Развивающий контроль на уроках русского языка
статья по теме
Виды и функции контроля, думаю, хорошо известны всем педагогам. Данная статья - еще одна попытка систематизировать материал по специфике развивающего контроля на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchiy_kontrol_kak_vid_raboty_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающий контроль как вид работы на уроках русского языка
Бушина Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Глазовская средняя
общеобразовательная школа»
с. Глазово Конышевского района Курской области
В настоящее время на этапе модернизации российского образования школа находится в условиях внедрения ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход. Именно он позволяет развивать личность обучающегося на основе учебной деятельности.
Уроки системно-деятельностной направленности, в зависимости от реализуемых целей, можно разделить на четыре группы: уроки «открытия» новых знаний, уроки рефлексии, уроки общеметодологичекой направленности, уроки развивающего контроля. Остановлюсь на специфике последней группы.
На уроках развивающего контроля обучающиеся овладевают универсальными способами деятельности, приобретают способность к самовоспитанию, самоизменению, саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроля и самооценки своей деятельности. Данные уроки проводятся в конце изучения крупных тем, разделов и предполагают выполнение контрольной работы и ее рефлексивный анализ.
В педагогике выделяют три формы организации уроков развивающего контроля:
- самоконтроль. Ученик самостоятельно сравнивает свою работу с предоставленным ему эталоном и оценивает ее на основе установленных критериев;
- взаимоконтроль. Эталон находится у другого ученика. Формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, выставленной другим, и рефлексивный анализ ошибок, если таковые имеются;
- педагогический контроль. Эталон находится у учителя. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Уроки развивающего контроля включают в себя следующие этапы:
Первый урок (Проведение контрольной работы):
- Мотивация (самоопределение).
- Актуализация (выполнение работы).
- Самоконтроль.
Второй урок (Анализ контрольной работы):
- Локализация индивидуальных затруднений.
- Построение проекта коррекции выявленных трудностей.
- Реализация проекта (работа над ошибками).
- Закрепление способов действий, вызвавших затруднение (обобщение затруднений во внешней речи).
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Решение задач творческого уровня.
- Рефлексия учебной деятельности.
На уроках русского языка наиболее эффективны, на мой взгляд, в качестве средства развивающего контроля тестовые задания, которые реализуются на этапах актуализации и самоконтроля знаний. Конечно, нельзя отказываться от диктанта как одного из главных способов проверки уровня знаний по русскому языку, но и тестовые задания имеют ряд преимуществ (если говорить о развивающем контроле):
- проверять работу может как учитель, так и сам ученик по эталону;
- способствует обучению детей самоконтролю;
- дает возможность быстро проверить знания у большого количества учащихся;
- позволяет максимально объективно оценить знания учеников.
Так, после изучения темы «Правописание гласных в корнях слов» в 6 классе учащиеся выполняют тесты, связанные не только с написанием букв в корнях (задание тапа: «В каком ряду пропущена одна и та же буква?» или «В словах какого ряда пропущена буква А?») – это возможно проверить и в диктанте –, но и задания на распознавание орфограмм: «В каком ряду все слова с проверяемой безударной гласной?», «В каких словах написание чередующейся гласной зависит от последующего суффикса?» и т.п.. Подобные тесты представляют собой задания с выбором ответа, но возможны и комбинированные тесты, особенно эффективные и необходимые в 9 – 11 классах. Примеры тестов сейчас предлагаются в огромном количестве, поэтому приводить пример нет необходимости. Все это предлагается на первом уроке, т.е. при проведении контрольной работы.
Более важной, я считаю, является работа на втором уроке. Именно она помогает ученикам осмыслить свои ошибки и тем самым избежать их в будущем. На втором уроке учащиеся планируют свои действия по устранению ошибок и самостоятельно устраняют их, проводя самооценку написанного. Учитель корректирует их действия:
- Проанализируйте свои затруднения. Кто не справился с заданием? В чем вы видите причину ошибки? Вспомните правило.
Проанализировав свои затруднения, обучающиеся выполняют самостоятельную работу, выбирая те задания, в которых были допущены ошибки. Ученики, не допустившие ошибок при выполнении работы, выступают в роли консультантов или выполняют задания творческого характера или повышенной трудности (выбор вида работы делают сами). Это способствует формированию логического мышления, умения критериально обосновывать свою точку зрения, критически относиться к своим способностям.
На этапе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей контрольно-коррекционной работы, осознают методы преодоления трудностей. В этом им помогают вопросы учителя в том числе:
- Какие ошибки смогли исправить сами? В чем нужна помощь? Что необходимо повторить?
Отметка в журнал может выставляться как за работу на каждом уроке, так и общую, с учетом умения ученика проводить коррекцию своей работы.
Таким образом, урок развивающего контроля формирует навык самоконтроля, последовательности и систематизации в отработке навыка самостоятельной работы. Этот результат является метапредметным, т.к. приобретенный навык помогает учащимся выполнять и анализировать тестовые задания и на других уроках. Это качественный результат. Применяя данный вид работы в своей деятельности, мне удалось достигнуть и количественного показателя: ученики успешно сдают экзамены в форме ЕГЭ и ГИА по русскому языку; средний балл по экзамену в классах, где систематически проводились уроки развивающего контроля, выше среднего по району и области. Кроме того, умение анализировать свою работу подобно описанному помогает ученикам в самостоятельной подготовке к экзамену.
Итоговая форма контроля знаний – экзамен, основанный на тестовых технологиях. Поэтому на уроках русского языка необходимо использовать тестовые задания в качестве средства развивающего контроля: они многофункциональны, предназначены главным образом для проверки сформированности у обучающихся универсальных учебных действий, в совокупности с традиционными видами контроля позволит объективно проанализировать состояние всего комплекса языковой и речевой подготовки по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развивающие технологии на уроках русского языка
развивающие технологии на уроках русского языка...
Методические рекомендации " Приемы развивающего обучения на уроках русского языка"
Методические рекомендации состоят из теории, в которой представлен опыт работы по данной теме, и конкретных заданий для учащихся, которые можно использовать при подготовке к интедллектуальным ма...
Тестовая форма контроля на уроках русского языка в 10-11 классах (с помощью компьютера)
Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы « в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С.Пушкин, надо...
«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
Переход детей из начальной школы в среднюю часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с по...
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
В материале рассматриваются формы и методы организации контроля на уроках русского языка, аргументы "за" и "против" выставления оценок....
Разноуровневый текущий и итоговый контроль на уроках русского языка в 5-6 классах
Разноуровневые задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности учащихся, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого...
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида
Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...