Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского"Сирень"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно- творческая.Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opisanie_kartiny_konchalovskogo_siren.docx | 216.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа
Октябрьского района»
ТЕМА: «Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского «Сирень»
Учитель высшей квалификационной категории Бочкова Т.Н.
Цели урока:
1)научить детей описывать изображённый поэтический предмет;
2)показать пятиклассникам разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником;
3)ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.
4) воспитывать любовь к родному языку, родной природе.
Оборудование: репродукции натюрмортов П.П. Кончаловского «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна»
ХОД УРОКА.
В этом букете всё живёт, цветёт и радуется
П.П.Кончаловский
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Введение в тему урока.
ЦЕЛЬ: Мотивировать учащихся на творческую работу.
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».
- Запишите в тетради число, тему урока.
Рассказ подготовленного ученика о художнике.
Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. Кончаловский говорил, в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах.
Любимые цветы Кончаловского -сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них - «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна»
Слово учителя. Перед нами одна из лучших картин Кончаловского(1933), изображающая сирень. А вы знаете, откуда пришло название слова «сирень»?
Существует древнегреческая легенда о происхождении сирени.
Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название сирень.
Рассмотрите картину.
Физминутка.
Беседа.
-Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую.)
-Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета (В центре букета –большая ветка белой жемчужной сирени.)
-Какого цвета сирень в нижней части букета? (Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней –розоватая ветка.)
- Опишите сирень ,которая украшает верхнюю часть букета. (Вверху букета- тёмно-красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки.)
- Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени?(Тяжёлые, крупные, )
-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображённому?( изумительная, чудная, восхитительная, дивная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная)
-Все ли листья сирени одинаково освещены? ( вверху и внизу-тёмно-зелёные, в середине букета внизу- зелёные, вверху- салатовые, справа –светло-зелёные с золотистым оттенком.)
- Опишите корзину, в которой стоит сирень.( Корзина плетёная, из ивовых прутьев.)
-На каком фоне изображена сирень.( На фоне сада.)
-Какое настроение создаёт картина? (Хорошее настроение, она напоминает о весне, солнце, о красоте природы.)
Прекрасная сирень воспета многими поэтами.
Что общего в стихотворении Надежды Бурановой «Сирень» с картиной Кончаловского «Сирень»?
Буранова Надежда «Сирень»
О, как застенчива сирень
В холодном и дождливом мае!
Весны капризы принимает,
Мечтая подарить нам день,
Когда волной накроет скверы,
Дворы и мокрые дома
Блаженства розовый туман.
И город изумрудно-серый,
Где ярких зонтиков цветы
Пестрят над толпами прохожих
В своей безликости похожих,
Проснётся вдруг от красоты
И буйства её дивной пены
На листьях, вымытых дождём…
Вот так и мы цветенья ждём
В желаньи счастья неизменны.
-Какие прилагательные , сравнения использует поэтесса для описания сирени ?
-Какую картину вы представляете, прослушав стихотворение?
Учитель делает вывод: и поэт, и художник изображает один и тот же предмет- сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт- слово, художник-рисунок, краски.
-Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Составление плана:
1.Моё первое впечатление о картине.
2.Сирень( её цвет, гроздья, листья)
3.Фон натюрморта.
4. «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется»
Словарно- стилистическая работа.
Объясните лексическое значение слов и орфограммы, которые есть в словах.
Тёмно-красная, бледно-розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная(сирень); голубоватый, серебристый( оттенок); зелёненькие с тоненькими прожилками листья, ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; любоваться, восхищаться, наслаждаться.
Устный рассказ по плану.
Самостоятельное написание сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.
Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....
Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...
Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...
Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс.
Урок развития речи, на котором учащиеся знакомятся с творчеством знаменитого художника, готовятся к написанию сочинения по картине, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас и учатся на...
презентация сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"
Презентация посвящена разработке урока по развитию речи. Урок можно провести как в 5, так и в 6 классе. По УМК Баранов, Ладыженская описание этой картины разбирается в 5 классе....
Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...
Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П,П.Кончаловского "Сирень в корзине"
Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...