпускников к ЕГЭ создаёт благоприятные условия для эффективной подготовки к государственной аттестации по русскому языку. Работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем

Методические принципы, используемые в работе:

• личностно-ориентированный подход;

• коммуникативная направленность;

• деятельностный характер обучения;

• поэтапное обучения от простого к сложному.

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку  состоит из 6 взаимосвязанных направлений:

ПДОУ.

Программа  курса «Подготовка к ЕГЭ» предназначена для подготовки старшеклассников к Единому Государственному экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год). Программа содержит тематическое планирование, систему подготовки к сочинению. Курс обеспечивается не только теоретическими материалами, но и практическими упражнениями разной направленности. Он предполагает как работу учащихся под руководством учителя, так и самостоятельные работы в виде выполнения тестовых заданий АВ и сочинений уровня С ЕГЭ, небольших докладов, мини-исследований.

Образовательная цель курса: подготовка к ЕГЭ через формирование у старшеклассников системы основных знаний и умений по русскому языку. Программа охватывает все разделы русского языка, основное внимание уделяется подготовке к сочинению уровня С.

Практическая цель курса: приобретение учащимися навыков правописания, работы с заданиями в форме теста, качественной оценки и редактирования текста различной функциональной принадлежности, создания текста-рассуждения.

Воспитательная цель курса реализуется в органическом единстве с образовательной и практической целями. Она заключается в воспитании у старшеклассников чувства уважения к русскому языку, к нормам современного русского языка, в расширении лингвистического кругозора, чувства уверенности в своих силах, ответственности.

Мультимедийные уроки.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей русского языка и литературы диктуется особенностями данных предметов, а именно потребностью в демонстрации иллюстраций к произведениям, решение тестов, воспроизведение текстов и т.д. Мультимедийные уроки по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

Практика использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса учащихся к учёбе.

8. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

В целом, использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку способствует повышению качества знаний и умений учащихся по предмету.

Онлайн-консультации и Интернет-ресурсы.

Сегодня актуальность темы использования Интернет-технологий ни у кого не вызывает сомнений. Интернет пришел в каждую школу. Каждая третья семья в России имеет доступ к сети с домашних компьютеров. Благодаря Интернету, резко расширилось информационное пространство для школьников и педагогов. Именно поэтому все чаще учителя русского языка предусмотривают в своей повседневной практике  онлайн-консультации и Интернет-ресурсы, которые способствуют эффективной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Онлайн-консультации нередко проводятся учителями через социальные сети «В контакте», «Одноклассники». Учащиеся консультируются с учителем при помощи электронной почты. Такая работа позволяет ученику в домашних условиях получать необходимые знания. Эта форма работы только начинает развиваться в нашей школе, но у нее, безусловно, большое будущее.

Интернет-ресурсы - отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету.

Система мониторинга. Индивидуальные маршруты.

Эти два направления тесно взаимосвязаны между собой. От четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько тестовых заданий части А и В, выявить явные пробелы по предмету, заполнить Лист учета ошибок, составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу учителя – словесники проводят несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития.

Для каждого учащегося я предлагаю  картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

Результаты диагностики и план подготовки к ЕГЭ

Виды и сроки диагностик.

Результат в баллах.

Часть А

Номера заданий с ошибками.

Часть А

Номера заданий с ошибками.

Часть В.

Критерии оценивания  части С, требующие отработки навыка.

Входная 10 класс сентябрь

 

 

Промежуточная 10 класс декабрь

 

 

Экзаменационная работа за 10 класс

Входная 11 класс. Сентябрь

Промежуточная 11 класс декабрь 

 

Пробный экзамен (городской)

Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством учащихся и организовать на уроках комплексное повторение  с учётом этих тем и разделов.

Эффективность применяемой системы в целом оценивается по следующим характеристикам:

• 100%-ное посещение занятий ПДОУ;

• Положительная динамика уровня обученности;

• Востребованность онлайн-консультаций, активность учащихся;

• Устойчивая мотивация учащихся к самостоятельной работе»

• Наличие положительных отзывов об Интернет-ресурсах;

• Повышение уровня знаний, умений и навыков по русскому языку;

• Высокий показатель качества обученности при сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Перспектива дальнейшего развития системы

1. Развитие наиболее удачно реализованных направлений системы и поиск новых идей и решений для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку;

2. Распространение опыта по реализации данного проекта;

3. Применение системы проекта к подготовке к ГИА по русскому языку (9класс).

         Позитивная динамика результатов экзаменов убедительно доказывают, что  система  работы  по подготовке к ЕГЭ, обеспечивающая участие каждого ученика, конкретный алгоритм действий по подготовке к экзаменам, грамотный контроль и поддержка родителей – это эффективные механизмы повышения качества образованности по любому предмету. Важно, чтобы перед учеником стояли чёткие достижимые цели, а не пугающий океан незнаний, из которого ему не представляется возможным выбраться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах....

Система подготовки к ГИА по русскому языку

Выступление на педсовете (из опыта работы)...