Разноуровневый текущий и итоговый контроль на уроках русского языка в 5-6 классах
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Разноуровневые задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности учащихся, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Контроль – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент выбора уровня задания, несомненно, полезен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevyy_tekushchiy_i_itogovyy_kontrol_na_urokah_russkogo_yazyka_v_5-6_klassah.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Разноуровневый текущий и итоговый контроль
на уроках русского языка в 5-6 классах.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Но в существующей практике обучения всё чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным и психофизическим особенностям, интересам и т.д. Отсюда возникает востребованность технологий разноуровневого обучения и разноуровневого итогового и текущего контроля.
Современная школа требует деятельностного подхода в обучении. «Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает»*. Всё, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. Мотивация тесно связана с понятием личностно-ориентированного подхода, который предполагает повышение познавательного интереса учащихся. В методике под интересом понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это проявляется в пытливости, в любознательности, активности на уроке».** Пятый, шестой класс – это такой возраст, когда в полную меру можно «эксплуатировать» такие мотивационные возрастные особенности, как соревновательность, желание быть первыми и быть успешными в различных видах деятельности.
Если виды итогового контроля достаточно широко представлены (разноуровневые тесты, тесты с дополнительным блоком заданий, тесты с заданиями повышенной трудности, разный уровень сложности грамматического задания при диктанте, творческие работы, проекты и т.д.), то виды разноуровневого текущего контроля практикуют не так часто.
В своей работе я использую следующие виды и формы проверки знаний учащихся при текущем контроле:
*Леонтьев А.А. Основы речевой деятельности , М. «Наука», 1974
**Баранов М.Т. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к уроку русского языка. М.: Педагогика, 1980
1. Проверка знания теории (текст лингвистического характера) | 1.Прочитать и пересказать параграф. 2.Составить план параграфа. 3.Составить план в вопросно-ответной форме. 4.Составить план в тезисной форме. 5. Пересказать с выводом: зачем это нужно знать. |
2.Проверка знания орфографических и пунктуационных правил. | 1. Рассказать правило с примерами из учебника. 2. Подобрать свои примеры. 3. Подобрать (составить) текст, в котором учащиеся могут найти примеры к правилу. 4. Составить алгоритм. 5. Составить таблицу, схему (чаще задание связано с похожей орфограммой). 6. Задание «Нарисуй правило». 7. Написать сочинение-миниатюру «Что я знаю о …» (например, «Что я знаю о суффиксах –чик- и –щик-»). 8. Придумать задание викторинного типа (например, «Узнай часть речи»). |
3. Проверка письменной работы (в том числе домашнего упражнения). | 1. Самостоятельно по контроль-карточке. 2. Самостоятельно по учебнику. 3. Самостоятельно со словарём. 4. Взаимопроверка. 5. Подготовить вопросы по упражнению. 6. Найти интересное слово (предложение) для различных видов разбора и сделать эти разборы. 7. Составить словарный диктант по тексту упражнения с аргументацией выбора слов. 8. Составить лингвистическую задачу по упражнению. |
4.Уроки по развитию речи. | 1. Составить биографическую справку о художнике, писателе и т.д. 2. Подобрать иллюстрацию по теме или нарисовать рисунок. 3. Подобрать цитатный материал. 4. Подобрать текст по теме. |
5. Работа над ошибками. | 1. Традиционная работа над ошибками – объяснение, примеры. 2. Составить таблицу на смешиваемые правила. 3. Составить алгоритм объяснения правила. 4. Составить мини-тест по ошибкам. 5. Составить словарный диктант. 6. Написать карточку-шпаргалку. 7. Выполнить творческую работу «В стране невыученных уроков», обыграв допущенные ошибки. |
Разноуровневые задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности учащихся, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Контроль – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент выбора уровня задания, несомненно, полезен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовая форма контроля на уроках русского языка в 10-11 классах (с помощью компьютера)
Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы « в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С.Пушкин, надо...
Интерактивный тест "Берлин" для текущего контроля на уроках немецкого языка в 6 - 8 классах
Интерактивный тест "Берлин" можно использовать при прохождении темы "Достопримечательности Берлина". Рекомендуется использовать для текущего контроля и после просмотра презентации о Берлине....
Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
В материале рассматриваются формы и методы организации контроля на уроках русского языка, аргументы "за" и "против" выставления оценок....
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...
Итоговый контроль на уроках английского языка
Методика организации итогового контроля на уроках иностранного языка...
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ
В статье описано применение разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы....
Итоговый контроль. 11 кл. русский язык
В презентации даны тренировочные упражнения по теме "Производные предлоги"...