Урок письма. Есть ли будущее у традиционных писем?
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Урок письма. Есть ли будущее у традиционных писем?
Цели: 1) воспитывать интерес учащихся к эпистолярному жанру и родному языку; 2) развивать коммуникативные способности учащихся.
Класс: 9-й Продолжительность: 2 учебных часа
Ход урока:
- Мотивация учебной деятельности
На столе преподавателя стоит коробка с надписью: «Мои детство и юность»
Слово учителя:
? Ребята, как вы думаете, что может быть в коробке с таким названием?
Правильный ответ вам подскажет одно стихотворение, которое я прочитала в Интернете на одном из литературных форумов.
А вы получали письма
В тонких конвертах бумажных,
Что очень легко рвались и
Казались листом опавшим?
Те письма, в которых приветы
И строчки любви и лести
Бывают порой нелепы,
Но с ними жить интересней.
Ведь письма не забывают,
Как эсэмэс и е мэйлы.
Они на экране не тают,
Они навсегда, наверно...
Я так люблю из конверта
Достать нежно-хрупкие листья,
Ведь письма - душа поэта.
А вы получали письма?
Вы поняли, что в этой коробке находятся письма, которые я, еще будучи школьницей, получала от друзей, знакомых. Писем очень много. Целая коробка. А вот у моей мамы их больше раза в три или четыре. И она хранит их уже более сорока лет.
? Ответьте же и вы на главный вопрос этого стихотворения: «А вы получали письма?»
? Как вы думаете, почему у моей мамы три таких коробки, у меня – одна, а некоторые из вас даже не держали в руках конверта? (Ребята понимают, что постепенно интерес к традиционной переписке отпадает. Появились мобильный телефон, электронная почта, социальные сети, с помощью которых можно поделиться своими мыслями и чувствами гораздо быстрее).
- Этап целеполагания
? Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься? Какой вы видите тему сегодняшнего урока? (Сегодня мы будем разговаривать о письмах и выясним, есть ли будущее у традиционного бумажного письма)
? Какие цели вы себе ставите, оьращаясь на уроке к данной теме?
- Основная часть урока
Класс делится на две большие группы. Первая группа на стороне традиционного письма, вторая – на стороне современных способов общения.
Слово учителя.
Ребята, чтобы лучше узнать объекты нашего изучения, предлагаю окунуться в прошлое.
Сообщение ученика «История возникновения писем и почты»
В глубокой древности люди использовали только устную речь, письменной речи они не знали. Первым письмом стали наскальные рисунки, которые выбивались с помощью заточенного камня. Но эти рисунки каждый мог понять по-разному, из-за этого возникала путаница. Р.Киплинг даже написал сказку о том, как древние люди пытались при помощи рисунков передать информацию.
(Просмотр мультфильма «Как было написано первое письмо»)
Первые письма, уже написанные буквами, отправлялись только в военных целях. Их передавали пешие или конные гонцы. В Древней Греции такой гонец за час мог пробежать около 10 км., а за один рейс – около 90 км. При Юлии Цезаре была создана государственная почта, были упорядочены перевозки писем: имелись почтовые станции, где возницы могли передохнуть, переночевать, поменять лошадей.
В средние века история развития письма приостановилась. Европейские правители ленились организовать свою систему связи. Но цивилизация двигалась вперед. Появилась городская почта, где письма граждан забирали в определенные дни и за небольшую плату доставляли по назначению. Лишь в 16-17 веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. Когда в 19 веке появились железные дороги, увеличилась скорость доставки писем и появилась возможность общения между самыми отдаленными странами.
Слово учителя.
Именно 19 век считается «золотым веком» письма в России. Тогда писать письма было не только удобно, но и модно.
Сообщение ученика «Эпистолярные традиции в 19 веке»
Под эпистолярным жанром (от греческого epistole - письмо, послание) в современной науке понимается текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемых для сообщения каких-либо сведений.
Формирование и первый расцвет эпистолярного искусства можно отнести ко времени античности. Античные эпистолографы (Цицерон, Сенека) предъявляли к написанию писем довольно жёсткие требования, считая, что «письмо не должно быть статьёй, «к которой приписано «здравствуй»..., и что оно «должно давать изображение души и характера пишущего».
О русской эпистолярной традиции возможно говорить лишь с XVIII века. Эта традиция связана прежде всего с именами М.В.Ломоносова, Фонвизина, М.Муравьёва. После 1810-го года «эпистолярную эстафету» подхватили А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, К.Н.Батюшков и мн. др.
Помимо усилий вышеупомянутых деятелей определённую роль в обучении эпистолярной культуре сыграли и широко известные письмовники, знакомившие читателей со структурой, языковыми особенностями писем, а также дававшие образцы посланий на всевозможные темы. Подобная традиция сохранялась вплоть до начала XX века, когда в сборниках всё ещё можно было найти примеры писем «сына отцу или матери в Новый год», «женатого сына к своим родителям в день Нового года», «другу по случаю рождения ребёнка», «приглашения в деревню», «просьб о деньгах» и т.п.
Письмо, но отнюдь не шаблонное, стало в 19 веке весьма популярным жанром, особенно в дворянских салонах. Зачастую письма, формально адресованные одному лицу, на деле были предназначены для чтения в определённой компании. Однако это относилось далеко не ко всей частной переписке. Известно, например, что А.С.Пушкин очень трепетно относился к своим личным посланиям, запретив жене давать списывать свои письма. Кстати, само явление подобного списывания ещё раз подтверждает мысль многих исследователей о том, что дружеское письмо в первой половине XIX века стало своеобразным культурным и литературным фактом.
Дружеские письма были разнообразны по тематике, содержали мысли о литературных произведениях, о литературе вообще, об искусстве, культуре, общественных событиях и т.п. Другие послания были более интимными, отражая суть личностных отношений между адресатами, открывая душевный мир каждого из них. При этом необходимо отметить, что в первой половине XIX века многими дворянами (особенно имевшими довольно серьёзное значение для российской культурной и государственной жизни того времени) даже бытовые письма осознавались как «потенциальный литературный факт».
Слово учителя
Какими красивыми, выразительными были письма 19 века, вы поймете из переписки И.С.Тургенева и любовью всей его жизни, знаменитой певицей – Полиной Виардо.
Инсценировка.
За двумя столами, расположенными напротив друг друга, сидят ученики, играющие роль Тургенева и Виардо. На столах свечи, перья для письма.
Письмо 1. Здравствуйте, дорогой, добрый, благородный, чудесный друг, здравствуйте, о Вы, которая все то, что есть лучшего в мире! Дайте мне Ваши дорогие ручки, чтоб я их расцеловал. Это мне очень поможет и приведет меня в хорошее настроение. Ну вот, так и сделано. Теперь будемте беседовать.
Я должен Вам сказать, что Вы ангел доброты и что письма Ваши сделали меня счастливейшим из людей. Если б Вы знали, что значит дружеская рука, которая ищет Вас издалека и так нежно опускается на Вас! Испытываемое от этого чувство благодарности доходит до поклонения. Да благословит Вас бог тысячу раз!
Письмо 2. О дорогой друг, как работалось мне при воспоминаниях о наших сьестах под тополями, листья которых, оделяясь от веток, так легко и мягко падали на нас! Какое синее было тогда небо… Боюсь, что уже никогда больше не увижу такой красоты. Впечатление, оставшееся у меня от всего этого, так глубоко и живо, что стоит мне только закрыть глаза, как я слышу легкий, ясный шепот этих листьев, уже мертвых, но ослепительно ярких в синеве неба, поглощающей их.
Письмо 3. Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… Мне приятно ощущать в себе после семи лет все то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвященное Вам; сознание это действует на меня благодетельно и проникновенно. как яркий луч солнца; видно, мне суждено счастье, если я заслужил, чтобы отблеск Вашей жизни смешивался с моей! Пока я живу, буду стараться быть достойным такого счастья
Вопросы к классу для дискуссии:
? Какими чувствами проникнуты эти послания?
? Что показалось вам интересными в этих письмах?
? Каким вы увидели писателя в этих письмах?
? Приятно было бы сегодня девушке получить подобные послания? Почему?
Слово учителя.
В современном 21 веке традиционное письмо, к сожалению, практически умирает. На его мену пришли более мобильные SMS-сообщения и электронная почта.
Сообщение учащегося «История электронной почты»
Самую первую систему, которая позволяла обмениваться текстовыми сообщениями, создал Дуг Энгельбарт из Стенфорда. И именно этот факт послужил началом создания электронной почты. Но только Рэй Томплисон придумал добавлять в такие письма графы «кому», «куда» и писать текст внутри письма. Так же, именно Рэю пришла в голову идея создания виртуального почтового ящика на каждом отдельно взятом компьютере.
Следующим шагом в истории создания электронной почты стал выбор символа @ как разделителя для электронной почты. Так что именно Рэй Томпсон – отец электронной почты. Однако, у того, что мы называем e-mail, есть еще и дядя. Дуг Энгельбат после некоторых переработок привел электронную почту к тому, что мы видим и знаем сегодня.
Год создания электронной почты считается 1975. Именно в 1975 году появилась самая первая почтовая рассылка, что позволяет говорить о том, что распространение электронной почты пошло вперед семимильными шагами. Но сама программа была изобретена в 1968 году. Так что, и 1968 год можно считать годом создания e-mail.
В 1975 году появилась возможность отвечать на письма и пересылать письма, а в 1979 году – 12 апреля появился знак, известный нам как «смайлик». В 1994 году – появилось такое явление как СПАМ.
Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них — это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов. К тому же обойдется электронное письмо дешевле, чем обычное бумажное. Не потребуется тратиться на бумагу, конверт, марки.
Электронная почта – один из самых востребованных сервисов Интернета, который
сыграл немаловажную роль в повышении популярности Всемирной сети. Благодаря низким затратам, высокой скорости передачи сообщений, электронная почта в настоящее время составляет серьезную конкуренцию обычной. Ее преимущества оценили и деловые люди. Очень часто при приеме на работу от соискателя требуют навыков работы с электронной почтой.
Сообщение учащегося «История возникновения SMS-сообщений»
Служба коротких сообщений (SMS)- технология, при помощи которой можно выполнять передачу и прием текстовых сообщений. Отправить SMS можно из любой точки мира в любое место на земле где только есть сотовая связь.
Первое SMS-сообщение было отправлено в Англии 3.12.1992. Нэйл Пэпуорс отправил SMS своим коллегам, поздравив их с Рождеством.
Технология сразу не получила широкого распространения. Мобильные операторы не очень спешили выводить на рынок услугу. В то время мобильный рынок пребывал в стадии формирования и абонентами были весьма состоятельные граждане. Они платили большие деньги за одну возможность разговаривать по телефону и в услуге отправки SMS не нуждались.
На рубеже веков мобильный телефон стал массово применяться в повседневной жизни. Молодежь весьма заинтересовала услуга. Относительная дешевизна сообщений предоставила тинэйджерам возможность хорошо сэкономить. Да и отправить SMS можно значительно быстрее, чем совершить звонок. Сервис стал весьма прибыльным и заинтересовал мобильных операторов. В 2000 году операторы позволили отправлять SMS-пользователям других сетей.
Далее предложения охватили электронную почту, факсимильную связь, информационные услуги (сводки, погода, новости), интерактивные услуги. Главным «козырем» SMS является стопроцентная доставка сообщения указанному адресату.
Сейчас в мире передается около 7 триллионов SMS в год, что составляет примерно 200 тыс. в секунду.
Вопросы для дискуссии.
? Как вы увидели, традиционное письмо имеет очень мощных конкурентов, у которых очень много плюсов. А имеют ли SMS-сообщения и электронная почта недостатки?
? Чем может ответить современным способам доставки сообщений традиционное бумажное письмо? Есть ли достоинства, присущие только ему?
? Как вы считаете, бумажное письмо канет в лету или у него есть будущее?
Работа в группах.
Учащиеся должны придумать способы, которые помогут традиционному бумажному письму не стать только лишь экспонатом в музее, а продолжить активно функционировать в жизни людей.
- Рефлексия.
Составление синквейна. Ключевое слово «письмо»
Заключительное слово учителя
Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и SMS-сообщения, а на почту люби все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках.
Пишите письма
Если письма носят на почту –
Значит, кто-то кому-то нужен,
Значит, где-то ждут эти строчки
И в жару, и в зимнюю стужу.
Значит, кто-то не спит ночами,
Молча бродит в пустой квартире
И уверен, что кто-то скучает
По нему в этом сонном мире.
Значит, кто-то купит конверты,
Вложит сердце и робко заклеит,
А письмо, пролетев километры,
Адресату душу согреет.
Значит, кто-то без устали верит
В крепость этих чувств настоящих,
Замирая, стоит у двери,
Открывая почтовый ящик
В ожидании… Вздох затихает,
И бегут мурашки по коже,
Кто-то тихо в письме прочитает:
«Мне тебя не хватает тоже…»
Ведь так нужно знать, что ты дорог,
Что кому-то необходимый.
А для счастья надо немного –
Вы пишите письма любимым…
- Домашнее задание:
Написать письмо другу. Если у кого-то нет друга, которому можно было бы отправить письмо, можно предложить познакомиться по переписке со своим сверстником. Для этого учителем подбираются специальные объявления из различных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Есть ли будущее у российской семьи?"
Данный классный час проводился в 10 классе и ориентирован как проблемный диспут больше на старшеклассников...
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у книги"
Наше время — время великих достижений науки, техники, «время замечательных открытий». Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книга — самое могучее и самое ун...
Есть ли будущее у клонирования?
Разработка урока английского языка в 11 классе с презентацией. УМК М.З. Биболетова...
Есть ли будущее у российской семьи?
Классный час на тему «Есть ли будущее у российской семьи?», посвященный обсуждению вопросов, связанных с демографически кризисом....
Урок письма "Есть такая профессия – Родину защищать…"
Разработка урока развития речи для 6 класса...
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"
Проектно-исследовательская работа "Есть ли будущее у выжигания по дереву"...
Разработка урока русского языка на тему: «Подготовка к домашнему сочинению: « Есть ли будущее у нашей планеты?»
Интегрированный урок русского языка и обществознания после изучения односоставных предложений. 8 класс...