Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

Шугаепова Рузалия Зафаровна

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и споры о нём не утихают?  2. Какие уроки можно извлечь из деятельности Петра?  Вопросы рассматриваются с точки зрения Толстого и с исторической точки зрения. Выступают историки, архивариусы,  используются  фрагменты фильмов о Петре Первом, инсценирование,  выступления учеников с сообщениями.  

Открытый урок по этой теме  был проведён на семинаре директоров,  прошёл очень интересно.  Материалы этого урока можно использовать по своему усмотрению для изучения  романа "Пётр Первый"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_romanu_a.tolstogo_pyotr1_a.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Шугаепова Р.З., учитель русского языка и литературы  МОУ «СОШ №6» г.Тында

Интегрированный  урок литературы по роману   А.Н.Толстого «Пётр Первый»  и истории  в 11кл.

Тема: «Личность Петра и петровская эпоха»

Оборудование: портрет Петра  Первого, плакаты с эпиграфами, презентация, фильм  о Петре 1

Эпиграфы:                                                Что за Россия, заклятая страна,-

                                                        Когда же ты с места сдвинешься?

                                                                А.Толстой  «Пётр Первый»

                                                        Наполеон – это ещё не есть Франция.  Но Пётр

                                                        Первый – это Россия, её плоть и дух, её

                                                        характер, воплощение всех её добродетелей

                                                        и  пороков.

Ученик:  

На берегу пустынных волн

Стоял он дум высоких полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко,

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел

И думал он:

Отсель грозить мы будем  шведу

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Учитель:

Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Вас, вступающих в жизнь, личность Петра и его эпоха, наверное,  особенно  заинтересовала и заставила задуматься о многом, тем более что мы живём в очень сложное и трудное время. И вам, нашим  сегодняшним выпускникам,  придётся решать судьбу страны. А сегодня нам предстоит определить:

  1. Почему личность Петра привлекает внимание,  и споры о нём не утихают?
  2. Какие уроки можно  извлечь из деятельности Петра?

- Обратимся к книге А.Н.Толстого «Пётр Первый». Начало книги рисует допетровскую Русь. Какая же она была?     Книга 1, гл.1, подглавок 2,3,10.

Ученики:

-  С первых страниц романа возникает образ России.  Чувством гордости  проникнуты слова о полноводных реках,  о мощи лесов, земля российская богата уральской рудой, лучше которой «быть невозможно и во всём мире не бывало»  Писатель с болью отмечает, что  природные богатства  России, на которые с завистью поглядывают  иностранцы,  остаются неиспользованными.

Мужикам живётся очень тяжело. Стоя на дворе, Ивашка и Цыган рассуждают:  «Хорошего ждать неоткуда. Прежде легче было:  не понравилось, ушёл  к другому помещику. Ныне это заказано, - где велено, там и живи. Велено кормить Василия Волкова,- как хочешь, так и корми. Все стали холопами. И ждать надо: ещё труднее будет».

А Данило Меньшиков рассказывал:   «Казна за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам. А поди, пошуми, - сажают за караул.   Все обнищали. Такая тягота от даней, оброков, пошлин,- беги без оглядки.  Посадские от беспощадного тягла бегут кто в уезды, кто в дикую степь».

- Допетровская Русь была нищая, тёмная, разорённая бунтами, грабежами, воровством и налогами. Тяжко жилось, скудно. НЕ только холопам, стрельцам, но и боярам и бедным дворянам, таким, как Василий Волков и Михайло Тыртов. «Ни ремёсел, ни войска, ни флота… Одно – три шкуры драть, да и те худые…»

Ощущалась необходимость коренных изменений жизни.

Учитель истории:

Как нужно было изменить положение России, что  подсказывала жизнь?

Ученик:

Нужен был реформатор: человек умный, чтобы смог понять необходимость преобразований, и деятельный, чтобы смог их исполнить.

Учитель литературы:

Как А.Н.Толстой  решает эту проблему? Обратимся к книге «Пётр Первый».

Ученики:

- Голицын не может стать реформатором, потому что он безвольный и нерешительный идеалист и мечтатель, конечно, он мыслит о преобразовании государства, о необходимости реформ.

(глава 2, подглавок 5, книга 1)  Голицын написал «О гражданском житии или поправлении всех дел, яже надлежит обще народу»..

«Надобно завести академии и науки, населим трудолюбивым крестьянством пустыни наши. Дикий народ превратим в грамотеев  и т.д. Автор убеждает нас, что не Голицыну вести Россию вперёд по пути преобразований: он  оторван от жизни,  далёк от народа, ему не хватает энергии, воли, решимости,  настойчивости  в достижении цели, т.е. всего того, что нужно настоящему преобразователю.

- А когда он повёл войска на Крым, в тяжёлом положении находится его войско, но он думает лишь о славе, старается  отмахнуться от реальной действительности. При первом же столкновении с трудностями его  охватывает отчаяние, его бездействие губит войско- к практической деятельности он не  способен.

- Рассказ ученика о походе Голицына на Крым.   Книга  1, глава 3, подглавок 1

- Только Пётр способен был изменить судьбу России,  так как он был умным и сумел понять,  что плохо на Руси, без ханжеской гордости признал, что иностранцы правы и что надо учиться у Европы торговать; плавать по морям.  Пётр, правда, не сразу принялся за преобразования. Вначале он «кукуйский кутилка», любитель вина, потех, был далёк от политики. Но когда увидел большие торговые корабли в Архангельске, рядом с которыми  смешно выглядели домодельные каркасы, вот здесь он почувствовал необходимость больших дел.

Фрагменты  фильма о Петре.

Учитель литературы:

Покажите, что учителем Петра была жизнь.

Ученики:

- Без преклонения и самоуничижения, но просто и по-доброму учился Пётр сам,  знал многие ремёсла и учил своих, русских, нанимая для этого в Европе лучших специалистов. Государь совершил поездку в европейские страны, в том числе в Голландию, где работал в качестве простого мастерового. Книга 1, глава 7, подглавок 8.

- Вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнуло веры Петра в возможность взятия Азова, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опустились руки, как у Голицына, наоборот,- неудача бешеными удилами взнуздала его.

Не о себе он думает, когда покидает армию под Нарвой, хотя знает, что все от него «морды отворотят», а лишь о спасении государства, ради которого он жертвует «своим стыдом и позором».  Из каждой неудачи Пётр умеет извлекать  необходимые уроки. «Конфузия – урок добрый, - говорит он. – Славы не ищем. И ещё десять раз разобьют, потом уже мы одолеем».

- Пётр учится и у простого народа.  Эпизод из книги 2, глава1, подглавок 10.  Доказывает это. Здесь кузнец  Жёмов  обучает мастерству Петра.

«Пётр в грязной рубахе, в парусиновом  фартуке, с мазками копоти на осунувшемся лице, сжав рот в куриную гузку, осторожно длинными клещами поворачивал в том же горне якорную лапу.»

И т. д.  зачитать из книги до слов: «Пётр шёл по берегу у самой воды»

 -  Также Пётр учился у людей. Например, Алексашка Меньшиков и Алёшка Бровкин были помощниками Петра.  Меньшиков был наделён от природы красивым лицом и статью, обладал хитрым, изворотливым умом, смелостью, сметливостью, бойкостью.  Первый  раз он встречается с царём на реке Яузе, ещё будучи подростком.  Уже тогда сумел он удивить Петра и выманить у него рубль, деньги по тем временам очень немалые.  Через несколько лет они встречаются  вновь, и Александр прочно занимает  место около государя,  становится для него  незаменимым  другом и советчиком, а когда надо – верным слугой.

В  Азовском походе Меньшиков удивлял всех храбростью. «Только пришедший с царём Меньшиков геройски подбоченивался,- голова обвязана тряпкой, шпага опять в крови: был на стенах… Его, дьявола, смерть не брала» И так всю жизнь: Алексашка ездит в Европу с царём, рубит с ним головы  мятежникам. Он строит заводы и флот, ведёт переговоры и добывает деньги.

- Рассказ  ученика об Алёшке Бровкине.

Инсценирование эпизода из главы 5, подгл. 15, книга 1

Пётр (сидя):

Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать. Смешно… Стыдно…  Какой была,- сонной, нищей, неповоротливой,- такой и лежит Россия.  Какой там стыд! Стыд у богатых,

у сильных. А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза. Люди вы, или  за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье,- подгнили, как  дерево, склонившееся на мхи?  

Чёрт привёл родиться царём в такой стране!

А что сделано за эти годы – ни  дьявола:  баловался! Васька Голицын каменные дома строил,  хотя и бесславно, но ходил воевать, мир  приговорил с Польшей. Будто ногтями схватывает сердце,- так терзает раскаяние, и злоба на своих русских,  и зависть к самодовольным купцам,-  распустят вольные паруса, поплывут домой в дивные страны. А ты в московское убожество. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать, перепороть…   Но  кого? Кого?

-  Франц? Иди-ка…(Лефорт присел к Петру)

-  Тебе плохо, Петер?

-  Нет, Франц, хочу купить два корабля в Голландии.

-  Что ж это хорошо.

-  Да ещё тут построим…  Самим товары возить…

-  Весьма хорошо.

-  А ещё что мне посоветуешь?

-  Я давно этого ждал, Петер.  Ты в возрасте больших дел.

-  Каких?

-  Герои римские, с коих и поныне берём пример. Герои полагали славу свою в войне…

-  С кем? Опять в Крым лезть?

-  Без  Чёрного с Азовским морем тебе не быть, Петер. Давеча Пельтенбург на ухо меня спрашивал, неужто  русские всё ещё дань платят крымскому хану. И не быть тебе, Петер,  бе Балтийского моря… Не сам – голландцы заставят. В десять раз, они говорят, против прежнего стали бы вывозить товару, учини ты гавани в Балтийском море.

-  Со шведами воевать? С ума сошёл.  Смеёшься, что ли?  Никто в свете их одолеть не может,  а ты.

-  Так ведь не завтра же, Петер…  Ты спросил   меня, отвечаю:  замахивайся на большее, а по малому – только кулак отшибёшь.

Рассказ  ученика о Лефорте.

- Особое место среди близких царю людей занимал  Франц Лефорт. С раннего юношества тянулся Пётр к иноземцам, потому что видел, что у них наиболее  высокая культура, они живут богаче и легче, лучше, чем русские. И царь-преобразователь хотел перенять у них всё, что ему нравилось, стремился  научиться всему. Лефорт стал ему  необходим.

«За время  троицкого сиденья Лефорт стал нужен Петру, как умная мать ребёнку: Лефорт с полуслова понимал его желания, стерёг от опасностей, учил видеть выгоды и невыгоды и, казалось, сам горячо его полюбил…»

        Писатель очень верно выделил, что  «Пётр любил в Лефорте свои сладкие думы о заморских землях,  прекрасных городах  и гаванях с кораблями и отважными капитанами… - всё, что с детства мерещилось  из-за границы».  Много потакал слабостям и забавам молодого государя Лефорт, но и очень многому   научил он его. И поэтому когда  Франц умирает, то Пётр чувствует, что словно осиротел. Зато  недоброжелатели  и недруги  царя ликуют, считая, что конец теперь «иноземной власти»…  «Сдох проклятый советчик».

Учитель истории:  Что  история  рассказывает об отношениях Петра с народом?

                        Расскажите о подушной подати, о государственных  налогах.

Демонстрация фрагмента фильма о Петре (кадры о реформах Петра)

Учитель литературы:   Как проявляется личность Петра в поступках?  Расскажите о его  реформах.

4 архивариуса  читают указы Петра  о реформах.

Ученики:

Бояр заставлял чистить зубы, брить бороды, носить европейскую одежду. Дворянам велено было одеваться в иноземное короткое платье, парик, собираться  на ассамблеи, знать политес, учиться танцевать, кланяться, вести разговор, понимать языки.

        Развивалась культура.    Были основаны  обсерватория, Кунсткамера (музей естественных наук и древностей), библиотека, Ботанический сад, Академия наук с университетом и гимназией при ней.  Правда, во всех школах к обучению не допускалась основная масса населения – крепостное  крестьянство.  Тем не менее реформы Петра были прогрессивны. Это  был его ответ: «Погодите,  дайте срок, вы увидите, какая Россия азиатская страна».

Учитель литературы:

Как народ сопротивляется реформам?

Ученики:

- Бояре были против новых налогов царя, протестовали против иноземного влияния.  Народ бежал к раскольникам. От  царских указов спасались самосожжением. Церковь  требовала прекратить новшества,  иноземцев выбить из России. Призывы Петра укрепить военное положение страны встречали отпор.   «Упиралась вся Россия»- пишет Толстой.  Силой кнута  закладывались первые верфи. И всё-таки подымались мачты петровской флотилии, которая принесла славу России.

Книга 1, глава 7, подгл.2

- Раскрылся  заговор среди донских казаков, во главе обнаружился полковник Цыклер.  Цыклер говорил: «А убьёте его,- вам,  казакам,  никто мешать не станет,  сделаете,  как делал Стенька Разин…    А сделаете  так,   потом царём хоть меня выбирайте: я – за старую веру, и  простых,  непородных люблю»

-  По приказу Софьи восстали стрельцы  против Петра. Кровавую расправу учинил царь всем виновникам этого бунта.

Учитель истории:  назовите варварские  средства борьбы против варварства.

Учитель литературы:   А теперь  обратимся к книге. Как Толстой раскрыл варварство Петра?

Ученики:

- Пётр был беспощаден в борьбе со старым. Особенно жестоко расправлялся с теми, кто сначала пытался свергнуть его с престола и посадить Софью, а затем настраивал против него сына и  наследника Алексея.  Жестокость же вообще характерна для этого времени,  тем более что царь обладал вспыльчивым,  бешеным нравом и огромной физической силой. Толстой неоднократно рисует сцены то кровавых расправ, то диких забав и шуток царя. В борьбе за свои реформы Петру был необходим и такой сподвижник на Москве,  князь-кесарь Фёдор Ромадановский, ведавший расправами над всеми, кто умышлял против царя и государства. «Дел у него было чрезмерно много больших, государских» (конец 1 книги, подгл.21)

-  Закованных стрельцов отовсюду отвозили в Преображенскую слободу, сажали под караул по избам и подвалам. Костры горели всю ночь в слободе перед избами, где происходили пытки. В 14 застенках стрельцов поднимали на дыбу, били кнутом, сняв, волочили на двор и держали над горящей соломой.

        Давали пить водку, чтобы человек ожил, и опять вздёргивали на вывороченных руках, выпытывая имена главных заводчиков.

        Книга 1, глава 7, подгл. 21

30 виселиц, на коих 230 стрельцов повешены.   Казнь попов, участников мятежа  27 октября.

930 человек обагрили кровью Красную площадь.  Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по  тёмным  углам.  Кончилась византийская Русь.

Учитель литературы:

Из всего сказанного возникает вопрос: почему же личность Петра привлекает внимание,  и споры о нём не утихают?

Ученики:

- Я думаю, личность Петра привлекает внимание многих писателей, художников, так как он, Пётр Великий, сделал  очень  много для России. Если бы не было его преобразований, то неизвестно, что было бы с нами.   Но споры  не утихают,  так как  слишком велики были жертвы. Известно, что идею романа о Петре подсказал Толстому Сталин во время встречи в начале 30-х годов в доме М.Горького.  Изображение Петра в романе как бы оправдывает деятельность Сталина. Хотел  этого  или  не хотел талантливый писатель, он прославил тирана, а в самом романе проходит мысль о том, что великая цель оправдывает любые средства. В романе царь рисуется как прогрессивный деятель, а ведь на самом деле он максимально укрепил крепостное право в России,  ликвидировав  возможность развития страны по  образцу  европейской цивилизации.  Преобразования  Петра осуществлялись за счёт крепостного труда.

- С человеческой точки зрения мы ценим Петра  (его положительные  качества), но не можем оправдать его жестокость,  деспотизм,  грубость, насилие, самодурство,  необузданность,  безжалостность,  диктат.

Учитель истории:

Какие уроки можно извлечь из деятельности этого великого человека?

В России  Петра ценились умы. У нас разбазариваются.

Пётр сформировал армию,  уделял ей особенное внимание. А где сегодня забота о солдатах?

Почему сегодня «цари» наши много говорят о России, много обещают, но Россия не становится мощнее?

Нужен России реформатор, похожий на Петра, чтобы думал в первую очередь не о себе, а о  России.

Учитель истории: Ребята,  на выборах кандидатом в президенты прошёл бы Пётр? Как вы думаете? Почему?

Один из классиков сказал: «Наполеон – это ещё не есть Франция. Но Пётр Первый – это Россия, её плоть и дух,  её характер,  воплощение всех её добродетелей и пороков»

Ученик  читает стихотворение А.Блока «Россия».

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

 Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не  пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

Ну что ж? одной заботой боле-

Одной  слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в  дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Выставление отметок.

Д/з:  написать сочинение на одну из тем:

  1. О чём заставляет задуматься роман А.Н.Толстого «Пётр Первый»?
  2. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого  «Пётр Первый».

Другие материалы к изучению   романа  «Пётр  Первый»

Посещение Архангельска  1694 г.           глава 5, п.15,  п.20

Неудачный первый Азовский поход Петра       1 книга , 6 глава

Разгром под  Нарвой.   Пётр по собственному выбору проходит через стыд ради страны

Уроки.  Заграничные поездки Петра        глава 7, п.1,2

На корабле «Святой Георгий»                глава 7, п.4

Пётр у курфюрстин  глава 7,  п. 8,9,10

Приезд в Москву.  Реформы Петра  глава 7, п.18

Казнь стрельцов,  бывших  за Софью   глава 7, п.21

Ужасом  была охвачена вся страна. Кончилась византийская Русь

 1 книга

Постепенное обогащение личности Петра,   духовное развитие Петра,  изменение его привычек,  его внешнего облика.

Дикие необузданные страсти, неумение владеть собой, самодурство.   В  его  внешних чертах заметны неуклюжесть,  диковатость,  смущение, застенчивость,  часто переходящие в порывы бешенства.

Софья ничем не уступает Петру в необузданности своего нрава, в тёмных страстях.

2 книга

Толстой указывал на «большую  психологичность» 2 книги.

Любовь Петра сначала к Анне Монс,  потом к Екатерине.  Пётр способен на большое чувство.

3 книга      (1943 – 1944)

Взятие Нарвы и Юрьева

Автор хотел завершить  роман  Полтавской битвой.   Толстой  показывает  органическую  связь  первых военных  неудач  Петра в Азовском  походе и в Северной  войне с общей и военной отсталостью допетровской Руси.

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Интегрированный урок литературы по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Интеграция с историей и искусством. Лучше проводить в профильном классе. Можно использовать при подготовке к уроку....

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

Интегрированный урок (литература+история) по теме "Герои партизанской войны и их исторические прототипы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Материал представляет собой план-конспект интегрированного урока с раздаточным материалом. Данный урок является заключительным с системе уроков  по теме "Партизанская война в романе Л. Н. Толстог...

Презентация интегрированного урока литературы и истории по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Презентация содержит цели и задачи интегрированного урока, иллюстративный материал...