Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Маненькова Ирина Павловна

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
         Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

         Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 
        Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
         1. Зрительный фактор. Срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

         2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Следовательно, учителю необходимо развивать фонематический слух у детей. 

         3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
        
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как

надо писать.      

     Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится,

вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет.

         В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

         К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

 3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

               Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 1.     Списывание

 Внимательно прочитай предложение.

 Повтори его не заглядывая в текст.

 Подчеркни в предложении все орфограммы.

 Прочитай предложение орфографически.

 Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

 Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

 Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

        Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю, по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем родитель называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

          Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

            Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

       Спиши слова определённой части речи.

       Выпиши словосочетания.

 

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 

4.     Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 

5.   Скоростное письмо .
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1). Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2) Самостоятельное чтение хором.
3)Объяснение орфограмм (коллективно).
4)Считают количество предложений в тексте.
5) Чтение по предложениям.
6) Орфографическое чтение.
7) По команде учителя запись текста на

время (1-2 мин.).
8) Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9) Проверка написанного.

 

6.     Письмо по памяти.

Письмо по памяти имеет очень большое значение в обучении русскому языку.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

 1) Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

 2)  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

 3) Упражнение в запоминании.

4)Орфографическое чтение слов с орфограммами.

 5) Запись.

 6) Проверка.

 7.     Диктант

     Предупредительный диктант

     Объяснительный диктант

     Выборочный диктант

     Свободный диктант

     Самодиктант

     Зрительно-слуховые диктанты

        Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительная память.

       Диктант с постукиванием. 

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

       «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

       Словарный диктант.

    9. Орфографические минутки

             

        Результатом работы  в этом направлении стало снижение количества ошибок  в письменных работах учащихся. Ребята которые на протяжение года занимались списыванием текста (и дома в том числе) улучшили  свой результат, стали допускать меньше ошибок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...