Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского"Сирень"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бочкова  Татьяна Николаевна


Урок развития речи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно- творческая.Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opisanie_kartiny_konchalovskogo_siren.docx216.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа

                                    Октябрьского района»

ТЕМА: «Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского     «Сирень»

http://philolog.pspu.ru/userfiles/image/siren_v_korzine_000605.jpg

                             Учитель высшей квалификационной категории Бочкова Т.Н.

Цели урока:

1)научить детей описывать изображённый поэтический предмет;

2)показать пятиклассникам разницу в изображении «поэтического» предмета поэтом и художником;

3)ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину и выражающие оценку.

4) воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: репродукции натюрмортов П.П. Кончаловского «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна»

ХОД УРОКА.        

                                                   В этом букете всё живёт, цветёт и радуется

        П.П.Кончаловский

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Введение в тему урока.

ЦЕЛЬ: Мотивировать учащихся на творческую работу.

- Сегодня  мы  будем писать сочинение по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».

- Запишите в тетради число, тему урока.

Рассказ подготовленного ученика о художнике.

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать  цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. Кончаловский говорил, в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах.

Любимые цветы Кончаловского -сирень. Ей он посвятил множество полотен. Наиболее известные из них - «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень у окна»

Слово учителя. Перед нами одна из лучших картин Кончаловского(1933), изображающая сирень. А вы знаете, откуда пришло название слова «сирень»?

Существует древнегреческая легенда о происхождении сирени.

Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название сирень.

Рассмотрите картину.

Физминутка.

Беседа.

-Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую.)

-Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета (В центре букета –большая ветка белой жемчужной сирени.)

-Какого цвета сирень в нижней части букета? (Фиолетовая с серебристым оттенком и рядом с ней –розоватая ветка.)

- Опишите сирень ,которая украшает верхнюю часть букета. (Вверху букета- тёмно-красные грозди сирени. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые и фиолетовые ветки.)

- Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени?(Тяжёлые, крупные, )

-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображённому?( изумительная, чудная, восхитительная, дивная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная)

-Все ли листья сирени одинаково освещены? ( вверху и внизу-тёмно-зелёные, в середине букета внизу- зелёные, вверху- салатовые, справа –светло-зелёные с золотистым оттенком.)

- Опишите корзину, в которой стоит сирень.( Корзина плетёная, из ивовых прутьев.)

-На каком фоне изображена сирень.( На фоне сада.)

-Какое настроение создаёт картина? (Хорошее настроение, она напоминает о весне,  солнце, о красоте природы.)

Прекрасная сирень воспета многими поэтами.

Что общего в стихотворении Надежды Бурановой «Сирень» с картиной Кончаловского «Сирень»?

Буранова Надежда «Сирень»

О, как застенчива сирень

В холодном и дождливом мае!

Весны капризы принимает,

Мечтая подарить нам день,

Когда волной накроет скверы,

Дворы и мокрые дома

Блаженства розовый туман.

И город изумрудно-серый,

Где ярких зонтиков цветы

Пестрят над толпами прохожих

В своей безликости похожих,

Проснётся вдруг от красоты

И буйства её дивной пены

На листьях, вымытых дождём…

Вот так и мы цветенья ждём

В желаньи счастья неизменны.

-Какие прилагательные , сравнения  использует поэтесса для описания сирени ?

-Какую картину вы представляете, прослушав стихотворение?

Учитель делает вывод: и поэт, и художник изображает один и тот же предмет- сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт- слово, художник-рисунок, краски.

-Как вы понимаете эпиграф  к уроку?

Составление плана:

1.Моё первое впечатление о картине.

2.Сирень( её цвет, гроздья, листья)

3.Фон натюрморта.

4. «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется»

Словарно- стилистическая работа.

Объясните лексическое значение слов и орфограммы, которые есть в словах.

Тёмно-красная, бледно-розовая, белоснежная,  лиловая, жемчужная(сирень); голубоватый, серебристый( оттенок); зелёненькие с тоненькими прожилками листья, ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; любоваться, восхищаться, наслаждаться.

Устный рассказ по плану.

Самостоятельное написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс.

Урок развития речи, на котором учащиеся знакомятся с творчеством знаменитого художника, готовятся к написанию сочинения по картине, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас и учатся на...

презентация сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Презентация посвящена разработке урока по развитию речи. Урок можно провести как в 5, так и в 6 классе. По УМК Баранов, Ладыженская описание этой картины разбирается в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П,П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Пётр Петрович Кончаловский (1876 - 1956)…в цветах есть все, что существует в природе,только в более утонченных и сложныхформах, и в каждом цветке, а особеннов сирени или в букете полевых цветов,надо р...