Интегрированный урок 8 класс (литература-музыка) "Лев Николаевич Толстой и музыка"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Интегрированный урок  (литература - музыка) для обучающихся 8 класса. Тема: "Лев Николаевич Толстой и музыка".  Цели и задачи урока: 

-расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

-показать роль музыки в жизни писателя;

-развивать интерес к изучению биографии и творчества художника слова;

-поззнакомить с шедеврами классической музыки;

-развивать эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_8_klass.docx39.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Интегрированный урок (литература – музыка), 8 класс

«Лев Николаевич Толстой и музыка».

Составила Карпова Светлана Геннадьевна, учитель  русского языка и литературы МОУ «СОШ № 3»  

г. Ржева Тверской области

Цели и задачи:

  • расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя
  • показать роль музыки в жизни Л.Н.Толстого;
  • развивать интерес к изучению биографии и творчества писателя;
  • воспитывать чувство гордости за свою национальную культуру;

Интеграция: литература, музыка.

Оборудование:  портрет писателя, фотомонтаж «Толстой слушает музыку», «Любимые композиторы Л.Н.Толстого»; иллюстрации к «музыкальным страницам»  произведений «Война и мир», «После бала», «Детство»,

Межпредметные связи:  литература, музыка, живопись

               Ресурсы сети Интернет:

1. Л.Н.Толстой. Собр. соч. в 12 т. М.: Правда, 1984 г.

2. Л. Мадорский,  А.Зак.  Лев Толстой и музыка (muz-urok.ru).

3. А.Б.Гольденвейзер, Н.Н.Гусев.  Толстой и музыка. — 1939 (feb-web.ru).

4. И. Емельянова.  МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО (muzruk.info).

Ход урока.

Учитель литературы. Добрый день, дорогие друзья! Я рада вновь видеть вас, чувствую, что вы готовы слушать и слышать меня. Представляю девиз нашего урока:

« Наблюдать, слушать, думать, находить, обобщать, запоминать» (слайд № 1).

Ребята, в 8 классе мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. И на последующих уроках будем читать и подробно разбирать рассказ «После бала».

А кто знает, что такое бал? (Бал – это светский приём, вечер с музыкой и танцами). И сегодня нам предстоит выяснить, а какую же роль играла музыка в жизни и творчестве

Л. Н. Толстого. Сформулируйте тему нашего урока. Знакомство с планом работы (слайд № 2).

Учитель литературы. Слад № 3. В жизни и творчестве Л.Толстого музыка играла большую роль. Толстой был музыкально одарённым человеком. Он вырос в семье, где музыку любили и ценили. Его мать была хорошей музыкантшей. Вспомним повесть Толстого «Детство», главные герои которой автобиографичны. Вот Николенька Иртеньев слушает игру матери на фортепьяно.

(Чтение отрывка из повести «Детство» глава XI, со слов: «Маман играла второй концерт Фильда – своего учителя» и до слов: «Чувство это было похоже на воспоминание, но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было…»  в сопровождении «Патетической сонаты» Бетховена.)

Учитель литературы. С юных лет Толстой играл на рояле, и это увлечение доставляло ему большую радость. Покинув Казанский университет, Лев Николаевич составил для себя программу самостоятельных занятий, среди которых значительное место отводилось изучению музыки. Он пытался сочинять её. Слайд № 4. Перед вами ноты с тем самым вальсом (прослушивание вальса).

Учитель музыки  исполняет вальс Л.Н.Толстого.

Учитель литературы. Лев Николаевич особенно любил народную музыку.  Слайд № 5. «Народная музыка»

 «Удивительным сокровищем» называл он музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому. Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». И потому в произведениях писателя многие герои поют, и поют нередко народные песни.

Чтение отрывка из романа «Война и мир» («Смотр в Браунау», т. 1, ч. 2, гл.II, со слов: « – Песенники, вперёд!..» до слов: «…как будто он жалел всех, кто не шёл в это время с ротой») в сопровождении народной песни: «Ах вы, сени, мои сени).

  Учитель литературы. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец.

…Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его…»

   В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором.

    Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передать смену мыслей и настроений героя.

   Самый знаменитый роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (слайд № 6). В нём огромное количество «музыкальных страниц». Видное место занимает описание танцев и танцевальной музыки, например, вдохновенно пляшет русскую главная героиня романа Наташа Ростова в гостях у дядюшки (слайд № 7 «Пляска Наташи»).

   Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка со слов: «Ну, племянница! - крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд…» до слов: «…умела понять то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Учитель литературы. Нельзя не вспомнить первый бал Наташи Ростовой.

Слайд № 8 «Бал». Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века.    

   Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она лёгкая, грациозная…

  Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву со своими дочерями – «на ярмарку невест».

   Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка, и праздничное сияние…

Бал открывался полонезом (слайд № 9 «Полонез»).

Учитель музыки  исполняет «Полонез»

Учитель литературы.  После полонеза – вальс (слайд № 10 «Вальс»).

Учитель музыки  исполняет «Вальс»

Учитель литературы. Именно вальс танцевала на своём первом балу Наташа Ростова с Андреем Болконским.

Просмотр фрагмента фильма «Война и мир».

Учитель литературы. Но главным танцем бала была мазурка (слайд № 11 «Мазурка»).

Её танцевал и полковник с дочерью в рассказе «После бала»

Чтение отрывка на фоне музыки («Мазурка» Ф. Шопена).

«Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…Вся зала следила за каждым движением пары…».

   Но в этом рассказе есть и другая музыка, которую услышал главный герой после бала, и она контрастна той, что звучала на вечере. Он шёл влюблённый, одухотворённый по улице  и вдруг услышал «доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка» (слайд № 12). Эта музыка сопровождала наказание беглого солдата. Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому.

     В конце XIX и начале XX в. Дом Толстого в Москве и в Ясной Поляне становится своеобразным центром музыкальной культуры (слайд № 13). Знаменитые композиторы, музыканты и певцы исполняют для Толстого лучшие произведения русской и зарубежной музыки. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Глюка.
Самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке – то же, что Пушкин в поэзии», – говорил он
 (слайд № 14). «Мазурку» Ф. Шопена вы уже слышали сегодня на уроке.

 Обсуждение проблемного вопроса в группах, составление кластера «Толстой и музыка», выступление перед классом.

    Диагностический тест с самопроверкой и самооценкой.

  1. На каком музыкальном инструменте играл Толстой? (Рояль).
  2. Какие песни любил слушать Толстой, называя их «удивительным сокровищем»? (Народные).
  3. Из какого произведения эти герои – Наташа Ростова, Андрей Болконский? («Война и мир»).
  4. Каким танцем открывались балы при дворе в России XIX века? (Полонезом).
  5. На какой танец пригласил Андрей Болконский Наташу на её первом в жизни балу? (На вальс).
  6. А какой танец исполняли полковник с дочерью в рассказе «После бала»? (Мазурку).
  7. Какие музыкальные инструменты звучат во время наказания беглого солдата в рассказе «После бала»? (Флейта и барабан).
  8. Кто был самым любимым композитором Толстого? (Шопен).
  9. Где чаще всего собирал Л. Н. Толстой видных деятелей культуры и искусства? (В Ясной Поляне).

Домашнее задание: прочитать рассказ «После бала».

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Пополнили вы свои знания о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её. После уроков я прочитаю ваши ответы.

 Имя, фамилия_____________________________        

Утверждения

Нарисуй   D:\Светлана\ФОТО\СЕВАСТОПОЛЬ 2014г\экскурсия\163_1807\Новая папка\big18921994.jpg    или D:\Светлана\ФОТО\СЕВАСТОПОЛЬ 2014г\экскурсия\163_1807\Новая папка\0_495a0_385db982_orig-300x300.jpg

1) Тема урока мне интересна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею:

- слушать;

- выделять необходимую информацию;

- обобщать и систематизировать добытую            

   информацию;

- правильно строить высказывание;

- работать в группе мне нравится.

4) Мне необходимо поработать над…

Перечисли темы для доработки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Презентация к уроку литературы "Галерея портретов Льва Николаевича Толстого"

Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни. ( А. Блок)В творениях его живёт ...

сценарий школьного вечера "Лев Николаевич Толстой и музыка"

Лев Николаевич Толстой - писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений. Но мало кто знает, еасколько музыкальным человеком был этот писатель. Лев Никола...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Цели урока:·        показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;·        изучить жизненные источники рассказа “После...

Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

Разделы и предметы, которые  мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...