Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология."
тест по русскому языку (7 класс) на тему
Работа "Лексика и фразеология"предназначена для контроля знаний учащихся 8 класса во время повторения в начале года . Данный материал универсален, можно ислользовать в работе по любому УМК не только для контроля знаний. но и для практикума по повторению раздела "Лексика и фразеология" как в 7 классе, так и в 9 классе при подготовке К ОГЭ..Материал представлен в 6 вариантах, каждый из которых имеет теоретическую (задание1-5) и практическую (задание 6-12) части. Это позволяет качественно и повторить изученное и проверить уровень усвоения материала. Для болле быстрой проверки выполнения работы к каждому варианту имеются ответы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_i_frazeologiya.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексика и фразеология
Вариант 1
1. Что такое лексика?
2. Назовите группы слов с точки зрения исторического формирования лекси-
ки.
3. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются …..
4. Слова, вышедшие из активного употребления, называются………………...
5. Из данных слов исключите лишнее:
красный, рубиновый коралловый, кумачовый
6. Необщеупотребительные слова объединены в группу:
а) кочет, гутарить, зараз;
б) петух, говорить, сейчас;
в) щелочь, сонорные, вокализ
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни, запишите их значение:
- фоне (греч. – _________:
- теле (греч.) – _________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
агрессия - …………… миграция - ……………..
сувенир -…………… адвокат - ………………
дистанция - ……………
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
чело - ________
зело- ________
длань- _________
10. Объясните разницу в значении слов:
болотный – болотистый; доброта – добротность.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Почва в этом районе тяжёлая, глиняная
Водяные ресурсы нашей страны велики, но не вечны.
Он оказался завистливым, жадным, двуликим человеком.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
втирать очки -
наломать дров -
витать в облаках -
Лексика и фразеология
Вариант 2
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Что такое жаргон?
3. Вторичное значение слова, возникшее на основе прямого …………
4. Слова одой и той же части речи с противоположным лексическим значе
нием называются ………………
5. Из данных слов исключите лишнее:
вороной, коричневый, каурый, буланый
6. Устаревшие слова объединены в группу:
а) компьютер, аквариум, тираж;
б) златой, десница, очи;
в) кольчуга, армяк, будёновец.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) био (греч.) –____________:
2) авто (греч.) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
антракт - …………. финал - …………
банкротство - ………… шеф - …………..
имитация - ……………
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
вотще - ________
раченье- ________
длань- _________
10. Объясните разницу в значении слов:
соседний- соседский; надеть - одеть
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Мама сварила рыбий суп.
Порежьте, пожалуйста, сыр.
Сегодня обратно идёт дождь.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
попасть в переплет -
тютелька в тютельку –
строить воздушные замки -
Лексика и фразеология
Вариант 3
1. Назовите основные виды переносного значения слов.
2. Что изучает лексикология?
3. Слова, являющиеся новыми лексическими единицами в определённый ис-
торический период, называются ……………
4. Основное лексическое значение слова называется ……………….
5. Из данных слов исключите лишнее:
кошелёк, мошна, капитал
6. Устаревшие слова объединены в группу:
а) жакет, альбом, интервью;
б) ветрило, пиит, очи
в) забрало, горлан, глоток
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
- актив (лат. ) – ___________:
- метр (греч.) – ___________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
дистанция -……….. панегирик - ………….
колоссальный -………………. адресант -…………
античный - ………………..
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
перст - ________
раченье-______
ланита - _________
10. Объясните разницу в значении слов:
рыбий -_рыбный; искусный - искусственный
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Такова наша генеральская линия.
Её внешность очень эффективная.
Брошенные животные вызывают жалкое отношение у добрых
людей
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
сесть в лужу-
хоть пруд пруди –
перемывать косточки -
Лексика и фразеология
Вариант4
1. Назовите группы слов по употреблению их в речи.
2. Что такое лексикография?
3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специаль-
ности, называются ……………………..
4. Слова, вышедшие из активного употребления вследствие замены их новы
ми, называются ………………….
5. Из данных слов исключите лишнее:
позвоночное, растение, эмбрион, тычинка,
6. Заимствованные слова объединены в группу:
а) брокер, ваучер, факс;
б) дефект, патруль, фойе
в) продавец, золотой, память.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
- био (греч.) – ___________:
- аква (лат.) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
адресат - ……….. комбинировать - …………
реставрация -………….. инициатива- …………….
негативный -…………..
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
пиит - ________
десница -______
перст - _________
10. Объясните разницу в значении слов:
больной – болезненный; практичный - практический
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Командированное удостоверение лежало в кармане пиджака.
Мы приобрели туристическое снаряжение.
Изменения в планировке квартиры утверждала жилая комиссия.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
сломя голову –
яблоку негде упасть –
черепашьим шагом –
Лексика и фразеология
Вариант5
1. Назовите группы слов с точки зрения их происхождения.
2. Что такое фразеология?
3. Новые слова, возникающие в языке, называются……………………
4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются …
5. Из данных сочетаний слов исключите лишнее:
от чистого сердца, из-за больного сердца, капля в море
6. Профессионализмы объединены в группу:
а) вёрстка, втулка, вокализ;
б) гривна, колчан, урядник;
в) фонарь, караул, сарафан.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
1) логос (греч.) –________:
2) моно (греч.) – ________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
рефлексия - ………….. педагог - ……………
гигант - …………….. эпилог - ……………
аромат - …………….
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
перст - ________
очи -______
денница- _________
10. Объясните разницу в значении слов:
представить – предоставить; песчаный песочный.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Нездоровье выдавал больной цвет лица.
Нельзя жить только материалистическими интересами.
Доходчивый бизнес сделал его состоятельным человеком.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
рукой подать –
со всех ног –
в мгновенье ока –
Лексика и фразеология
Вариант 6
1.Что означает понятие «словарный состав языка»?
2. Что такое лексикон?
3. Слова, обозначающие названия предметов и явлений, прекративших суще
ствование в результате развития общества, называются …..
4. Речь жителей той или иной местности называется ………………..
5. Из данных слов исключите лишнее:
желтый, золотой, лимонный
6.Заимствованные слова объединены в группу:
а) глоток, защита, дерзость;
б) дистанция, шкала, синоним;
в) курсор, кутюрье, ксерокс.
7. Приведите примеры имён существительных современного русского язы
ка, содержащих заимствованные корни:
- …графия (греч.) – _______:
- аэро (греч. ) – __________:
8. Замените заимствованные слова русскими:
ресурсы - …………….. локальный - …………
реформа - ………………. синтез - ……………
гармония - ……………
9. Найдите соответствие данным словам в современном языке
око - ________
денница -______
ветрило - _________
10. Объясните разницу в значении слов:
великий – величественный; ничей – ничейный.
11. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Старинные песчаные часы стояли на камине.
Музейные экспонаты требуют бережливого хранения.
Следовало прислушаться к советам практической подруги.
12. Подберите синоним к фразеологизмам:
прикусить язык –
как рыба в воде –
куры не клюю
ответы
В-1
1.словарный запас языка
2.русские, заимствованные
3.заимствованные
4.устаревшие
5.коралловый (и розовый , и белый)
6.а)(устар.); в) (професс.)
7. «звук»: фонетика, фонить, фонограф, микрофон, граммофон,фонотека
«далеко»: телефон, телевизор, телеграф, телеграмма
8. нападение; подарок; расстояние; переселение (перемещение); защитник
9. чело-лоб; зело- очень; длань-ладонь
10. болотный цвет, болотистая местность; доброта взгляда, добротность дела
11. глинистая, водные, двуличным
12.втирать очки- кривить душой, водить за нос, заговаривать зубы;
наломать дров- заварить кашу
витать в облаках- строить воздушные замки,
В-2
1. то, что обозначает слово
2. речь людей определённой социальной или возрастной среды
3. переносное
4. антонимы
5. коричневый
6. б) (арх.); в) (истор.)
7. «жизнь»: биография, биология, биоток, антибиотик
«сам»: автограф, авторитет, автомобиль, авторучка, автономия, авторитет
8. перерыв, разорение, подражание (подделка), окончание (конец), начальник
9. вотще-напрасно; раченье- старанье; длань- ладонь
10. соседний –находящийся рядом; соседский- относящийся к соседу
11. надеть кого-то, одеть что-то
12.попасть в переплёт- попасть в ловушку, попасть впросак, попасть в лапы;
тютелька в тютельку- слово в слово, комар носа не подточит;
строить воздушные замки- витать в облаках
В-3
1. метафора, метонимия, синекдоха
2. слово и лексическое значение
3. неологизмами
4.прямое
5.капитал
6. б)
7. «деятельный»: активист, активность, активизация
«мера, измерение»: сантиметр, милиметр
8. расстояние, великий (громадный), древний, похвала, отправитель
9. перст- палец; раченье- старанье, ланита- щека
10. рыбий-принадлежность к рыбе; рыбный – из рыбы; искусный- мастерский, искусст-
венный- ненатуральный
11.генеральная, эффектная, жалостное
12. сесть в лужу- попасть впросак,
хоть пруд пруди- яблоку негде упасть, куры не клюют, тьма-тьмущая
перемывать косточки- чесать языки
В-4
1. общеупотребительные, ограниченные в употреблении
2.наука о составлении словарей
3.профессиональные
4.устаревшие
5.растение
6.а) ;б)
7. «жизнь»: биохимия
«вода»: аквариум, акванавт
8. получатель, восстановление, отрицательный, соединять, почин
9. пиит- поэт, десница – рука, перст- палец
10. больной человек, болезненный взгляд
11.командировочное, туристское, жилищная комиссия
12. сломя голову- во всю прыть, в мгновенье ока, во все лопатки
яблоку негде упасть- тьма-тьмущая, хоть пруд пруди,
черепашьим шагом- в час по чайной ложке
В-5.
1.Профессиональные, диалектные
2. наука, изучающая устойчивые сочетания слов
3. неологизмы
4.диалектные
5. из-за больного сердца
6. а)
7. «учение»: морфология,
«один»: монолог, монография, монополия
8. отражение, великан, благоухание, воспитатель (учитель), послесловие
9. перст- палец, очи- глаза, денница- утренняя заря
10. представить- показать, предоставить- выделить; песчаный (из песка), песочный ( по ви
ду)
11. болезненный, материальными, доходный
12. рукой подать- бок о бок
со всех ног- сломя голову,
в мгновенье ока- глазом не моргнув
В-6
1. все слова, лексика
2. запас слов одного человека
3. историзмы
4. диалектные
5. золотой
6. б); в)
7. « пишу»: биография, пиктография
«воздух»: аэрогенный, аэробика
8. запасы, преобразование, сочетание, местный, соединение
9. око- глаз, денница -утренняя заря, ветрило- парус
10. великий чеовек, величественное здание; ничей дом, ничейный счет
11. песочные часы, бережного, практичной подруги
12. прикусить язык – держать язык за зубами,
как рыба в воде- свой среди своих, чужой среди чужих
куры не клюют- хоть пруд пруди, тьма-тьмущая
Карточка №1
Лексикология как раздел науки о языке:
- Что является предметом изучения ?
- Дайте определение понятиям «лексика» и «лексикон».
- Для чего нужно изучать лексикологию в школе?
Карточка №2
Лексическое значение слова
- Что такое лексическое значение слова?
- Назовите способы объяснения лексического значения слова (смотри справочный материал). Приведите свои примеры.
- Где и как можно узнать значение слова?
Справка
1-ый способ
лев снеговик светофор кресло лягушка танк
2-ой способ
Сауна – финская баня с горячим сухим воздухом и холодным бассейном
3-ий способ
Актуальный – современный, животрепещущий, злободневный, наболев
ший, острый
4-ый способ
Грубый – вежливый, учтивый, любезный деликатный
5-ый способ
Сожаление – жалость, жалеть, жалостливый, безжалостный, пожалеть
Карточка №3
Лингвистические словари
- Как называется лингвистический словарь, в котором содержится объяснение лексического значения слова?
- Кто был первым автором такого словаря? Как он назывался?
- Используя форзац и справочный материал, расскажите о существующих словарях.
Справка.
Подсчитать количество слов в языке, конечно же, невозможно, и в толковые словари попадают далеко не все слова русского языка. И тем не менее объёмы существующих словарей поражают. Так, в «Толковом словаре» С.И. Ожегова описано значение 80 ты- сяч слов. В «Большом толковом сло варе русского языка» под редакцией С.А.Кузнецо- ва описано значение 130 тысяч слов, а в «Словарь современного русского литератур- ного языка», состоящего из 17 томов, включено 400 тысяч слов.
В перечисленных словарях собраны слова литературного языка, языка художествен- ных, публицистических произведений, печати, радио, науки и т.д.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И.Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
В разговорном языке культурных людей, писателей и поэтов – от 15 000 до 18 000
слов. А тут 200 тысяч! Александр Сергеевич Пушкин, имевший словарь около 20 000
слов, мог выражать самые тонкие душевные переживания. Какую же гамму, какую радугу человеческих чувств, настроений, мыслей может нарисовать народ, обладая несметным сокровищем в 200 тысяч слов!
Карточка №4
Языковые средства, их стилистическая окраска
- Расскажите о строении словарной статьи толкового словаря.
- Как в ней отражается богатство русского языка?
- Как отражается стилистическая принадлежность слова.
- Рассмотрите таблицу, объясните её содержание.
Нейтральные слова | Книжные слова | Разговорные слова |
плакать | рыдать | реветь |
бросать | низвергать | швырять |
есть | вкушать | трескать |
спать | почивать | кемарить |
лицо | лик | морда |
печальный | скорбный | смурной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...
Контрольная работа по разделу "Лексика и фразеология", 5 кл.
4 варианта контрольной работы, проведённой по завершению раздела "Лексика и фразеология" в 5 классе по программе С.И.Львовой....
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" для 6 класса
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" для 6 класса в формате ГИА. Напечатать можно книжечкой....
контрольная работа по лексике и фразеологии
Контрольная работа по лексике и фразеологии. 6 класс по программе Баранова, Ладыженской....
Контрольная работа по лексике, фразеологии, словообразованию
контрольная работа 5 класс...
Тематическая контрольная работа "Текст. Лексика и фразеология"
Демоверсия тематической контрольной работы "Текст. Лексика и фразеология" системы СтатГрад...
Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология".
Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология" в 6 классе....