Разноуровневый текущий и итоговый контроль на уроках русского языка в 5-6 классах
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Безукладникова Тамара Сергеевна

 

Разноуровневые задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности учащихся, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Контроль – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент выбора уровня задания, несомненно, полезен.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разноуровневый текущий и итоговый контроль

на уроках русского языка в 5-6 классах.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Но в существующей практике обучения всё чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в учебной группе:  по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным и психофизическим особенностям, интересам и т.д. Отсюда возникает востребованность технологий разноуровневого обучения и разноуровневого итогового и текущего контроля.

Современная школа  требует  деятельностного  подхода в обучении. «Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает»*. Всё, что мы делаем, мы делаем почему-либо и ради чего-либо. Мотивация тесно связана с понятием личностно-ориентированного подхода, который предполагает повышение познавательного интереса учащихся. В методике под интересом понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это проявляется в пытливости, в любознательности, активности на уроке».** Пятый, шестой класс – это такой возраст, когда в полную меру можно «эксплуатировать» такие мотивационные возрастные особенности, как соревновательность, желание быть первыми и быть успешными в различных видах деятельности.

Если виды итогового контроля достаточно широко представлены (разноуровневые тесты, тесты с дополнительным блоком заданий, тесты с заданиями повышенной трудности, разный уровень сложности грамматического задания при диктанте, творческие работы, проекты и т.д.), то виды разноуровневого текущего контроля практикуют не так часто.

В своей работе я использую следующие виды и формы проверки знаний учащихся при текущем контроле:

*Леонтьев А.А. Основы речевой деятельности , М. «Наука», 1974

**Баранов М.Т. Пути развития у школьников 5-8 классов  интереса к уроку русского языка. М.: Педагогика, 1980

1. Проверка знания теории (текст лингвистического характера)          

1.Прочитать и пересказать параграф.

2.Составить план параграфа.

3.Составить план в вопросно-ответной форме.

4.Составить план в тезисной форме.

5. Пересказать  с выводом: зачем это нужно знать.

2.Проверка знания орфографических и пунктуационных  правил.

1. Рассказать правило с примерами из учебника.  

2. Подобрать свои примеры.

3. Подобрать (составить) текст, в котором учащиеся могут найти примеры к правилу.  

4. Составить алгоритм.

5. Составить таблицу, схему (чаще задание связано  с похожей орфограммой).

6. Задание «Нарисуй правило».

7. Написать сочинение-миниатюру «Что я знаю о …» (например, «Что я знаю о суффиксах –чик- и –щик-»).

 8. Придумать задание викторинного типа (например, «Узнай часть речи»).

3. Проверка  письменной работы (в том числе домашнего упражнения).

1. Самостоятельно по контроль-карточке.

2. Самостоятельно по учебнику.

3. Самостоятельно со словарём.

4. Взаимопроверка.

5. Подготовить вопросы по упражнению.

6. Найти интересное слово (предложение) для различных видов разбора и сделать эти разборы.

7. Составить словарный диктант по тексту упражнения с аргументацией выбора слов.

8. Составить лингвистическую задачу по упражнению.

4.Уроки по развитию речи.  

1. Составить биографическую справку о художнике, писателе и т.д.

2. Подобрать иллюстрацию по теме или нарисовать рисунок.

3. Подобрать цитатный материал.

4. Подобрать текст по теме.

5. Работа над ошибками.  

1. Традиционная работа над ошибками – объяснение, примеры.

2. Составить таблицу на смешиваемые правила.

3. Составить алгоритм объяснения правила.

4. Составить мини-тест по ошибкам.

5. Составить словарный диктант.

6. Написать карточку-шпаргалку.

7. Выполнить творческую работу «В стране невыученных уроков», обыграв допущенные ошибки.

Разноуровневые задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности учащихся, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Контроль – стимул к регулярным занятиям, к добросовестной работе учащихся. В этом отношении присутствующий в большинстве случаев проверки элемент выбора уровня задания, несомненно, полезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая форма контроля на уроках русского языка в 10-11 классах (с помощью компьютера)

Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы « в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С.Пушкин, надо...

Интерактивный тест "Берлин" для текущего контроля на уроках немецкого языка в 6 - 8 классах

Интерактивный тест "Берлин" можно использовать при прохождении темы "Достопримечательности Берлина". Рекомендуется  использовать для текущего контроля и после просмотра презентации о Берлине....

Методы и формы организации контроля на уроках русского языка

В материале рассматриваются формы и методы организации контроля на уроках русского языка, аргументы "за" и "против" выставления оценок....

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией

Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...

Итоговый контроль на уроках английского языка

Методика организации итогового контроля на уроках иностранного языка...

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КЛАССАХ С ДЕТЬМИ С КИ

В статье описано применение разноуровневых заданий на уроках русского языка и литературы....

Итоговый контроль. 11 кл. русский язык

В презентации даны тренировочные упражнения по теме "Производные предлоги"...